Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), темпы прироста страховых взносов составят 2-5%, объем рынка не превысит 1070 млрд. руб. Базовый прогноз предполагает относительно умеренный кризис на банковском рынке, сохранение санкций против России на текущем уровне, незначительное сокращение объемов ВВП. По негативному прогнозу RAEX (Эксперт РА), объем страхового рынка в 2016 г. сократится на 1-4%.[5, стр. 104]
Среди основных задач формирования эффективной системы страхования считаем целесообразным выделить следующие:
во-первых, создание полноценной нормативно-правовой базы, способствующей развитию страхового рынка страны;
во-вторых, совершенствование механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
в-третьих, развитие форм трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизма долгосрочного страхования жизни;
в-четвертых, постепенная интеграция отечественной страховой системы в международный страховой рынок.
Однако усиление позиций конкретных игроков на страховом рынке возможно за счет следующих составляющих:
определения перспективных сегментов рынка и соответствующих каналов продаж;
усиления клиентоориентированности; [22, стр. 14]
повышения качества страховых услуг;
оптимизации структуры расходов, включая совершенствование системы риск-менеджмента для получения более полной картины о величине и природе принимаемых рисков. [24, стр. 58]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены основные показатели и индикаторы российского страхового рынка, глубина проникновения страхования в экономику. Акцентировано внимание на современных проблемах страхового рынка. Выявлены недостаточность уровня страхового надзора, пассивность проводимой страховщиками политики привлечения клиентов, отсутствие страховой культуры хозяйствующих субъектов и граждан, ограниченные возможности страхователей по получению страховой защиты. Обозначены направления развития страховых отношений, позволяющие обеспечить устойчивость и поступательное расширение рынка страховых услуг. Определена необходимость развития инфраструктуры страхового рынка через стимулирование деятельности профессиональных союзов и ассоциаций страховщиков.
Следует заметить, что в последние годы отмечено укоренение позиции страхования как неотъемлемого и значимого звена финансовой системы, но остро встаёт проблема повышения эффективности страхового бизнеса. Изучение специальной литературы позволяет заключить, что в течение нескольких предшествующих лет страховые компании ориентировались на модель экстенсивного роста, но вступление России в ВТО предопределило переход на экономически более эффективный путь достижения максимальной рентабельности страхового бизнеса. Важнейшей стратегической задачей в области страхования становится обеспечение правопорядка с целью развития страхового бизнеса и конкурентоспособности на мировых рынках.
Либерализация страхового рынка обеспечит передачу международного опыта, высокие стандарты соблюдения страховых норм, изменение практики ведения бизнеса, повышение значимости пенсионного и инвестиционного страхования, страхования коммерческих рисков. При этом, по мнению экспертов, особая роль отводится страховому маркетингу, способствующему повышению профессионализма и конкурентоспособности отечественных страховщиков.
По нашему мнению, актуальными остаются следующие направления развития страхового рынка. В среднесрочной перспективе - это не только формирование системы жёсткого контроля качества активов страховщика, но и внедрение эффективных способов взаимодействия с потребителями страховых услуг (CRM- систем), активизация участия страховых компаний в инвестиционных программах территорий, расширение страхового потенциала, повышение профессиональной грамотности специалистов страховых компаний, способных решать современные задачи.
Во-первых, первоочередное значение приобретает развитие инфраструктуры через стимулирование деятельности профессиональных союзов и ассоциаций страховщиков, что будет способствовать саморегулированию страхового рынка.
Во-вторых, в силу специфики организации страхового дела, предусматривающей обязательное размещение страховых резервов, страховая компания является мощным инвестором как на региональном, так и на федеральном уровне.
Разработка приоритетных инвестиционных программ развития территорий должна предусматривать участие в их реализации страховых компаний. Это позволит увязать интересы государства и регионов в капитальных вложениях с интересами страховщиков в размещении своих страховых резервов. Кроме того, следует вовлекать страховые компании в процесс размещения ценных бумах на муниципальном уровне и уровне субъектов РФ.
Органам власти с целью активизации инвестиционной политики целесообразно координировать страховую деятельность. При этом возможно содействие страховым компаниям в подготовке документов для получения лицензии; введение регионального реестра страховых компаний и их страховых продуктов, проведение мониторинга; формирование статистической базы по системе страхования в регионе; обоснование перспективных направлений для инвестирования страховых резервов; информационное воздействие через СМИ для популяризации добровольного страхования; применение налоговых механизмов (инвестиционных налоговых кредитов для страховых компаний при осуществлении венчурного финансирования важных отраслей экономики).
В-третьих, актуальным вопросом развития страхования на протяжении многих лет остаётся расширение страхового потенциала. Каждая территория характеризуется природно-климатическими, географическими, социально-экономическими, экологическими и политическими особенностями, что влечёт различную потребность в страховой защите. Совокупность информационных, производственных, финансовых, трудовых и социально- культурных ресурсов, сосредоточенных на конкретной территории, уровень потребности в страховой защите отражают страховой потенциал региона. Количественно потенциал можно рассматривать через изменение показателей полученных премий и произведённых выплат на душу населения, уровень социально-экономического риска, степень перестраховочной и инвестиционной активности страховщиков. Но разработка интегрированного показателя страхового потенциала может послужить гибкому сочетанию системы государственного воздействия на предложение страховых услуг и систему мониторинга страховых рисков.
В-четвертых, следует отметить, что большинство компаний ориентируется на агрессивную политику продвижения страховых услуг. В определённой степени такая политика приносит свои результаты, но структура продаж, практически не претерпевает изменений. Усиления эффективности рекламы, развития продаж страховых продуктов через прямой, агентский и банковский каналы, расширения общественных связей недостаточно для расширения предложения страховых услуг.
Недостаточно задействованными остаются интернет-продажи, брокерский канал и посредничество автосалонов. Вместе с тем многообразие каналов сбыта и самих страховых услуг приведёт к повышению результатов деятельности страховщиков только при наличии высокого уровня страховой культуры потребителей. Соответственно, страховые компании должны активизировать маркетинговую концепцию управления страховым бизнесом, обращая внимание не только на формирование у потенциальных страхователей потребности приобретения страховых продуктов, но и на партнёрские отношения с потребителями страховых услуг, индивидуальный подход к клиентам, его ценностям. На сегодняшний день многие страховые компании проводят пассивную политику работы с клиентами, не изучают и не учитывают предпочтения и стиль жизни клиентов.
Кроме того, страховщикам следует обратить внимание на активизацию кросс- продаж, повышение уровня пролонгации договоров, внедрение ИТ-решений. Активным способом выстраивания взаимоотношений с клиентом может стать использование CRM-систем. Предложенная на рынке информационных технологий более десятка лет назад, данная система не нашла своего применения в страховом бизнесе. При этом CRM-системы обладают бесспорными преимуществами перед традиционными технологиями: интегрированный подход ко всем клиентам, возможность выявления их потребностей, наличие адресной рекламы, оценка результатов предыдущих взаимоотношений.
Изучение специальной литературы и мнений экспертов [3, 5] показало, что в современных условиях возможно расширение спектра оказываемых страховых услуг во всех отраслях страхования.
Развитие личного страхования предполагает активизацию долгосрочного страхования жизни, являющегося важным инвестиционным источником, а также разработку и предложение детских программ по добровольному медицинскому страхованию, включение в объём страховой ответственности санаторно- курортного обслуживания населения, реализацию программ негосударственного пенсионного страхования, адаптацию зарубежной практики добровольного кредитного и образовательного страхования.
Имущественное страхование может быть нацелено на страхование от краж в нежилых помещениях, страхование имущества на период отпуска, страхование убытков от перерывов в производстве, страхование инвестиций, страхование авансовых платежей, страхование финансовых гарантий, внедрение в автостраховании программ на выбор клиента, в том числе используемых в зарубежной практике полисов «выходного дня» (страховая ответственность предусматривается только в период праздников и выходных дней) и «рабочего дня» (например, «понедельник - пятница»).
В страховании ответственности возможно развитие программ страхования гражданской ответственности владельцев животных, строителей, организаторов культурно-массовых мероприятий, страхование профессиональной ответственности врачей и риелторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Закон РФ «Об организации страхового дела в российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-I.
- Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13 июля 2015 г. №223 - ФЗ.
- Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.
- Актуальные проблемы функционирования страховой системы российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2015. - № 46 (599)
- Базанов, А.Н. Некоторые актуальные проблемы развития страхового рынка России [Текст] / А.Н. Базанов // Страховое дело. - 2012. - № 9. - С. 19-23.
- Галагуза, Р.В. Интеграция отечественного правового регулирования страхования и страховой деятельности в мировой страховой рынок [Текст] / Р.В. Галагуза // Страховое дело. - 2012. - № 10-11. С. 38-41.
- Гребенщков, Э.С. Кому и как развивать отечественный страховой бизнес: [о конференции «Стратегия развития страхового рынка: целеполагание и возможные результаты»] [Текст] / Э.С. Гребенщков // Финансы. - 2013. - № 4. - С. 69-70.
- Данилевская Е.Е. Доверие страхователей как основа развития страхования // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития страховой деятельности в РФ: первые итоги, проблемы, перспективы». - Ярославль, 2015.
- Данилевская Е.Е. Особенности инвестиционной деятельности коммерческих банков и страховых компаний в условиях кризиса: региональный аспект // Научный вестник КГТУ. - 2015. - №1.
- Ефремова, П.И. Роль государственного регулирования в концентрации капитала в страховом секторе финансового рынка [Текст] / П.И. Ефремова // Страховое дело. - 2013. - № 10. - С. 3-8.
- Замена полисов ОСАГО с 1 июля 2016 г.//www.avtospravochnaya.com.
- Зубец, А.Н. Инновации на российском страховом рынке [Текст] / А.Н. Зубец, А.Д. Лебедева // Финансы. 2013. - № 6. - С. 55-58.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ economylib4/mer/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009
- Котлобовский И.Б. О некоторых аспектах введения новых видов обязательного страхования // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2015. - № 46 (599).
- Котлобовский, И.Б. Государственное регулирование страхового рынка России в условиях вступления в ВТО [Текст] / И.Б. Котлобовский, А.И. Саган // Финансы. - 2012. - № 12. - С. 47-53.
- Непп, А.Н. Последствия вступления в ВТО для финансовой отрасли. Опыт стран Восточной Европы [Текст] / А.Н. Непп, А.В. Шишкин // Страховое дело. - 2012. - № 10-11. - С. 74-83.
- Официальный сайт Центрального банка российской Федерации // www. cbr.ru.
- Русецкая, Э.А. Взаимосвязь качественного образования и развития страхового рынка в системе обеспечения экономической безопасности страны [Текст] / Э.А. Русецкая // Страховое дело. - 2012. № 8. - С. 3-6.
- Стоимость нефти // news.mail.ru.
- Супрун, Н. Капитализация страховых компаний и её значение для развития страхового рынка [Текст] / Н. Супрун // Страховое дело. - 2013. - № 8. - С. 33-42.
- Трифонов Б.И. Совершенствование бизнес-процессов страховой компании// Страховое дело. - 2016. - № 2.
- Указание Центрального Банка РФ «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» от 16 ноября 2014 г. № 3444.
- Чернова, Г.В. Влияние вступления РФ в ВТО на российскую экономику через её страховой сектор [Текст] / Г.В. Чернова // Страховое дело. - 2013. - № 1. - С. 20-24; № 2. - С. 37-41.
- Янова, С.Ю. Страховой рынок России: качество роста и проблемы развития [Текст] / С.Ю. Янова, Д.А. Горулев // Финансы. - 2013. - № 5. - С. 50-55.