Файл: Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При отбывании исправительных работ должно быть организовано тесное взаимодействие между уголовно-исполнительной инспекцией и организа­цией, в которой осужденный отбывает наказание в виде исправительных работ. Только при таком условии будут достигнуты цели наказания. Воспи­тание осужденных возможно при содействии ад­министрации организации, трудового коллектива, шефов из числа авторитетных для осужденного лиц, воспитателей[38].

Осужденный к исправительным работам не лишается права на увольнение по собственному желанию, но воспользоваться этим правом он мо­жет только с дозволения уголовно-исполнительной инспекции. Осужденный при вынесении пригово­ра приобретает ряд обязанностей (соблюдать уста­новленный порядок отбывания наказания; добро­совестно относиться к труду; являться по вызову уголовно-исполнительной инспекции; не уволь­няться с места работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-ис­полнительной инспекции; не отказываться от предложенной ему работы, сообщать в уголов­но-исполнительную инспекцию об изменении места жительства в течение 10 дней)[36]. Трудоиспользование осужденных должно быть пересмо­трено в части правового регулирования труда осужденных.

Таким образом, правовое регулирование и по­рядок применения наказания в виде исправитель­ных работ нуждается в совершенствовании, чтобы наказание было не попустительством со стороны государства, а его эффективным инструментом в противодействии преступности.

2.2. Проблемы правового совершенствования исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ

Одной из современных и достаточно продолжительных тенденций совре­менной уголовно-исполнительной политики России является гуманизация об­ращения с осужденными. Для этого на государственном уровне разработана си­стема мероприятий, направленная на снижение численности лиц, содержащих­ся в местах лишения свободы, за счет применения альтернативных видов нака­заний (исправительные и обязательные работы, ограничение свободы и др.).

Стоит отметить, что институт исправительных работ на зако­нодательном уровне претерпел серьезные из­менения с введением в 1997 году новых УК РФ и УИК РФ, а также и в 2003 году с вступлени­ем в силу федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[10] и от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уго­ловно-процессуального кодекса Российской Фе­дерации и других законодательных актов в соот­ветствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[9].


В Федеральном законе от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Рос­сийской Федерации и отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации»[11] исправитель­ные работы подверглись очередным изменениям.

Так, в частности, в настоящее время исправи­тельные работы отбывают осужденные по основ­ному месту работы, а осужденные, не имеющие основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласо­ванию с УИИ, но обязательно по месту житель­ства осужденного. Хотя предыдущая редакция гласила, что исправительные работы проводятся только в местах, определяемых органами мест­ного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного.

Таким образом, снято законодательное ограниче­ние на возможность осужденному отбывать на­казание по основному месту работы, что необхо­димо рассматривать как положительный фактор. По данным ежегодных отчетов ФСИН России, до 2011 года удельный вес осужденных к наказа­нию в виде исправительных работ по отношению ко всем осужденным, прошедшим по учетам УИИ, находился примерно на одном уровне и колебал­ся в пределах 7,1-7,6 %[26].

Кроме того, данный федеральный закон установил, что началом срока отбывания ис­правительных работ осужденным, не имею­щим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения адми­нистрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из УИИ.

Также законодатель предусмотрел, что в случае злостного уклонения осужденного от от­бывания исправительных работ суд может заме­нить неотбытое наказание не только лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, но и принуди­тельными работами в такой же пропорции.

Анализ статистических данных ФСИН России показывает реальное сни­жение численности осужденных в местах лишения свободы за период с 2002 по 2016 годы (см. табл. 1)[26].

Таблица 1

Год

Количество осужденных

Динамика по отношению к предыдущему периоду

2002

877393

-

2003

847004

- 30389

2004

763115

- 83889

2005

823451

+ 60336

2008

894855

+ 70404

2009

889900

-4955

2010

864000

- 25900

2013

583000

-281000

2015

656618

+ 73618

2016

639935

- 16683


По данным, которые изложены в таблице, мы видим, что количество тю­ремного населения за последние 6 лет сократилось почти на 200 тыс. человек. Это соответствует политике реформирования, обозначенной в Концепции раз­вития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Со­гласно этому документу, предполагается увеличение к 2020 г. общей числен­ности лиц, осужденных к наказаниям, которые не связанным с изоляцией осуж­денного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения сво­боды и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматри­вающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения прак­тики назначения данных наказаний судами, практики назначения данных нака­заний судами[17].

Все это требует тщательного подхода к изучению прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свобо­ды, и определяет особую ее актуальность.

Такое снижение обуславливается тем, что вместо лишения свободы чаще стали применять наказания альтернативных лишению свободы. В большей сте­пени, согласно статистическим данным, выступают исправительные работы (см. табл. 2)[26].

Таблица 2

Год

Количество осужденных

Динамика по отношению к преды­дущему периоду

2004

37902

-

2005

40054

+ 2152

2006

35968

-4086

2007

34799

- 1169

2008

32702

- 2097

2009

30554

-2148

2010

29211

- 1343

2011

30007

+ 796

2012

50122

+ 20115

2013

54784

+ 4662

2014

53535

- 1249

В 2012 г. происходит резкое увеличение численности осужденных к ис­правительным работам - практически на 20000 человек. На сегодня числен­ность осужденных к исправительным работам сохраняется на уровне 50000 че­ловек.

Если же говорить о сущности исправительных работ, то она закреплена в статье 50 УК РФ[4]: исправительные работы назначаются осужденному, имеюще­му основное место работы, а равно не имеющему его; исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет; из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход госу­дарства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.


Разделение в период отбывания наказания на отдельные виды условий также составляет сущность современной прогрессивной системы. И если, для наказания в виде лишения свободы, согласно статье 87 УИК РФ, устанавлива­ются три вида условий: обычные, облегченные, строгие; то к наказаниям, не связанным с лишением свободы, разделения условий отбывания на виды зако­нодателем не предусмотрено.

С учетом анализа действующего законода­тельства (в первую очередь Федерального зако­на от 07.12.2011 № 420-ФЗ)[11], а также принимая во внимание практическую деятельность УИИ и имеющиеся статистические данные, при ис­полнении наказания в виде исправительных работ можно выявить некоторые проблемы.

Нормы уголовно-исполнительного законода­тельства не исключают возможности само­стоятельного трудоустройства осужденного, что создает существенные трудности при исполнении наказания в виде исправительных работ. В случае трудоустройства осужденно­го до постановки на учет УИИ в организацию, не включенную в соответствующий перечень, УИИ согласовывает с органом местного само­управления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. Однако место отбывания наказания, определя­емое осужденному к исправительным работам, должно быть в районе его места жительства. Часто возникают случаи, когда осужденный имеет постоянное место жительства в одном регионе (муниципальном образовании), рабо­тает в другом регионе (муниципальном обра­зовании) на предприятии, имеющем юридичес­кий адрес в третьем регионе (муниципальном образовании)[41]. При этом компетенция органа местного самоуправления на определение ме­ста отбывания исправительных работ ограни­чивается территорией муниципального обра­зования. В целях разрешения указанной проб­лемы необходимо на законодательном уровне определить механизм привлечения к отбыва­нию наказания осужденного, трудоустроивше­гося после провозглашения приговора в суде или уволившегося с работы после назначения ему наказания в виде исправительных работ.

В настоящее время имеются факты отказа в трудоустройстве осужденных к исправитель­ным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления в соответ­ствии с положениями ч. 1 ст. 50 УК РФ[4] и ч. 1 ст. 39 УИК РФ[3]. При обращении осужденного на дан­ные предприятия по предписанию УИИ он полу­чает мотивированный отказ в приеме на работу в связи с отсутствием вакантных рабочих мест. Для стимулирования работодателей к предостав­лению рабочих мест осужденным необходимо инициировать подготовку нормативных право­вых актов о льготном налогообложении органи­заций, использующих труд осужденных к испра­вительным работам.


Решение данной проблемы возможно путем создания механизма квотиро­вания рабочих мест, а также внесения дополне­ния в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации»[7], предполагающего расши­рение их полномочий по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование работодате­лей путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ.

Кроме того, считаем целесообразным под­держать инициативу ФСИН России о необхо­димости внесения изменений в ч. 3 ст. 50 УК РФ и ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации»[39]. Соответствующий законопроект был разработан ФСИН России в 2011 году и предусматривал возможность произведения удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в бюд­жет субъекта Российской Федерации, на тер­ритории которого он отбывает наказание.

Согласно требованиям ч. 3 и 4 ст. 40 УИК РФ осужденные к исправительным работам не име­ют права на увольнение по собственному жела­нию из организации, в которой отбывают наказа­ние, не могут отказаться от предложенной рабо­ты, а также менять место жительства без уведом­ления сотрудников УИИ. Однако действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответ­ственность осужденного за неисполнение указан­ных условий отбывания исправительных работ. Предлагаем внести изменение в соответствую­щую статью УИК РФ и установить ответствен­ность осужденных к исправительным работам за перечисленные выше нарушения.

В соответствии с действующим законо­дательством трудоустройство иностранных граждан на территории Российской Федерации возможно лишь при наличии соответствующего разрешения или патента, в связи с чем возникают трудности при трудоустройстве указанной ка­тегории граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Уголовно-исполнитель­ная инспекция не может обеспечить привлечение осужденного к отбыванию наказания при отсут­ствии у него соответствующего разрешения или патента, дающего право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Аналогич­ные проблемы возникают при назначении данного вида наказания лицам без гражданства[33].

На основании изложенного считаем необ­ходимым предусмотреть в законодательстве Российской Федерации особый порядок тру­доустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к исправительным работам.