Файл: Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
В этой связи инспекторы некоторых территориальных органов ФСИН России прекращают уголовно-исполнительные правоотношения по ч. 1 ст. 83 УК РФ[4], аргументируя это тем, что обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение.
Вместе с тем положения ч. 2 ст. 83 УК РФ предписывают приостановку сроков давности, если осужденный уклоняется от отбывания наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Такой осужденный не может быть снят с учета уголовно-исполнительной инспекции в порядке ч. 1 ст. 83 УК РФ.
Прекращение уголовно-исполнительных отношений на основании ч. 1 ст. 83 УК РФ возможно применительно к осужденным, которые (которых) не смогли трудоустроиться (трудоустроить) по причине отсутствия рабочих мест, или к осужденным иностранным гражданам, у которых отсутствует свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации[41].
3. Применение исправительных работ к несовершеннолетним.
На научно-практических конференциях, семинарах, проходивших в образовательных организациях ФСИН России, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций систематически поднимают вопрос о целесообразности назначения данного наказания несовершеннолетним, поскольку исполнять его проблематично по следующим причинам:
- в соответствии со ст. 92 ТК РФ в отношении несовершеннолетних предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени;
- возникают проблемы с трудоустройством несовершеннолетних и исчислением срока наказания;
- в ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается[12].
В этой связи заслуживает внимания судебная практика Красноярского края: в данном субъекте Российской Федерации исправительные работы не назначаются несовершеннолетним, которые проходят обучение в образовательных организациях. Взамен исправительных работ суд назначает наказание условно.
4. Ответственность осужденных за уклонение от отбывания наказания.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 40 УИК РФ[3] осужденный к исправительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы, однако дисциплинарная ответственность в уголовно-исполнительном законодательстве за этот проступок отсутствует. Инспектор может вынести осужденному предупреждение, но поскольку взыскания за отказ от предложенной работы не предусмотрено, это может привести к прокурорскому реагированию с последующей отменой управленческого решения.
Также не закреплена законодательно ответственность осужденных, которые не предпринимают действий по получению или восстановлению документов, необходимых для трудоустройства. Ситуация усугубляется и тем, что отсутствие документов не является уважительной причиной неисполнения исправительных работ. В этой связи инспекторам приходится использовать личный автотранспорт, иногда и денежные средства для того, чтобы осужденный получил необходимые документы и приступил к отбыванию наказания[44].
Очевидно, что несоответствие существующей нормативной базы потребностям успешной деятельности уголовно-исполнительных инспекций требует внесения дополнений в уголовно-исполнительное законодательство в части расширения оснований привлечения к дисциплинарной ответственности осужденных к исправительным работам.
5. Трудоустройство осужденных.
Согласно ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются инвалидам первой группы. Положения Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[6] обязывают руководителей предприятий и организаций создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе осужденных к исправительным работам, в соответствии с квотой для приема на работу этой категории лиц.
В условиях экономического кризиса усиливаются проблемы трудоустройства даже законопослушных граждан, не говоря об осужденных инвалидах. Обстановка в регионах такова, что зачастую перечень мест работы не соответствует действительности и инспекциям остается либо обращаться в прокуратуру по вопросу бездействия ответственных лиц предприятий и учреждений, включенных в перечень и отказывающих в принятии осужденных на работу, либо собственными силами трудоустраивать как осужденных инвалидов, так и осужденных вообще[41].
Таким образом, указанные в статье обстоятельства, складывающиеся в правоприменительной практике, настойчиво диктуют необходимость внесения изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство. Это позволит восполнить несовершенство и незавершенность нормативного базиса, а также устранит ошибки, допускаемые сотрудниками инспекций.
2. Система исполнения и отбывания исправительных работ
2.1. Особенности деятельности уголовно-исполнительной инспекции при назначении наказания в виде исправительных работ
Увеличение количества осужденных к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, имеет еще и чисто экономический характер. Содержание осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы ложится тяжелым бременем на бюджет государства и поэтому препятствует решению социальных задач, а среди населения все больше распространяются традиции и обычаи криминальной среды.
По учетам Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН РФ) ежегодно более 1 миллиона заключенных приговариваются к наказанию, не связанному с лишением свободы, что превышает количество осужденных, находящихся в местах лишения свободы[25].
Тенденция внедрения видов наказаний, составляющих альтернативу лишению свободы, проявляется на всех уровнях исполнительной, судебной и законодательной власти, в том числе эта тенденция нашла отражение в Концепции развития УИС до 2020 года[17].
Исправительные работы на практике показали себя эффективным и необходимым видом наказания. Вместе с распространением применения исправительных работ происходит совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, которым регулируется порядок применения исправительных работ и определяются заведения, реализующие этот вид наказания.
Несмотря на это, С.В. Романова говорит о том, что остается множество проблем, касающихся организации и регламентации исполнения наказания в виде исправительных работ. Это говорит о том, что существует потребность в комплексном и всестороннем анализе исправительных работ как наказания, представляющего собой альтернативу лишению свободы. Совершенствование законодательного и правоприменительного уровня зависит от того, насколько точно будут определены актуальные проблемы в регламентации исправительных работ[42].
В 2003 году произошли серьезные изменения сущности института исправительных работ функционального и процессуального плана. Так, на органы местного самоуправления была возложена задача, заключающаяся в определении места отбывания исправительных работ по месту жительства осужденного[9].
В 2003 году была расширена статья 50 УК РФ[4] тем, что законодатель ввел определение лиц, которым наказание в виде исправительных работ не назначается. Также было установлено, что исправительные работы могут назначаться только лицам, которые не имеют основного места работы, хотя в предыдущем установлении наличие основного места работы не играло роли[10].
В 2011 году внесенные изменения заключались в том, что законодатель вновь вернулся к практике назначения исправительных работ лицам, имеющим основное место работы, а также расширил количество статей, в штрафные санкции которых вошло наказание в виде исправительных работ[11].
Несмотря на все перемены в правовом регулировании и в применении исправительных работ, их порядок применения и правовое регулирование все равно нуждаются в совершенствовании. Это видно по исследованию точек зрения практических работников. Треть работников уголовно-исполнительной инспекции положительно оценивают наказание в виде исправительных работ, так как при таком наказании осужденный имеет место работы, доход и может самостоятельно погашать задолженность по алиментам или причиненный ущерб. Третья часть работников не может определиться в своем отношении к исправительным работам, что засчитывается критиками не в пользу эффективности данного вида наказания.
Третья часть работников готовы оценить исправительные работы положительно при условии, что законодатель усовершенствует правовое регулирование этого наказания, будет произведено квотирование рабочих мест, разработан эффективный порядок трудоустройства органами Центра занятости населения, или же само наказание будет назначаться только работающим гражданам[32].
На снижении эффективности наказания в виде исправительных работ сказываются ошибки сотрудников ФСИН при применении отдельных нормативных предписаний. В статье 39 УИК РФ[3] говорится, что исправительные работы отбываются осужденными по месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Конкретные места работ определяются местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
В ведомственном приказе указывается, что в уголовно-исполнительной инспекции осужденному выдается предписание о явке в организацию, в которой он будет отбывать исправительные работы. В законодательстве не установлено определенных критериев, по которым органы местного самоуправления выбирают места, в которых осужденные будут отбывать исправительные работы[20].
Уголовно-исполнительная инспекция постоянно истребует от органов местного самоуправления список организаций, в которых осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание. Как показывает судебная практика, отсутствие подобного согласованного перечня в уголовно-исполнительной инспекции органами прокуратуры расценивается как бездействие со стороны органов местного самоуправления[18].
Перечень организаций, в которых осужденные могли бы отбывать исправительные работы, ежегодно согласуется с органами местного самоуправления, но этот перечень носит декларативный характер, так как нет законодательно определенного механизма, по которому могли бы определяться организации, а вместе с этим нет и административных инструментов воздействия на руководителей этих организаций.
Даже если осужденному выдается направление о явке в организацию для отбывания исправительных работ, руководитель этой организации не обязан в императивном порядке вступать в трудовые отношения с этим осужденным. Иногда работодатели узнают о том, что их организации находятся в перечне таких предприятий, только после того, как к ним прибудет осужденный с направлением.
На законодательном уровне не определена и обязанность органов местного самоуправления согласовывать перечень организаций, в которых осужденные могут отбывать наказание. Статьи 39 и 25 УИК РФ[3] подразумевают только согласование действий уголовно-исполнительной инспекции и органов местного самоуправления.
Законодатель предполагает необходимость уведомлять органы местного самоуправления, когда в уголовно-исполнительную инспекцию приходит приговор, в котором назначены исправительные работы. Самой распространенной проблемой для своевременного отбывания исправительных работ является отсутствие вакантных мест, а также нежелание руководителей организаций принимать на работу осужденного. Кроме того, сами осужденные пытаются скрыться от исполнения наказания в виде исправительных работ. В качестве проблемы, препятствующей своевременному отбыванию наказания в исследованиях, называется наличие социально значимых заболеваний, например, ВИЧ, туберкулез легких и т.д.[43].
Исполнение наказания начинается с того, что осужденный ставится на учет, с помощью которого проводится:
- учет граждан, которые не допускают нарушений при отбывании исправительных работ;
- учет осужденных, которые не приступили к работе в первые 30 дней после вынесения приговора, которые в первые 30 дней были уволены с основного места работы и не устроились никуда впоследствии, которые уклоняются от исполнения наказания без уважительных причин и вообще исчезли из поля зрения уголовно-исполнительной инспекции;
- учет осужденных, которые в течение 30 дней не могут исполнять назначенное наказание из-за болезней, которые не могут быть засчитаны в срок наказания. Это такие болезни, как алкоголизм, наркотическое отравление, травмы, полученные в результате совершения преступления или правонарушения. В эту же категорию входят осужденные, которые покинули место проживания, находящееся под контролем уголовно-исполнительной инспекции, и еще не сообщили о своем новом месте жительства, или же осужденные, которые не могли сообщить о своем местоположении, так как находились под арестом или отбывали другое наказание;
- учет осужденных, которые скрылись от отбывания наказания и были объявлены в розыск, но розыск не дал положительных результатов[41].