Файл: Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Ежегодно по учетам УИИ проходит большое число осужденных к исправительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства. В связи с отсутствием законодательных ограничений выезда за пределы Российской Федерации осужденных без изоляции от общества затруднен контроль за их поведением, а также возникают проблемы при проведении розыскных мероприятий. Для обеспечения надлежащего исполнения наказаний в отношении данных категорий осужденных необходимо вынести на рассмотрение вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части, касающейся ограничения выезда за пределы Российской Федерации вышеуказанных осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Суть наказания в виде исправительных работ заключается в том, что осужденный «обязан трудиться» в установленный приговором суда срок и из его заработной платы должны осуществляться удержания в доход государства, но в то же время осужденный, находясь в отпуске, не исполняет трудовую функцию. Считаем необходимым дополнить действующее законодательство Российской Федерации положением, исключающим удержание в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам в период его нахождения в ежегодно оплачиваемом отпуске и невключение данного периода времени в срок отбывания исправительных работ[32].
Определенные затруднения возникают при организации исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель является не работником, а работодателем[8]. Имеется существенное сходство функций руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Например, в соответствии со ст. 33 Трудового кодекса Российской Федерации они представляют интересы работодателей. Исходя из изложенного, возникает вопрос о легитимности продолжения предпринимательской деятельности либо трудоустройстве в организациях согласно предписанию УИИ, что в значительной мере ущемляет права осужденных.
Согласно ч. 4 ст. 88 УК РФ[4] исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. В соответствии со ст. 265 ТК РФ[8] запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, переноска и передвижение тяжестей, превышающих для них предельные нормы. В ст. 63 ТК РФ законодателем не закреплено отдельное положение, регламентирующее вопросы трудоустройства и условия труда на предприятии несовершеннолетнего, осужденного к наказанию в виде исправительных работ.
Указанные проблемы возникают в процессе исполнения наказания в виде исправительных работ и требуют законодательного решения.
В рамках реализаций идей о прогрессивной системе исполнения и отбывания исправительных работ в научной литературе высказываются следующие мнения:
1. Т.А. Хмелевская предлагает ввести институт мер поощрения осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Для этого автором предлагается:
а) ввести ст. 28.1 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде обязательных работ» УИК РФ следующего содержания: «За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно- исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения: предоставление отсрочки исполнения наказания на период очередного учебного или трудового отпуска по основному месту работы осужденного; досрочное снятие ранее наложенного взыскания»;
б) главу 7 УИК РФ дополнить ст. 44.1 следующего содержания: «За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду уголовно- исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения: увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 23 рабочих дней; денежная премия»[43].
2. П.Н. Красоткин предлагает предусмотреть в отношении осужденных к исправительным работам возможность снижения размера удержаний из заработной платы в случае их добросовестного отношения к своим обязанностям и отсутствия нарушений[38].
С учетом всех вышеизложенных позиций авторов для реализаций идей прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ предполагается дополнить УИК РФ статьей, предусматривающей разделение на отдельные условия отбывания исправительных работ и установление отдельного (специфического) правового режима на каждом их виде. Для этого необходимо:
а) статью 40 дополнить частью 7 следующего содержания: «Осужденные к исправительным работам отбывают наказание в обычных или облегченных условиях»;
б) дополнить УИК РФ статьей 40.1 «Изменение условий отбывания исправительных работ» следующего содержания:
«1. На обычных условиях исправительных работ отбывают наказание осужденные, которым данный вид назначен по приговору суда, а также осужденные, переведенные из облегченных условий отбывания наказания. Размер удержаний из заработной платы для осужденных, отбывающих наказание на облегченных условиях, устанавливается в размере от 10 до 20 процентов.
2. Осужденные, характеризующиеся примерным поведением, добросовестным отношением к труду, по отбытии не менее одной третьей срока наказания могут быть переведены в облегченные условия отбывания наказания. Размер удержаний из заработной платы для осужденных, отбывающих наказание в облегченных условиях, устанавливается в размере от 5 до 10 процентов. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в порядке взыскания могут быть переведены в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в облегченные условия отбывания наказания производится не ранее чем через месяц отбывания исправительных работ в обычных условиях».
2.3. Эффективность деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России по исполнению уголовного наказания в виде исправительных работ
За время применения наказания в виде исправительных работ органами уголовно-исполнительной системы России наработана соответствующая практика. Правоприменители неоднократно выявляли трудности в исполнении наказаний в виде исправительных работ и совершенствовали законодательство и процесс деятельности. Теоретически налажен механизм взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов местного самоуправления при трудоустройстве осужденных, а на практике существуют проблемы. органы местного самоуправления при выборе организаций должны учитывать множество факторов:
- находится ли организация по месту жительства осужденного;
- может ли бухгалтерия организации осуществлять удержания из заработной платы осужденного и должным образом перечислять их по указанному счету;
- имеется ли возможность у организации заключить трудовой договор с осужденным по всем правилам трудового законодательства;
- какое количество рабочих мест администрации организаций могут предоставить для исполнения осужденными наказания[31].
Был решен вопрос об индивидуальных предпринимателях, которым назначено наказание в виде исправительных работ. По Трудовому кодексу РФ[8] предприниматель не может себе начислять заработную плату, так как в отношении себя индивидуальный предприниматель не является работником, а заработная плата выплачивается только работникам. Следовательно, осужденный индивидуальный предприниматель должен отбывать наказание в организации, которая находится в перечне, предоставленном органами местного самоуправления в уголовно-исполнительную инспекцию, а последняя осуществляет контроль за трудовой деятельностью предпринимателя.
Достаточно подробно регламентировано взаимодействие уголовно-исполнительной инспекции и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), направленное на предупреждение правонарушений и преступлений, совершаемых лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции[21].
Ведомственным приказом МВД России был усовершенствован порядок административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел, за лицами, которые были освобождены из мест лишения свободы. Были даны указания, расширившие количество мероприятий, проводимых в целях профилактики с освобожденными из мест лишения свободы[22].
Нормативными правовыми актами ведомственного характера было налажено взаимодействие между МВД РФ и уголовно-исполнительными инспекциями по обмену информацией о лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании. Большинством ведомственных приказов был упрощен бюрократический инструментарий тем, что стало возможно обмениваться информацией в электронном виде[23].
Законодатель установил порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам, руководствуясь подробными разъяснениями Министерства финансов российской Федерации.
Уголовно-исполнительные инспекции в своей деятельности по исполнению наказаний в виде исправительных работ используют технические новинки. Была создана единая автоматизированная система для ведения учета осужденных, приговоренных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, обмена документацией, регламентирующей деятельность уголовно-исполнительных инспекций, для сокращения времени, необходимого для поиска нужной информации.
При всех улучшениях, проведенных в отношении деятельности уголовно-исполнительных инспекций, наблюдается большое количество нарушений со стороны осужденных, которые совершаются в отношении правил ведения учета. Около 10 % осужденных к исправительным работам совершают повторные преступления или административные правонарушения. Уголовно-исполнительные инспекции, перед тем как обратиться с ходатайством в суд о замене исправительных работ, выясняют следующие причины и условия совершения этих преступлений:
- длительное пребывание осужденного перед вынесением приговора вне сферы общественно полезной деятельности;
- особенности контингента осужденных, среди которых, прежде всего, большое число лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью;
- криминогенная зараженность осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительной инспекции;
- недостаточная профилактическая работа и слабый контроль за поведением осужденных[27].
В деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказаний в виде исправительных работ выявляются различные нарушения инструкций и регламентов. Самыми распространенными из них являются:
- недостатки учета отработанного времени осужденными;
- несвоевременное принятие мер реагирования на нарушения порядка отбывания наказания;
- привлечение осужденных к отбыванию исправительных работ и проведение первоначальных мероприятий по розыску скрывшихся от контроля осужденных;
- некачественная подготовка материалов в суд для решения вопроса о замене исправительных работ на лишение свободы[45].
Противодействие административным правонарушениям и преступлениям со стороны осужденных к исправительным работам затрудняется еще и тем, что в законодательстве не определены многие организационные вопросы.
Например, в Законе «О полиции» устанавливается обязанность органов внутренних дел производить розыск и задержание лиц, уклоняющихся от исправительных работ. Однако, в этом же Законе на определено, какие подразделения должны заниматься целенаправленным розыском осужденных, какой порядок задержания осужденных, насколько возможно применение физической силы и специальных средств[5].
На практике выясняется, что степени демократичности исполнения наказаний и назначения наказаний судебными органами разительно отличаются. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, выявляя случаи уклонения от исправительных работ, совершения осужденными повторных преступлений или административных правонарушений, случаи нарушения правил учета, сразу направляют ходатайство в суд о замене наказания более строгим видом наказания.
Органы судебной системы руководствуются разъяснениями Верховного Суда РФ и в большей части отказывают в удовлетворении ходатайств уголовно-исполнительной инспекции. Основанием для этого суды считают примерное поведение осужденного на момент рассмотрения ходатайства, повторное трудоустройство или дисциплинированное соблюдение правил учета. На этом основании суды считают, что осужденным можно дать еще один шанс для исправления, оставив без изменения наказание. Также Пленум Верховного Суда РФ отказывает в ходатайстве, даже когда осужденный находится в розыске за уклонение от исправительных работ, так как суды не могут в отсутствие осужденного принять решение об ужесточении наказания[15].
В деятельности уголовно-исполнительных инспекций не сложилось единой практики в понимании того, что является «злостным уклонением», хотя в статье 46 УИК РФ говорится, что осужденный может быть признан злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ, если совершил нарушение порядка и условий отбывания наказания повторно после письменного предупреждения. инспектор уголовно-исполнительной системы в ходатайстве о замене наказания указывает, что осужденный «злостно уклоняется» от отбывания исправительных работ, а суд, в свою очередь, проводит проверку этой информации, определяя обоснованность предупреждений, выписываемых осужденному[15].