Файл: Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Исправительные работы - это наказание, не связанное с изоляцией от общества, а увеличение доли осужденных к этому виду наказания показывает, что уголовно-исполнительная система от карательной политики берет курс к гуманизации уголовного наказания. Наказание в виде исправительных работ стало назначаться чаще, законодатель расширил перечень оснований для применения этого вида наказания, органами законодательной власти постоянно предпринимаются определенные меры для совершенствования регламентации исполнения этого вида наказания, чем показывается, что Россия исполняет взятые на себя международные обязательства[2]. Итальянский правовед и общественный деятель в одном из своих научных трудов писал: «Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же» [29, C.373]. Как отмечает автор, наказание не может заключаться в истязании и мечении осужденного.
В науке и теории уголовно-исполнительного права особое внимание уделяется понятию и содержанию прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания. Прогрессивная система представляет урегулированный нормами уголовно-исполнительного законодательства процесс изменения фактических и юридических условий отбывания наказания и, соответственно, правового положения осужденного, в зависимости как от характера поведения самого осужденного, так и от нормативно-правовых требований, в целях достижения максимального исправительного эффекта уголовного наказания.
Большинство современных авторов, а также авторы прошлых десятилетий, отмечают, что такая система применима и реализуется только в отношении наказания в виде лишения свободы. Отсюда и вытекает рассматриваемая проблема. А именно то, что среди столь большого массива теоретического материала о прогрессивной системе очень мало внимания уделено наказаниям, альтернативным лишению свободы. В самых общих чертах прогрессивную систему исполнения и отбывания наказания можно определить как смягчение или усиление карательного содержания наказания в зависимости от поведения осужденного. Прогрессивная система исполнения наказания связана с той частью уголовно-исполнительного права, которая регламентирует изменение условий исполнения уголовного наказания в зависимости от поведения осужденного как в сторону увеличения его прав, так и в сторону ужесточения наказания. В современной науке уголовно-исполнительного права развивается теория, согласно которой к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, необходимо также применять прогрессивную систему, как это предусмотрено в отношении наказания в виде лишения свободы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу исполнения наказания в виде исправительных работ.
В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
- нормы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ[3] и федеральных законов;
- научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования;
- материалы судебной практики применительно к теме исследования.
Теоретическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования литературных источников, официальных документов и публикаций периодической печати.
Методологическую основу составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-структурный подход) и частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический).
Научная новизна работы заключается в современном прочтении правовых и доктринальных материалов, посвященных данной теме и развитии ряда выводов, сделанных прежде.
Целью данной работы является исследования особенностей наказания в виде исправительных работ.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:
- изучить особенности исполнения, отбывания и сроки исчисления уголовного наказания в виде исправительных работ;
- исследовать работу системы исполнения и отбывания исправительных работ в сравнении с системой исполнения и отбывания других видов наказания;
- рассмотреть особенности назначения исправительных работ как наказания, не связанного с лишением свободы и изоляцией осужденного от общества, с рассмотрением результативности его применения;
- проанализировать мнения ученых по вопросам построения прогрессивной системы при исполнении и отбывании исправительных работ;
- исследовать особенности исполнения исправительных работ как наказания, не связанного с лишением свободы и изоляцией осужденного от общества, с рассмотрением эффективности его применения;
- внести предложения по вопросам прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ.
1. Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ
1.1. Особенности исполнения, отбывания и сроки исчисления уголовного наказания в виде исправительных работ
Порядок исполнения исправительных работ установлен в статье 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ[3]), а также Уголовно-исполнительным кодексом устанавливаются субъекты, которые осуществляют контроль за отбыванием наказания осужденным, меры, принимаемые для розыска лиц, уклоняющихся от исправительных работ, и другие вопросы, связанные с отбыванием наказания.
Отличительная особенность наказания в виде исправительных работ заключается в том, что осужденный не подвергается лишению свободы, продолжает трудиться, у него сохраняются социально-полезные связи. Следовательно, исправительные работы могут быть назначены подсудимому, обладающему определенным правовым и социальным статусом [40, C.55].
Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его (ч. 1 ст.50 УК РФ[4]). Это означает, что место работы должно быть расположено в том населенном пункте, где проживает осужденный, либо так, чтобы он имел возможность ежедневно возвращать домой после работы [37, C.139].
Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Началом срока отбывания осужденным исправительных работ, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции (ч. 2 ст. 42 УИК РФ).
Правовой основой деятельности уголовно-исполнительных инспекций является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729[13].
Так, в юридической литературе и практике спорным является вопрос о том, засчитывается ли в срок наказания осужденному период ежегодного оплачиваемого отпуска. В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК РФ[3] в период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно - исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях. При всей дискуссионности данного вопроса мы разделяем точку зрения тех авторов, которые отвечают - нет, так как отпускные нельзя признать заработной платой [30, C.29].
В соответствии с ч. 3 ст. 42 УИК РФ[3] время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.
На практике возникают вопросы, связанные с тем, что в некоторых организациях, связанных с особенностями производства, применяется суммарный учет рабочего времени. В этом случае срок наказания исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.
Согласно п. 83 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142[24], исчисление срока производится инспекцией на основании данных о количестве дней, подлежащих включению в срок отбывания наказания. Указанное количество дней должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся в соответствии с графиком работы организации на каждый месяц и установленного судом календарного срока наказания.
Расчет отбытого и неотбытого срока наказания производится инспекцией на основании документов, поступивших из организации.
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 при назначении наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых назначены исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки исправительных работ, но не проценты удержаний из заработной платы[14].
В части 2 ст. 40 УИК РФ[3] говорится о том, что из заработной платы осужденного производятся удержания в размере, установленном приговором суда. В ч. 3 ст. 50 УК РФ[4] предусмотрено такое же, но более конкретизированное положение, а именно, в ней определяется размер этого удержания: в пределах от пяти до двадцати процентов. Поэтому из ст. 40 УИК РФ целесообразно исключить часть вторую, поскольку в ней нет необходимости.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ[11] внесены изменения в ч. 4 ст. 50 УК РФ. Ныне эта часть ст. 50 УК РФ сформулирована следующим образом: в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
Однако, указанные выше изменения не коснулись частей 2 и 5 ст. 46 УИК РФ, а также пунктов 102, 104 и 105 Инструкции № 142[20], где речь идет о замене исправительных работ в случаях нарушения и злостного уклонения осужденным от отбывания исправительных работ. Целесообразно, эти части ст. 46 УИК РФ и пункты Инструкции следует привести в соответствие с действующей редакцией ч. 4 ст. 50 УК РФ, заменив в них слово «другим видом наказания» на слова «принудительными работами или лишением свободы».
1.2 Практика применения исправительных работ
Практика применения исправительных работ свидетельствует о наличии недостатков, которые требуют отдельного рассмотрения. К наиболее существенным из них можно отнести следующие:
1. Исправление осужденных.
Исправительные работы, в отличие от лишения свободы, не обладают существенным карательным потенциалом. Наказание затрудняет применение средств исправления.
Непенитенциарный режим не охватывает всего образа жизни осужденного и не способствует полноценному исправительному и воспитательному воздействию на лиц, отбывающих исправительные работы.
Нередко осужденный воспринимает наказание без изоляции от общества как прощение, у него возникает чувство безнаказанности, что может спровоцировать совершение им повторного преступления.
Смещение внимания государства на решение геополитических вопросов и недооценка внутренних проблем в уголовно-исполнительной сфере могут и далее усугублять криминогенную ситуацию.
Исправление осужденных представляет собой планомерный и системный процесс, который требует соответствующего кадрового обеспечения. На сегодняшний день уголовно-исполнительные инспекции испытывают затруднения в проведении воспитательных и профилактических мероприятий. Это вызвано отсутствием у большинства субъектов этого процесса психолого-педагогических знаний, умений и навыков, а также соответствующего научно-методического сопровождения.
В этой связи полагаем, что для повышения эффективности исправления осужденных давно назрела необходимость в расширении штатов психологов и выделении им для работы отдельных помещений; введении в штатное расписание уголовно-исполнительных инспекций психиатров; методическом сопровождении инспекторов при проведении воспитательной работы с осужденными и др.[37, C.138]
2. Нарушение положений УК РФ.
Изучение практики работы некоторых территориальных органов ФСИН России послужило эмпирическим материалом для формулирования следующей проблемы.
Так, имеет место неправильное толкование и применение положений ст. 83 УК РФ в случае, если длительный розыск осужденных, местонахождение которых неизвестно, не приносит желаемого результата.
В УИК РФ[3] установлено, что первоначальные розыскные мероприятия (до 30 суток) в отношении осужденных к исправительным работам осуществляют уголовно-исполнительный инспекции (ч. 1 ст. 18.1 УИК РФ), а объявлением розыска (то есть после 30 суток) занимаются оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы (ч. 2 ст. 18.1 УИК РФ)[28]. Возможно предположить, что розыск осужденных будет продолжаться более года, что может привести к оказанию давления на уголовно-исполнительный инспекции руководством территориального органа ФСИН России.