Файл: Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
При отбывании исправительных работ должно быть организовано тесное взаимодействие между уголовно-исполнительной инспекцией и организацией, в которой осужденный отбывает наказание в виде исправительных работ. Только при таком условии будут достигнуты цели наказания. Воспитание осужденных возможно при содействии администрации организации, трудового коллектива, шефов из числа авторитетных для осужденного лиц, воспитателей[38].
Осужденный к исправительным работам не лишается права на увольнение по собственному желанию, но воспользоваться этим правом он может только с дозволения уголовно-исполнительной инспекции. Осужденный при вынесении приговора приобретает ряд обязанностей (соблюдать установленный порядок отбывания наказания; добросовестно относиться к труду; являться по вызову уголовно-исполнительной инспекции; не увольняться с места работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции; не отказываться от предложенной ему работы, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства в течение 10 дней)[36]. Трудоиспользование осужденных должно быть пересмотрено в части правового регулирования труда осужденных.
Таким образом, правовое регулирование и порядок применения наказания в виде исправительных работ нуждается в совершенствовании, чтобы наказание было не попустительством со стороны государства, а его эффективным инструментом в противодействии преступности.
2.2. Проблемы правового совершенствования исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ
Одной из современных и достаточно продолжительных тенденций современной уголовно-исполнительной политики России является гуманизация обращения с осужденными. Для этого на государственном уровне разработана система мероприятий, направленная на снижение численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за счет применения альтернативных видов наказаний (исправительные и обязательные работы, ограничение свободы и др.).
Стоит отметить, что институт исправительных работ на законодательном уровне претерпел серьезные изменения с введением в 1997 году новых УК РФ и УИК РФ, а также и в 2003 году с вступлением в силу федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[10] и от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[9].
В Федеральном законе от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11] исправительные работы подверглись очередным изменениям.
Так, в частности, в настоящее время исправительные работы отбывают осужденные по основному месту работы, а осужденные, не имеющие основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но обязательно по месту жительства осужденного. Хотя предыдущая редакция гласила, что исправительные работы проводятся только в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного.
Таким образом, снято законодательное ограничение на возможность осужденному отбывать наказание по основному месту работы, что необходимо рассматривать как положительный фактор. По данным ежегодных отчетов ФСИН России, до 2011 года удельный вес осужденных к наказанию в виде исправительных работ по отношению ко всем осужденным, прошедшим по учетам УИИ, находился примерно на одном уровне и колебался в пределах 7,1-7,6 %[26].
Кроме того, данный федеральный закон установил, что началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из УИИ.
Также законодатель предусмотрел, что в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание не только лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, но и принудительными работами в такой же пропорции.
Анализ статистических данных ФСИН России показывает реальное снижение численности осужденных в местах лишения свободы за период с 2002 по 2016 годы (см. табл. 1)[26].
Таблица 1
Год |
Количество осужденных |
Динамика по отношению к предыдущему периоду |
2002 |
877393 |
- |
2003 |
847004 |
- 30389 |
2004 |
763115 |
- 83889 |
2005 |
823451 |
+ 60336 |
2008 |
894855 |
+ 70404 |
2009 |
889900 |
-4955 |
2010 |
864000 |
- 25900 |
2013 |
583000 |
-281000 |
2015 |
656618 |
+ 73618 |
2016 |
639935 |
- 16683 |
По данным, которые изложены в таблице, мы видим, что количество тюремного населения за последние 6 лет сократилось почти на 200 тыс. человек. Это соответствует политике реформирования, обозначенной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Согласно этому документу, предполагается увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, которые не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами, практики назначения данных наказаний судами[17].
Все это требует тщательного подхода к изучению прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, и определяет особую ее актуальность.
Такое снижение обуславливается тем, что вместо лишения свободы чаще стали применять наказания альтернативных лишению свободы. В большей степени, согласно статистическим данным, выступают исправительные работы (см. табл. 2)[26].
Таблица 2
Год |
Количество осужденных |
Динамика по отношению к предыдущему периоду |
2004 |
37902 |
- |
2005 |
40054 |
+ 2152 |
2006 |
35968 |
-4086 |
2007 |
34799 |
- 1169 |
2008 |
32702 |
- 2097 |
2009 |
30554 |
-2148 |
2010 |
29211 |
- 1343 |
2011 |
30007 |
+ 796 |
2012 |
50122 |
+ 20115 |
2013 |
54784 |
+ 4662 |
2014 |
53535 |
- 1249 |
В 2012 г. происходит резкое увеличение численности осужденных к исправительным работам - практически на 20000 человек. На сегодня численность осужденных к исправительным работам сохраняется на уровне 50000 человек.
Если же говорить о сущности исправительных работ, то она закреплена в статье 50 УК РФ[4]: исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его; исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет; из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
Разделение в период отбывания наказания на отдельные виды условий также составляет сущность современной прогрессивной системы. И если, для наказания в виде лишения свободы, согласно статье 87 УИК РФ, устанавливаются три вида условий: обычные, облегченные, строгие; то к наказаниям, не связанным с лишением свободы, разделения условий отбывания на виды законодателем не предусмотрено.
С учетом анализа действующего законодательства (в первую очередь Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)[11], а также принимая во внимание практическую деятельность УИИ и имеющиеся статистические данные, при исполнении наказания в виде исправительных работ можно выявить некоторые проблемы.
Нормы уголовно-исполнительного законодательства не исключают возможности самостоятельного трудоустройства осужденного, что создает существенные трудности при исполнении наказания в виде исправительных работ. В случае трудоустройства осужденного до постановки на учет УИИ в организацию, не включенную в соответствующий перечень, УИИ согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. Однако место отбывания наказания, определяемое осужденному к исправительным работам, должно быть в районе его места жительства. Часто возникают случаи, когда осужденный имеет постоянное место жительства в одном регионе (муниципальном образовании), работает в другом регионе (муниципальном образовании) на предприятии, имеющем юридический адрес в третьем регионе (муниципальном образовании)[41]. При этом компетенция органа местного самоуправления на определение места отбывания исправительных работ ограничивается территорией муниципального образования. В целях разрешения указанной проблемы необходимо на законодательном уровне определить механизм привлечения к отбыванию наказания осужденного, трудоустроившегося после провозглашения приговора в суде или уволившегося с работы после назначения ему наказания в виде исправительных работ.
В настоящее время имеются факты отказа в трудоустройстве осужденных к исправительным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 1 ст. 50 УК РФ[4] и ч. 1 ст. 39 УИК РФ[3]. При обращении осужденного на данные предприятия по предписанию УИИ он получает мотивированный отказ в приеме на работу в связи с отсутствием вакантных рабочих мест. Для стимулирования работодателей к предоставлению рабочих мест осужденным необходимо инициировать подготовку нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам.
Решение данной проблемы возможно путем создания механизма квотирования рабочих мест, а также внесения дополнения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[7], предполагающего расширение их полномочий по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование работодателей путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ.
Кроме того, считаем целесообразным поддержать инициативу ФСИН России о необходимости внесения изменений в ч. 3 ст. 50 УК РФ и ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[39]. Соответствующий законопроект был разработан ФСИН России в 2011 году и предусматривал возможность произведения удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого он отбывает наказание.
Согласно требованиям ч. 3 и 4 ст. 40 УИК РФ осужденные к исправительным работам не имеют права на увольнение по собственному желанию из организации, в которой отбывают наказание, не могут отказаться от предложенной работы, а также менять место жительства без уведомления сотрудников УИИ. Однако действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность осужденного за неисполнение указанных условий отбывания исправительных работ. Предлагаем внести изменение в соответствующую статью УИК РФ и установить ответственность осужденных к исправительным работам за перечисленные выше нарушения.
В соответствии с действующим законодательством трудоустройство иностранных граждан на территории Российской Федерации возможно лишь при наличии соответствующего разрешения или патента, в связи с чем возникают трудности при трудоустройстве указанной категории граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Уголовно-исполнительная инспекция не может обеспечить привлечение осужденного к отбыванию наказания при отсутствии у него соответствующего разрешения или патента, дающего право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Аналогичные проблемы возникают при назначении данного вида наказания лицам без гражданства[33].
На основании изложенного считаем необходимым предусмотреть в законодательстве Российской Федерации особый порядок трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к исправительным работам.