Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере АО «Нордеа Банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические и методические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка

1.1. Экономическая сущность и методы оценки капитала коммерческого банка

1.2 Состав и методы оценки финансовых ресурсов коммерческого банка

1.3 Экономическое содержание управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческого банка

Глава 2.Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию финансово – хозяйственной деятельности АО «Нордеа банк»

2.1 История создания, организационно-правовая форма и направления деятельности банка

2.2 Организационная структура управления и оценка величины и структуры капитала банка

2.3 Анализ финансового состояния банка.

Глава 3. Проблемы существующей политики управления финансово-хозяйственной деятельностью в банке и пути их решения

3.1. Проблемы финансовой политики и пути их решения

3.2 Расчет экономического эффекта от разработанных рекомендаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.3 Экономическое содержание управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческого банка

Управление ресурсам коммерческих банков сводится к аккумуляции денежных средств, определением размера и оптимальной структуры источников этих средств.

Задачи коммерческого банка при управлении ресурсами:

- четкое выполнение требований ЦБ в отношении установленных экономических нормативов;

- исключение операций, которые не приносят прибыли;

- поддержание нормального отношения между личным и привлеченным капиталом;

- получение больших объемов доходов за счет привлечения более доступных ресурсов;

- обеспечение четкой взаимосвязи между кредитными и депозитными сделками, их величиной и сроками;

- контроль срочных вкладов, которые удерживают ликвидность банка «на плаву»;

- проведение мероприятий по повышению качества обслуживания клиентов и расширения услуг и так далее[6]

Управление банковскими ресурсами имеет двухуровневую структуру:

- государственный уровень - управление через ЦБ РФ;

- уровень коммерческого банка.[7]

Основные инструменты ЦБ РФ:

- предоставление займов коммерческим банкам;

- проведение операций на открытом рынке с активами (купля-продажа ценных бумаг);

- закрепление основных показателей регулирования работы коммерческих банков – обязательных резервов, минимального объема уставного фонда, максимальной величины риска, показателей ликвидности и так далее. [8]

Банковская стратегия при портфельном подходе реализуется в управлении активами и пассивами банка не только правильным соотношением пассивных и активных операций, но и соотношением между видами вкладов и способами размещения средств вообще. Эти действия имеют целью максимизацию дохода банка. Все активы и обязательства банка рассматриваются как составные части его портфеля. Важнейшим принципом портфельного подхода является освоение различных рынков ссудного капитала и диверсификация портфеля. Диверсификация портфеля означает расширение круга клиентов, между которыми распределяются кредиты и депозиты банка. Для управления активами и пассивами необходимо проанализировать состав банковского портфеля, его объема и доходности. Коммерческий банк должен прогнозировать и оценивать движения средств, и на основе полученных данных определять свою кредитную политику. Портфельный подход требует учета или сравнения нормы дохода по различным видам активов. Банк определяет, исходя из оценки доходности активов, как будут распределяться привлеченные ресурсы внутри банка.


Банковская политика в сфере управления собственным капиталом – совокупность действий, которые направлены на достижение компромисса между рискованностью и доходностью операций коммерческого банка, а также связанных с выбором, обоснованием наиболее выгодного способа размещения собственных средств банка с учетом выбранной стратегии [12, стр.93].

Основная цель политики управления собственным капиталом коммерческого банка заключается в обеспечении эффективного функционирования нормативно-плановой, контрольной, информационно-аналитической подсистем управления, при этом индикатором эффективности политики служит наличие устойчивого роста стоимости собственного капитала коммерческого банка при соблюдении требований, касающихся его достаточности [21, стр.65].

Коммерческие банки управляют собственными средствами в соответствии со следующими принципами, которые обеспечивают реализацию сбалансированной политики банка (рисунок 3):

Принципы

Соответствие стратегии развития банка и масштабов его деятельности действующему законодательству

Комплексность планово-нормативной, информационно-аналитической, контрольной подсистем управления

Ограниченность объемов банковских операций размером собственного капитала

Динамичность объема и структуры собственного капитала банка в соответствии с изменениями факторов внешней и внутренней среды

Рисунок 3 - Принципы управления собственным капиталом коммерческого банка

Управление собственным капиталом банка обуславливается следующим противоречием: с одной стороны, развитие коммерческого банка происходит, главным образом, за счет привлеченных денежных средств, с другой стороны, масштабы деятельности коммерческого банка жестко привязаны к размеру его собственных средств. Поэтому, принятие решений в сфере формирования собственного капитала коммерческого банка целесообразно реализовывать на базе сравнительного анализа темпов роста рисковых активов, величины собственного капитала и обязательств.

Управление банковским капиталом подразумевает прогнозирование его величины с учетом изменения объема забалансовых и балансовых операций, степени рисков, принимаемых коммерческим банком, соблюдения пропорций между различными составляющими капитала, установленных нормативно-правовыми актами, с целью достижения параметров, установленных банком.

Процесс управления собственным капиталом в банке можно разделить на следующие этапы:


  • формирование уставного капитала банка;
  • распределение прибыли и формирование фондов коммерческого банка;
  • поддержание собственного капитала коммерческого банка на достаточном для реализации миссии банка уровне [11, стр.89].

В банковской практике существует большое количество способов планирования собственного капитала банка, при этом все они содержат в себе следующие этапы:

  • разработка общего финансового плана;
  • выявление величины собственного капитала, нужного коммерческому банку с учетом его целей, предполагаемых новых продуктов и услуг, специфики государственного регулирования;
  • выявление величины капитала банка, который можно привлечь за счет внутренних источников;
  • оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям, а также целям коммерческого банка источников капитала [20, стр.73].

Планирование собственного капитала коммерческого должно проводиться на базе общего финансового плана. Перед планированием делаются разработки по выявлению темпов роста активных операций коммерческого банка, а также их структуре, иными словами, составляется прогноз баланса активных операций банка. На следующем этапе определяют необходимые источники по финансированию активных операций, делают прогноз размера и источников средств (депозитных и недепозитных), производят оценку состава актива по степени риска в соответствии со стратегией коммерческого банка. На базе прогноза выплат дивидендов определяют вероятную величину внутреннего генерируемого капитала, то есть суммы прибыли, которую можно направить на прирост собственного капитала. В соответствии с планируемым ростом активов производят расчет необходимой величины капитала, привлекаемого из внешних источников.

В банковской практике существуют следующие методы управления капиталом (рисунок 4).

Накопление прибыли в форме различных фондов или же нераспределенной прибыли является основным источником собственного капитала коммерческого банка.

Методы

Накопление прибыли

Дивидендная политика

Переоценка основных средств

Выпуск и продажа обыкновенных и привилегированных акций

Продажа активов и аренда недвижимого имущества

Бонусная эмиссия недвижимого имущества

Рисунок 4 - Методы управления собственным капиталом банка

Данный метод является самым легким и наименее дорогостоящим методом пополнения капитала банков, деятельность большинства которых связана с получением высокой нормы прибыли. Помимо этого, привлечение капитала из внутренних источников не угрожает потерей контроля над коммерческим банком его акционерами и снижением доходности их акций. У данного метода имеется и свой недостаток, заключающийся величина прибыли может изменяться, поэтому результаты деятельности банка могут привести как к сокращению собственного капитала вследствие убытков, так и к его увеличению.


Дивидендная политика. Высокие дивиденды приведут к росту курсовой стоимости акций коммерческого банка, что облегчит наращивание собственного капитала банка за счет внешних источников. Дивиденды в данном случае выполняют двойственную функцию: увеличивают доходы уже имеющихся акционеров, а также облегчают наращивание капитала банка посредством дополнительного выпуска акций. Дивидендная политика, максимизирующая рыночную стоимость инвестиций акционеров, именуется оптимальной. Коммерческий банк сможет привлекать новых акционеров, сохраняя при этом старых, в случае если доходность акционерного капитала банка, по крайней мере, равна доходности вложений в иные сферы бизнеса с одинаковой степенью риска [15, стр.327].

Таким образом, подводя итог в первой главе работе, необходимо отметить, что собственный капитал является основой коммерческой деятельности любого банка. Собственный капитал обеспечивает самостоятельность банка как финансово-кредитного учреждения, гарантирует его финансовую устойчивость, являясь при этом источником смягчения отрицательных последствий различных рисков, которым подвергается банк в процессе своей деятельности. Увеличение собственного капитала банка повышает надежность, формирует условия для роста депозитной базы, и, следовательно, и для увеличения объема активных прибыльных операций банка.

Глава 2.Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию финансово – хозяйственной деятельности АО «Нордеа банк»

2.1 История создания, организационно-правовая форма и направления деятельности банка

Акционерное общество «Нордеа Банк» работает на российском рынке банковских услуг с 1994 года и входит в ТОП–30 крупнейших банков на российском рынке.


Юридический адрес: 125040, г. Москва, 3–я ул. Ямского Поля, д.19, стр.1.

Банковский идентификационный код (БИК): 044583990.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): 7744000398.

АО «Нордеа Банк» входит в Банковскую Группу Nordea (100% акций АО «Нордеа Банк» контролирует Банковская Группа Nordea).

Банковская Группа Nordea – финансовый институт с двухвековой историей – была образована путем консолидации старейших банков Скандинавии: Merita Bank (Финляндия), Nordbanken (Швеция), Unibank (Дания), Christiania Bank og Kreditkasse (Норвегия). В 2001 году Банк начал работать под брендом Nordea, который является производным от двух слов – Nordic и Idea.

Банковская Группа Nordea является одной из крупнейших европейских банковских групп:

  • входит в список 30–ти системообразующих банков мира (G–SIFIs), опубликованный Советом по финансовой стабильности в ноябре 2016 г
  • в 2016 году признана «Лучшим Банком Скандинавии» среди крупнейших банков (по версии «Global Finance»);
  • присуждена номинация «Банк года» в Западной Европе (The Banker, 2016);
  • входит в число 10 крупнейших розничных европейских банков;
  • признан «Лучшим банком по управлению наличными средствами», «Лучшим провайдером краткосрочных инвестиций/ средств на денежном рынке», «Лучшим банком по управлению финансовыми рисками» в Скандинавском регионе по версии «Global Finance».

Банковская Группа Nordea предлагает широкий спектр банковских продуктов и услуг для розничных и корпоративных клиентов. По данным на конец 2016 года в Nordea обслуживаются 11 млн. клиентов, активы Nordea составили 646,9 млрд. евро, капитал – 31 млрд. евро.

Акционерами Нордеа Банка являются ООО «Промышленная компания «ВЕСТКОН» – 92,783 %, Nordea Bank AB (publ) – 7,217 %.

В свою очередь Nordea Bank AB (publ) владеет 100 % долей в уставном капитале ООО «Промышленная компания «ВЕСТКОН».

По данным на декабрь 2016 года акционером Nordea Bank AB (publ), владеющими более 2%, являются Sampo Plc 21,4%, Nordea Fonden 3,9% и Swedbank Robur Funds 2,5% капитала.

АО «Нордеа Банк» (прежние названия: АБ «ОГРЭСБАНК» (ОФО), ОАО «Нордеа Банк») зарегистрирован ЦБ РФ 3 августа 1994 года, регистрационный номер 3016.

АО «Нордеа Банк» является участником ведущих ассоциаций и объединений банковского сообщества, обладает всеми необходимыми лицензиями на осуществление банковской деятельности, является участником Системы обязательного страхования вкладов физических лиц, имеет разрешение Федеральной таможенной службы Российской Федерации на право выступать гарантом перед таможенными органами. Аудитором Банка является международная аудиторская компания АО «ПвК Аудит».