Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации(Роль и значение кадрового обеспечения муниципального управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из анализа следует вывод: кадровый потенциал управления социальной политики Администрации Кольского района показывает, что характерными его особенностями являются:

 Высокий процент женщин;

 Высокий процент молодежи;

 100 процентная укомплектованность штатов;

 78,2 процентное наличие высшего образования.

Наличие педагогического и технического образований у специалистов управления свидетельствует о том, что данные работники не соответствуют занимаемой должности, а значит, требуется организация их профессиональной переподготовки.

Решению в частности данной проблемы была задействована районная целевая программ «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Кольский район на 2015-2025 годы», которая была утверждена решением Районной Думы от 11 сентября 2015 года №282.

Основанием для разработки данной программы являлись Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», [3] Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Мурманской области от 22 июня 2007 г. №67-ЗА «О муниципальной службе в Мурманской области».

Цель районной целевой программы - развитие и совершенствование кадрового состава муниципальной службы в муниципальном образовании Кольский район.

Для достижения указанной цели в программе сформулированы следующие задачи:

-совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы;

-формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;

-создание условий для профессионального развития и подготовки кадров муниципальной службы;

-обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы.

Последовательная реализация программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:

- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы в муниципальном образовании Кольский район;

-создание эффективной системы управления муниципальной службой;

- формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;

- формирование системы обучения муниципальных служащих как основы профессионального и должностного роста;

- создание условий для стимулирования, мотивации и оценки деятельности муниципальных служащих;


- обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы;

- формирование и подготовка кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы.

2.3 Проблема современного обеспечения муниципальных структур квалифицированными кадрами

Экономические, социальные, политические изменения в жизни нашей стране определяют все большую значимость обеспечения государственных и муниципальных структур управления квалифицированными кадрами. Практика показывает, что одной из причин успеха местного самоуправления является уровень профессиональных знаний муниципальных служащих. В основе профессионализма всех кадров и совершенствования социальной структуры общества лежат знания. Для большинства муниципальных кадров современного периода характерно то, что база знаний была получена ими в стране с другим государственным устройством, с особенной, социалистической плановой экономикой при наличии фактически одной формы собственности, с авторитарным и тоталитарным управлением, при отсутствии самостоятельности местного самоуправления.

Таким образом, практически для всех муниципальных служащих стоит задача совершенствования имеющихся знаний и навыков управленческой работы. Серьезные преобразования территориальной системы управления России с переносом центра тяжести на муниципальный уровень, постановкой принципиально новых задач перед муниципальными органами, значительным расширением и усложнением деятельности муниципальных служащих обостряют актуальность указанной проблемы.

Решение этих сложных задач, поставленных перед органами местной власти, должно осуществляться профессионально подготовленными специалистами - менеджерами нового типа, обладающими системностью мышления, способностью к многоаспектному, многоуравневому и целенаправленному анализу возникающих проблем с использованием современных информационных технологий. Муниципальные служащие овладевают необходимыми навыками, умениями управления главным образом в процессе практической деятельности. При этом надо учитывать постоянные изменения требований к управленческой деятельности, к управленческой культуре.


Нередко в деятельности муниципальных служащих преобладает текущее оперативное управление, даже не управление, а руководство отраслями муниципального хозяйства, не используется комплексный подход в управлении, не учитываются потребности муниципального образования в целом. Практически повсеместно исключительно низка доля стратегического управления, необходимого разделения труда, оценки результатов, использования информационных технологий управления, и, как следствие, - низкая эффективность муниципального управления.

Вместе с тем следует назвать и другую проблему в обеспечении качественного муниципального управления и профессионального мастерства, требующей проведения обучения муниципальных служащих, является постоянное изменение законодательства как в части компетенции местного самоуправления, так и в части содержания деятельности. Это требует регулярного обновления знаний в области правовых основ деятельности.

Однако в настоящее время расширение компьютеризации муниципальных образований России уже позволяет решить и эту проблему. Конечно, ни в одном источнике знаний невозможно учесть все многообразие проблем и жизнедеятельности более 24 тыс. муниципальных образований России, имеющих в соответствии с муниципальным законодательством различный статус, обладающих разными социально-экономическими ресурсами и осуществляющих интересы населения порой в весьма отличных природно-климатических, политических и, прежде всего экономических условиях. Если специалисты, связанные с деятельностью органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов, как правило, имеют доступ к специальным изданиям по муниципальной проблематике, Интернет-ресурсам, в многочисленных сельских поселениях.

При принятии управленческих решений особенностью муниципального управления является многофакторность, их высокая социальная значимость, быстрая смена ситуации и ее нестандартность и потребность в быстром же принятии нестандартных решений. Для этого нужно развитие специальных профессиональных навыков и умений организационно-управленческой деятельности, в том числе определенной психологической подготовки.

Муниципальному служащему необходимо знать основы теории управления, основы права, основы экономической науки, социологию, психологию, владеть навыками аналитической работы, уметь работать с документами, информацией.

В условиях совершенствования новой системы местного самоуправления в субъектах Федерации кадровое обеспечение становится особенно актуальным.


Начало реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». За это время органом муниципального образования Кольский район проделан большой объём работы. При этом одной из основных проблем являлась подготовка кадров. По данным на начало 2019 года все главы муниципального образования имели высшее профессиональное образование, однако процентное содержание наличия высшего образования остального кадрового потенциала управления составляет 70,3%. Только один глава на этот период имел образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». Не имеют опыта работы в местном самоуправлении и большинство руководителей представительных органов. А профессиональная квалификация работников управления, как известно, определяется двумя главными факторами: теоретическими знаниями и опытом практической работы.

Таким образом, при подведении итога изложенного выше, следует сделать вывод: в деятельности муниципального образования важную роль играет кадровое обеспечение местного самоуправления, т.е. деятельность, направленная на комплектование профессионально подготовленными работниками местных органов власти. Муниципальные кадры должны быть способны на уровне современных требований эффективно реализовывать в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции муниципальных органов.

Заключение

Задача кадровой службы в муниципальном образовании заключается в том, чтобы сформировать такой кадровый состав, который по своим личным и профессиональным качествам, а также по социальному положению был способен решать вопросы местного значения.

Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления и грамотного управления этими кадрами актуальны с момента введения института местного самоуправления в нашей стране в начале 90-х гг. прошлого века. На рубеже XX и XXI вв. стало понятно, что без эффективного местного самоуправления невозможно построить демократическое государство и обеспечить решение насущных вопросов жизнеобеспечения граждан страны, независимо от того, где они проживают: в маленькой деревне, небольшом городе или мегаполисе.

Современное состояние экономики, социально-культурной и бытовой инфраструктуры всех видов поселений таково, что без грамотных специалистов и служащих - профессионалов из соответствующих органов муниципального управления - руководить местным хозяйством невозможно.


Таким образом, практически для всех муниципальных служащих стоит задача совершенствования имеющихся знаний и навыков управленческой работы. Серьезные преобразования территориальной системы управления России с переносом центра тяжести на муниципальный уровень, постановкой принципиально новых задач перед муниципальными органами, значительным расширением и усложнением деятельности муниципальных служащих обостряют актуальность указанной проблемы.

Решение этих сложных задач, поставленных перед органами местной власти, должно осуществляться профессионально подготовленными специалистами - менеджерами нового типа, обладающими системностью мышления, способностью к многоаспектному, многоуравневому и целенаправленному анализу возникающих проблем с использованием современных информационных технологий. Муниципальные служащие овладевают необходимыми навыками, умениями управления главным образом в процессе практической деятельности. При этом надо учитывать постоянные изменения требований к управленческой деятельности, к управленческой культуре.

В условиях совершенствования новой системы местного самоуправления в субъектах Федерации кадровое обеспечение становится особенно актуальным.

Начало реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». За это время органом муниципального образования Кольский район проделан большой объём работы. При этом одной из основных проблем являлась подготовка кадров. По данным на начало 2019 года все главы муниципального образования имели высшее профессиональное образование, однако процентное содержание наличия высшего образования остального кадрового потенциала управления составляет 70,3%. Только один глава на этот период имел образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». Не имеют опыта работы в местном самоуправлении и большинство руководителей представительных органов. А профессиональная квалификация работников управления, как известно, определяется двумя главными факторами: теоретическими знаниями и опытом практической работы.

Таким образом, при подведении итога изложенного выше, следует сделать вывод: в деятельности муниципального образования важную роль играет кадровое обеспечение местного самоуправления, т.е. деятельность, направленная на комплектование профессионально подготовленными работниками местных органов власти. Муниципальные кадры должны быть способны на уровне современных требований эффективно реализовывать в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции муниципальных органов.