Файл: Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности(Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников
1.1. Понятие толерантности и толерантного взаимодействия в психолого-педагогической науке
2.1. Диагностика уровня сформированности толерантного взаимодействия у младших школьников
2.2. Пути и средства формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
2.3. Анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
Раздел 8. Многонациональная Россия. Тема 1. От южных морей до полярного края.
Территория России. Республики, находящиеся на территории Российской Федерации. Национальный состав. Кратко о национальностях и быте представителей.
Тема 2. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Великая нация - русские. Заслуги русских перед страной. Великие представители русской нации.
Тема 3. Наши соседи - украинцы.
Об украинцах. Национальные костюмы украинцев. Быт, обряды и традиции украинского народа. Заслуженные деятели нации.
Тема 4. Традиции и праздники татарского народа. Татарский народ. Традиции и праздники. Народные костюмы. Тема 5. Все мы - большая семья.
Единство народов. Взаимодействие народов России. Все мы - братья.
Практическая часть.
1) Песня А. Семеновой «Размышление»
2) Мероприятие «Традиции и праздники татарского
3) Беседа: «Многонациональная страна».
4) Беседа: «О терпимости».
5) Игра: «Все мы братья».
6) Викторина: «Кто есть кто?».
Раздел 9. «Я» в мире экономики. Тема 1. Что такое деньги?
Важность денег для человека. История возникновения денег. Деньги в древности. Современные деньги. Виды денег. Тема 2. Богатство и бедность.
Что такое богатство. Богатство материальное и богатство духовное. Виды
имущества: движимое и недвижимое. Что такое бедность. Благотворительность.
Тема 3. Домашнее хозяйство.
Домашнее хозяйство в древности и на современном этапе жизни. Со-бирательство, охота, рыболовство. Народные промыслы. Земледелие и скотоводство.
Тема 4. Заводы и товары.
Фабрики и заводы России и Крыма. Товары, предоставляемые заводами и фабриками.
Тема 5. Социальные услуги.
Транспортные услуги. Коммунальные услуги и их стоимость. Школьная экономика: столовая, мастерская, опытный участок. Медицинские услуги.
Практическая часть.
1) Экскурсия на фабрику «Ламзурь».
2) Игра «Деньги народов мира».
3) Игра «Ярмарка».
4) Игра «Монополия».
5) Беседа «Богатство и бедность».
6) Практикум: сочинение «Я построил завод»
Раздел 10. Духовность в жизни.
Тема 1. Первая книга - Библия.
Ветхий завет, Новый завет. Коран, Библия, Тора и другие священные книги. Ценность книг для духовной культуры человечества.
Тема 2. Религия в жизни и искусстве.
Многообразие священных книг. Вавилонская башня. Сооружения во имя Бога. Религия в живописи. Духовная музыка.
Тема 3. 10 заповедей.
Заповеди, данные Богом. Нарушение законов Божьих. Не убий. Каин и Авель. Не укради. Свое и чужое. Не сотвори себе кумира.
Практическая часть.
1) Беседа: «Религия и духовность».
2) Мероприятие «Библейские герои».
3) Мероприятие «Религия в искусстве».
4) Викторина: «Десять заповедей».
Нами составлен список рекомендуемой литературы по теме программы.
Мы считаем, что этот курс позволит нам эффективно формировать толерантное взаимодействие у младшего школьника.
В процессе формирующего эксперимента мы провели внеклассные мероприятия, взятые из программы. По темам: «Великое наследие России», «Мой край – Крым любимый», «Традиции и праздники татарского народа», «Я гражданин России».
В ходе проведения мероприятия «Великое наследие России» была поставлена цель формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа. Детям были предложены русские народные загадки, загадки о русских народных сказках и героях сказок. Проведена беседа о быте, истории и культуре русского народа. Велся рассказ о русских народных праздниках.
Внеклассное мероприятие «Мой край – Крым любимый» имело цели: познакомить детей с государственными символами Республики Крым; ознакомить учащихся с произведениями искусства русского народа; развить творческие способности; прививать любовь к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа; приобщить школьников к национальной культуре; пробудить интерес к культуре родного края; воспитать чувство патриотизма, любви к своей республике.
Во внеклассном мероприятии «Традиции и праздники татарского народа» была представлена следующая цель: познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа». В ходе мероприятия детям были даны представления о религиозных мусульманских праздниках, традициях, обрядах, играх.
Мероприятие «Я - гражданин России» имело цели: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, а также чувство патриотизма; познакомить учащихся с государственными символами России; развить гражданскую позицию школьников. Были представлены данные о географическом расположении России, государственные символы Российской Федерации, раскрыто понятие «гражданин», рассказ о малой Родине - Симферополе.
2.3. Анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
После проведения формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление эффективности мероприятий по формированию и повышению уровня знаний о традициях народной педагогики и показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона, а также формирования культурно- толерантной личности.
В контрольном этапе эксперимента я провела те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента. Критерии оценки были те же.
Диагностика уровня сформированности знаний народных традиций.
После обработки данных, мы получили следующие результаты:
высокий уровень - 19 человека (82 %);
- средний уровень - 4 человек (18 %);
- низкий уровень - 0 человек (0 %).
Традиций в семье не прибавилось, показатель оказался тем же - 48,4 %.
Знание героев народной сказки повысилось с 79,2 % до 100 %, среди них были так же часто употребляемые такие, как Иван-Царевич, Елена Премудрая, Баба-Яга, Колобок, Курочка Ряба, прибавились такие герои, как Емеля, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Уровень знания народных песен оценивался в 70,4 %, теперь же достиг 95,6%, к «Во поле береза стояла» прибавились такие песни, как «Валенки», «Ой, мороз, мороз», «Черный ворон». Так же дети указывали и крымские народные песни.
Народные игры знали 79,2 % опрошенных учеников, теперь же уровень повысился до 91,2 %. Учащиеся называли такие игры, как «Лапта», «Городки».
Среди народных праздников чаще всего употреблялась Масленица и Пасха, к ним добавились Святки. Уровень знания повысился до 100 %.
С 74,8 % до 100 % повысилось знание народных поговорок. Употреб - лялись такие, как «Для бешеной собаки семь верст не крюк», «Око видит, да зуб неймет».
Из народных традиций учащиеся, как и в прошлый раз, чаще использо - вали традицию, связанную с Масленицей - сжигание чучела Зимы и поедание блинов, добавились Колядки - 91,2 %.
Блюда народной кухни в этот раз не вызвали у детей особого затруднения, назывались такие блюда, как блины, каша, щи, знание с 52,8 % повысилось до 79,2 %.
На вопрос о элементах женского и мужского костюмов испытуемые отвечали более уверенно, назывались платья, фартуки, юбки, кокошники, валенки, кушаки, рубахи - 91,2 % опрошенных смогли ответить правильно.
Знание народных инструментов оценивалось в 74,8 %, теперь же уровень повысился до 88 %. Назывались такие инструменты, как гусли, ложки, балалайка.
Знание пословиц оставляло желать лучшего, этот вопрос вызывал за-труднение, и только 52,8 % опрошенных учеников смогли назвать пословицу. После проведения формирующего этапа эксперимента, уровень повысился до 95,6%. Предлагались такие пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не надейся дед на чужой обед».
Из представленных пяти загадок, испытуемые дали правильный ответ на 3-5 загадок, оценка знания увеличилась с 47,5 % до 68,6 %.
Вопрос «Продолжите пословицы», так же вызывал у учащихся затруднение, из пяти предложенных пословиц, продолжить смогли только 1 -2 пословицы, что составляло 11,4 %. Теперь же продолжали 3-5 пословиц, что составляет 60,7 %
Последний вопрос о названиях народных сказок, где герои - животные, уже не был таким сложным, показатель знания с 52,8 % повысился до 79,2 %.
Таким образом, мы видим, что после проведения формирующего этапа эксперимента уровень знания традиций народной культуры значительно повысился. Следовательно, можно сделать следующие выводы:
- в контрольном эксперименте младших школьников высокий балл имеют 19 человек, что составляет 82 %. По сравнению с результатами констатирующего эксперимента, где количество испытуемых, имеющих высокий балл было 3 человека, что составляло 13 %, уровень знания народных традиций учащимися повысился на 69 %.
- количество детей со средним уровнем сформированности знаний о традициях народной культуры понизился с 16 человек до 4, что составляет 18 %.
- количество учащихся с низким уровнем сформированности понизился с 4 человек до 0, что составляет 0%.
Данные результативности говорят о том, что предложенная методика по формированию уровня знаний народных традиций значительно повысила этот уровень, что приводит к более толерантному отношению к своей Родине.
Таблица 3
Результаты исследования уровня показателей эмоционально- оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
балл |
Сергей Л. |
а |
+ |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
40 |
Даша Щ. |
а |
+ |
а |
а |
б |
а |
б |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
39 |
Юля Б. |
а |
+ |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
42 |
Тимур Т. |
а |
+ |
а |
а |
а |
б |
в |
а |
в |
б |
б |
а |
б |
а |
38 |
Яна М. |
а |
+ |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
б |
37 |
Максим Ж. |
б |
+ |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
41 |
Маша Л. |
а |
+ |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
39 |
Настя Г. |
а |
+ |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
42 |
Данила Б. |
а |
+ |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
40 |
Виталий В |
а |
в |
а |
б |
а |
в |
б |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
34 |
|
Дима П. |
а |
+ |
а |
а |
а |
в |
а |
а |
в |
б |
б |
б |
а |
б |
39 |
Женя Я. |
а |
+ |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
40 |
Артур Т. |
а |
+ |
б |
а |
в |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
б |
35 |
Эдуард С. |
а |
+ |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
36 |
Андрей Б. |
а |
+ |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
40 |
Лиза Г. |
а |
- |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
38 |
Даниил т. |
а |
- |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
37 |
Милена Д. |
а |
+ |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
39 |
Даша Б. |
а |
+ |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
39 |
Высокий уровень - 18 человек (94,7%).
Средний уровень - 1 человек (5,3%).
Низкий уровень - 0 человек (0%).
После проведения формирующего этапа эксперимента было проведено аналогичное исследование, что и в констатирующем этапе. Контрольный эксперимент показал, что испытуемые любят и гордятся своей страной - показатель повысился с 89,4 % до 94,7 %, 5,3 % - относятся хорошо к своей стране, данный показатель уменьшился на 5,3 %.
На вопрос: «Что бы ты хотел изменить в нашей стране?», так же были получены разные ответы. Такие, как: «Я хочу изменить экзамены и ЕГЭ», «Чтобы строже наказывали преступников», «Я бы хотел изменить зарплату», «Я бы установила больше светофоров», «Наказывать пьяных водителей», «Чтобы меньше уничтожали деревья и растения», «Больше внимания спорту», «Хочется добиться большего уважения к пенсионерам». Двое из учащихся ответили: «Ничего». Что показывает, что учащиеся еще более активно стали интересоваться жизнью своей Родины.
Показатель уважения людей других национальностей поднялся с 52,6% до 74,2 %, 21,2 % - интересуются, а 5,3% - относятся к ним равнодушно.
Заметно, что дети стали относится более толерантно к людям других национальностей. «Имеет ли человек право разговаривать на родном языке и иметь свою веру?». На этот вопрос 68,4 % опрошенных считали, что, да, конечно, имеют. Теперь же так ответили 90,1 % учащихся, и только 9,9 % ответили: «Да, но в своей стране».
То, что детям нравится, когда люди разговаривают на другом языке, было показано еще в прошлом исследовании, такой результат дали 73,6 % учащихся. Теперь же этот критерий повысился до 74,2 %. 21,2 % ответили: «Мне все равно, я не обращаю внимание», а 5,3 % опрошенных ответили, что им не нравится.
Уважали своих одноклассников 21 % опрошенных, теперь же этот показатель повысился до 63,6 %, 31,8 % относятся ко всем по-разному, 5,3 % одноклассники не нравятся.
73,6 % испытуемых любили своих родителей и других родственников, но после проведения формирующего этапа эксперимента, этот показатель повысился до 79,5 %, 9,9 % - уважают, а 10,6 % относятся равнодушно.
На вопрос о том, как они относятся к старшим по возрасту людям, 89,4% опрошенных отвечали, что уважают, на данный момент этот показатель достиг 94,7 %, а 5,3 % ответили, что они им не нравятся.
«Как ты относишься к выполнению правил поведения в классе, школе, общественных местах?» С 84,2 % до 90,1 % повысился ответ: «Считаю важным и обязательным их выполнять», и лишь 9,9 %: «Не слежу за своим поведением, веду себя так, как хочу».
На вопрос: «Как ты относишься к детям, которые не соблюдают правила поведения, обижают других?», критерий ответа повысился с 68,4 % до 84,2 % - осуждают, не уважают, 15,8 % дали свои ответы: «Не нравятся», «Учу правильно себя вести», «Заступаюсь за обиженных».