Файл: Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности(Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость».

Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления.

Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей.

Толерантность в сфере межнационального общения - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Этническая толерантность - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности [40, с. 66].

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подго-товки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое [13].

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, вос-питателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач [12].

Разброс мнений среди тех, кто сегодня говорит и пишет о толерантности, огромен. В современном мире найдется немало людей, для которых толерантность является признаком слабости и нерешительности, отсутствием характера и силы воли. А отсюда всего один шаг до того, чтобы ею вообще «с полным основанием» пренебречь [41, c. 13].

Когда ученые изучали феномен массового принятия нацистской идеологии, в Германии были проведены масштабные исследования по выявлению «элементов личности человека», которые предрасполагают его к реакциям враждебности (интолерантности). В ходе опросов была выявлена устойчивая связь между враждебностью и определенными глубинными чертами личности, названной, по выражению немецкого философа и социолога Хоркаймера, авторитарным типом личности [18, c. 10-12].


В образовательной среде необходимо направлять процесс становления толерантного сознания учащихся. Пренебрежение этой функцией закладывает возможность социальных потрясений в стране.

Сегодня резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования - важнейших факторов формирования гражданского самосознания.

Как показывают наблюдения, основная масса современных педагогов обладает низким уровнем толерантности. Это обусловлено комплексом причин, таких как низкий уровень образования и воспитания; ежедневная борьба за выживание, низкий материальный уровень; крах идеологии страны; разрушение нравственных и духовных ценностей в обществе; низкий общий культурный уровень; нарушение прав человека и прав ребенка и многое другое.

Толерантность - это морально нравственное качество. Значит, для успешного формирования толерантного сознания школьников необходимо создание условий для развития в первую очередь морально нравственных качеств в социуме.

Параллельно следует вести работу по формированию толерантности педагогических работников и управленцев. Кроме того, необходимо бороться с факторами, способными провоцировать ребенка и взрослого на асоциальные проявления. Такими факторами могут быть, поясняет Ш. А. Амонашвили, грубость во взаимоотношениях людей, среди которых находится ребенок, грубость в отношении самого ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам; авторитаризм и принуждение, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность... [2, с. 55].

Достойное должно стать самой сущностью духовной культуры, недостойное должно вызывать презрение и омерзение. это убеждение - самый драгоценный нравственный иммунитет, не позволяющий человеку унижаться, терять благородство, совесть, честь, моральное мужество [50, с. 78].

Мы уверены, что постулат В. А. Сухомлинского о том, что человек с чувством собственного достоинства всегда толерантен и никогда не унизит другого человека, может войти в теорию социализации учащихся. Ядром социализации может быть следующее утверждение педагога: «Мастерство воспитания в том и состоит, чтобы на всей долгой дороге человеческого утверждения воспитанник никогда не испытывал оскорбления человеческого достоинства, чтобы стремление утвердить собственную честь и достоинство было важнейшим стимулом к нравственному самосовершенствованию» [45, с. 89].

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» - необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства [51].


Сегодня принципом педагогической деятельности является личностный подход.

В школе, чаще всего неосознанно, упор делается на подготовку отдельного индивида, отдельного учащегося к жизни в социуме, организованном на основе рыночных отношений. В национальной доктрине образования прямо говорится о необходимости готовить учащихся к рынку, развивать в них предприимчивость, способность действовать в условиях жесткой конкуренции. Такова реальность. И никакие призывы, воспитательные «мероприятия», направленные на толерантность и доброжелательность, не смогут противостоять самому способу деятельности ученика в школе - индивидуальному, независимому от коллектива [28, с. 48-49].

В современной России и в мире в целом наблюдается обострение межнациональных, этнических, религиозно-нравственных противоречий, которые проявляются как в межгосударственных масштабах, так и на уровне интересов различных сообществ людей с полярными и трудносовместимыми взглядами, убеждениями, представлениями, верованиями [42, с. 43].

1.2. Особенности формирования толерантного отношения к сверстникам у младших школьников средствами народной педагогики

В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Толерантность служит инструментом обеспечения социального согласия, в особенности между людьми и группами, чьи ценности различаются. Большую роль в этом играет народная педагогика. Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г. Н. Волков, Я. М. Ханбиков, А. Ш. Г ашимов, Г. Н. Филонов и др. Это - эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в русскую и российскую педагогику впервые внесено К. Д. Ушинским.

Традиция - явление общественной психологии, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, поддерживаемое силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев.


Обычаи и обряды - это те же традиции, хотя и в разных их видах. Согласно энциклопедическому словарю, обычай - это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. К обычаям относят общепринятые приемы в труде, формы взаимоотношения людей в быту и семье, дипло- матические и религиозные ритуалы и другие повторяющиеся действия, отражающие особенности племени, класса, народа.

Обычаи и традиции выполняют две общие функции: стабилизируют сложившиеся в обществе отношения и осуществляют их воспроизводство в жизни новых поколений. Они имеют место не только в быту, но и в общественной жизни.

Следует отметить, что различные этнические культуры имеют много схожего, что позволяет людям прийти к взаимопониманию. Никто не будет отрицать высокой гуманности таких, к примеру, традиций, как ответственность за воспитание детей, уважительное отношение к женщине-матери, почтение к старшим, забота о госте и др.

Сегодня, в век унификации многих сторон нашей жизни, этнические традиции не утратили своих позиций. Поскольку в каждой культуре есть свои законы, нормы и правила поведения, то при взаимодействии с представителями других народов нужно быть этнокультурно-компетентными.

Образовательные учреждения могут способствовать возрождению традиций. Большой популярностью пользуются такие праздники, как Масленица, осенняя ярмарка; Новый год. Внеклассные мероприятия могут проходить в виде посиделок, вечёрок, конкурсов знатоков народных традиций. На них можно предложить детям, расписать гуашью, лаком, фломастерами яйца, вылепить «жаворонков» - обрядовое печенье; или поиграть в народные игры, устроить состязания по национальным видам спорта и т.д.

Использование этнопедагогических идей и средств позволяет приобщить детей к вечным истинам и ценностям. При этом важно помнить, что воспитывать детей на народных традициях бессистемно, от случая к случаю бессмысленно. Необходимо органично встроить их в образовательно-воспитательную работу школы, соотнося воспитательные возможности народной педагогики с требованиями сегодняшнего времени [43, с. 9-11].

Межнациональная толерантность определяется как «системная совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон или традиции), а так же мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предполагают терпимое или, вернее сказать, «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе на личностном уровне) к другим инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.)» [25, c. 14].


Изучение народной педагогики показывает, что сегодня ее наследие недостаточно обобщено и систематизировано и не в полной мере используется на практике социализации личности.

Общность идей народной педагогики сочетается с общностью принципов воспитания. Ведущими из них являются:

- целенаправленность, выражающаяся в существовании идеала человека, в котором воплощаются нравственное совершенство, высокая духовность, любовь к Родине, к людям и природе;

- природосообразность, так как человек является частью природы, учится у нее, черпает из ее неиссякаемого источника красоту и мудрость;

- преемственность в усвоении тех ценностей, которые выработаны народом и проверены веками;

- уважение к старшим, их почитание как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов;

- дифференцированное воспитание мальчиков и девочек (мальчик - будущий отец, воин, охотник, строитель; девочка - мать, хранительница домашнего очага);

- раннее начало обучения и воспитания детей, осуществляемое в различного рода деятельности. Это самый «старый», но и самый актуальный сегодня принцип. Он зародился на заре человечества, когда опыт передавался младшим включением их в жизненно необходимую деятельность [43, с. 7].

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантного взаимодействия у младших школьников

2.1. Диагностика уровня сформированности толерантного взаимодействия у младших школьников

Целью опытно-экспериментальной работы являлась разработка и апробация использования традиций народной педагогики и показателей эмоцио-нально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона в систематическом научном образовании в начальной школе. Исследование проводилось на базе «МБОУ Новожиловская СШ» Белогорского района Республики Крым в три этапа.