Файл: Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности(Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников
1.1. Понятие толерантности и толерантного взаимодействия в психолого-педагогической науке
2.1. Диагностика уровня сформированности толерантного взаимодействия у младших школьников
2.2. Пути и средства формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
2.3. Анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
Этап 1. Констатирующий. Целью констатирующего этапа эксперимента является диагностика исходного уровня знаний народной педагогики и показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона.
Для изучения уровня знаний о традициях народной педагогики у младших школьников, детям было предложено анкетирование. Анкета состояла из пятнадцати вопросов, на которые они отвечали (Приложение 1).
Таким образом, на рисунке 1 можно выразить соотношение знаний каждого ребенка в процентах.
Рисунок 1 - Знание народной культуры
Интерпретация результатов проводилась следующим образом:
1-7 баллов - низкий уровень - это когда учащиеся не имеют знаний о народной культуре, не играют в народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д.
8-15 баллов - средний уровень - характеризуется отсутствием системных знаний о народной культуре, имеют неглубокие знания культуры своего края.
16 - 22 баллов - высокий уровень - учащиеся имеют систематичные знания о народной культуре, могут назвать народные игры, пословицы, поговорки, обряды, знают народные игр и народные праздники.
После обработки данных, мы получили следующие результаты:
- высокий уровень - 3 человека (13 %);
- средний уровень - 16 человек (69,5 %);
- низкий уровень - 4 человека (17,4 %).
Проведенное исследование показало, что среди испытуемых 86,9 % - русские, 4,4 % - татары, 8,8 % - украинцы.
Традиции в семье имеют 48,4 % опрошенных.
Героев народной сказки знают 79,2 %, среди них часто употребляемые такие, как Иван-Царевич, Елена Премудрая, Баба-Яга, Колобок, Курочка Ряба.
Знание народных песен оценивается в 70,4 %, наиболее популярная - «Во поле береза стояла».
Народные игры знают 79,2 % опрошенных учеников.
Среди народных праздников чаще всего употреблялась Масленица и Пасха - 95,6 %.
74,8 % опрошенный детей знают народные поговорки.
Из народных традиций учащиеся чаще использовали традицию, связанную с Масленицей - сжигание чучела Зимы и поедание блинов.
Блюда народной кухни вызвали у детей затруднение, знание - 52,8 %.
Вопрос, связанный с элементами женского и мужского костюмов так же вызвал затруднение, 48,4 % опрошенных смогли ответить правильно.
Знание народных инструментов оценивается в 74,8 %.
Знание пословиц оставляет желать лучшего, этот вопрос вызвал затруднение, и только 52,8 % опрошенных учеников смогли назвать пословицу.
Из представленных пяти загадок, максимум на 3-4 загадки испытуемые дали правильный ответ, оценка знания - 47,5 %.
Вопрос «Продолжите пословицы», так же вызвал у учащихся затруднение, из пяти предложенных пословиц, продолжить смогли только 1 -2 пословицы, что составляет 11,4 %.
Последний вопрос о названиях народных сказок, где герои - животные, так же оказался сложным, показатель знания - 52,8 %.
Национальность учащихся представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Национальность учащихся
Таким образом, по результатам проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что знание детьми народной культуры и традиций находится на среднем уровне, и большинство знаний приобретается детьми в школе, а не в семье. Для повышения уровня знаний народной культуры и ее традиций рекомендуется:
1) Систематически изучать народные сказки разных жанров: бытовых, волшебных, про животных и т.д. Что повышает не только уровень знаний народных традиций своего народа, но и нравственную, эстетическую и этическую стороны личности.
2) Разучивать с детьми народные песни, что позволяет развивать личность всесторонне, а также музыкально-этические качества.
3) Постепенно знакомить детей с народными традициями и позволять детям активно в них участвовать.
4) Знакомить детей с устным народным творчеством. Не только сказками, но и былинами, пословицами, поговорками, играми, потешками, загадками, что позволит повысить уровень народной культуры.
5) Проводить с детьми различные мероприятия, где ярко представлена народная культура, ее традиции. Водить детей на выставки и музей, связанных с народной культурой.
Так же была проведена методика для выявления уровня показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона.
Таблица 1
Результаты исследования
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Баллы |
Сергей Л. |
а |
+ |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
в |
б |
а |
а |
а |
39 |
Даша Щ. |
а |
+ |
а |
а |
в |
б |
б |
а |
а |
б |
в |
а |
а |
а |
37 |
Юля Б. |
а |
+ |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
41 |
Тимур Т. |
а |
+ |
а |
а |
а |
б |
д |
а |
в |
в |
б |
а |
б |
а |
36 |
Яна М. |
б |
+ |
б |
б |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
б |
б |
б |
35 |
Максим Ж. |
б |
+ |
а |
б |
а |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
40 |
Маша Л |
а |
+ |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
37 |
Настя Г. |
а |
+ |
а |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
41 |
Данила Б. |
а |
+ |
б |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
39 |
Виталий В. |
б |
- |
в |
б |
б |
б |
в |
б |
а |
а |
б |
а |
б |
б |
29 |
Дима П. |
а |
+ |
а |
а |
а |
в |
а |
а |
в |
б |
б |
б |
б |
б |
37 |
Женя Я. |
а |
+ |
б |
а |
а |
б |
б |
а |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
38 |
Артур Т. |
а |
+ |
в |
а |
в |
б |
а |
г |
а |
а |
а |
а |
б |
б |
32 |
Эдуард С. |
а |
+ |
а |
б |
а |
б |
б |
а |
а |
а |
б |
а |
б |
а |
34 |
Андрей Б. |
а |
+ |
б |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
39 |
Лиза Г. |
а |
- |
а |
а |
в |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
а |
б |
а |
37 |
Даниил Т. |
а |
- |
а |
б |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
б |
б |
а |
а |
35 |
Милена Д. |
а |
+ |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
а |
в |
б |
а |
б |
б |
37 |
Даша Б. |
а |
+ |
б |
а |
а |
б |
а |
а |
а |
б |
в |
а |
а |
а |
38 |
Высокий уровень - 10 человек (52,6%).
Средний уровень - 9 человек (47,4%).
Низкий уровень - 0 человек (0%).
По результатам исследования было выявлено, что 89,4 % испытуемых любят и гордятся своей страной, 10,6 % - относятся хорошо к своей стране.
На вопрос: «Что бы ты хотел изменить в нашей стране?», были получены
разные ответы. Такие, как: «Я хочу, чтобы в нашей стране не загрязняли воздух», «Чтобы было больше праздников и подарков», «Я бы хотел изменить фабрики», «Я бы поменяла президента», «Установить светофор на пешеходном переходе, где я хожу в школу», «Чтобы меньше уничтожали деревья и растения», «Больше внимания спорту», «Хочется добиться большего уважения к пенсионерам». Двое из учащихся ответили: «Ничего», трое - оставили вопрос без ответа. Что в принципе, показывает, что испытуемые активно интересуются жизнью страны.
52,6 % испытуемых уважают людей других национальностей, 36,8 % - интересуются, а 10,6 % - относятся к ним равнодушно.
«Имеет ли человек право разговаривать на родном языке и иметь свою веру?». На этот вопрос 68,4 % опрошенных считают, что, да, конечно, имеют,
31,6 % ответили: «Да, но в своей стране».
Детям нравится, когда люди разговаривают на другом языке, такой результат дали 73,6 % опрошенных. 10,5 % ответили: «Мне все равно, я не обращаю внимание», а 15,9 % опрошенных ответили, что им не нравится.
Уважают своих одноклассников 21 % опрошенных, 73,7 % относятся ко всем по-разному, 5,3 % одноклассники не нравятся.
73.6 % испытуемых показали, что любят своих родителей и других родственников, 15,9 % - уважают, а 5,3 % относятся равнодушно.
На вопрос о том, как они относятся к старшим по возрасту людям, 89,4% опрошенных ответили, что уважают, 5,3 % относятся равнодушно, 5,3% ответили, что они им не нравятся.
«Как ты относишься к выполнению правил поведения в классе, школе, общественных местах?». 84,2 % ответили: «Считаю важным и обязательным их выполнять», 10,5 %: «Не слежу за своим поведением, веду себя так, как хочу», 5,3 % дали свой ответ: «Иногда веду себя как клоун».
На вопрос: «Как ты относишься к детям, которые не соблюдают правила поведения, обижают других?», 15,8 % учащихся ответили, что им все равно, 68,4 % осуждают, не уважают, 15,8 % дали свои ответы: «Не нравятся», «Учу правильно себя вести», «Заступаюсь за обиженных».
Равнодушно к людям, которые совершили преступления относятся
5.3 % опрошенных, осуждают, не уважают - 84,2 %, а 10,5 % дали свои варианты ответа: «Это очень плохо», «Я их опасаюсь».
Делают всегда и хорошо домашнее задание 73,6 % испытуемых, когда как - 26,4 %.
«Как ты относишься к выполнению домашних дел (уборке и др.)?» На этот вопрос 47,3 % ответили: «Нравится трудиться дома», 52,7 % - «Когда как».
73.6 % учащихся нравится трудиться в школе и классе, а 26,4 % - «Когда как».
Выводы:
1) Проводить мероприятия, направленные на патриотическое и гражданско-правовое воспитание.
2) Знакомить детей с культурами и традициями других народов.
3) Воспитывать уважение и любовь к своим родителям, родным и близким, а также лицам пожилого возраста.
4) Прививать правила поведения в школе и общественных местах.
5) Формировать трудолюбие и ответственность за выполнение домашнего задания.
2.2. Пути и средства формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
Целью второго этапа являлось формирование и повышение уровня знаний о традициях народной педагогики и показателей эмоционально- оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона, а также формирование толерантного взаимодействия у младших школьников. С этой целью была разработана программа «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников».
Программа по воспитанию толерантного взаимодействия «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» разработана для учащихся начальных классов с учетом социокультурных условий региона. В основу ее положены аспекты нравственного, патриотического, экологического, правового, народной педагогики, эстетического, трудового, интернационального, экономического и духовного воспитания [14]. Программа способствует развитию личности ребенка в целом, а также предусматривает целенаправленное формирование толерантного взаимодействия.
Факультативный курс «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» в начальной школе позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием личности младшего школьника. Занятия курса обогатят представления учащихся о мире, раскрывая связи и соотношения морального общественного сознания, зависимости их уровня от культуры социальной жизни. Воспитывающая функция определяет формирование нравственной стороны личности как ее стержневого образования. Занятия факультатива строятся на реализации личностно-ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях.
Программа курса «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» предназначена для учащихся 1-4 классов. Она разработана в помощь учителям начальных классов и способствует созданию целостной системы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников. Представленный курс может стать основой построения системы воспитания толерантного взаимодействия в начальной школе, т. к. является базовым для изучения и раскрытия опорных понятий толерантности у детей и в дальнейшем успешной работы по воспитанию толерантного взаимодействия у младших школьников.
Программа предусматривает работу по формированию толерантного взаимодействия у младших школьников, системы толерантных знаний, представлений и понятий, а также создание воспитывающих толерантных ситуаций, способствующих формированию толерантных чувств младших школьников. Она так же ориентирует на выработку текущих толерантных взаимоотношений детей, где первой задачей учителя начальных классов будет приучение детей к простым формам толерантного взаимодействия, сотрудничества и взаимной помощи, постепенная выработка у них добрых чувств к людям и гуманных отношений к окружающим.
Целью данного курса является формирование основ культуры толерантного взаимодействия младших школьников, вооружение детей толерантными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
• формирование у учащихся представлений о нравственности, добре и зле, моральном долге, чести и достоинстве;
• формирование любви и уважения к своей Родине, ответственности по отношению к Отечеству;
• воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, навыков сохранения природы;
• формирование знаний о правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, а также конституционного строя;
• формирование представления о наследии русского народа, а также других народов, обрядах и традиция россиян;
• развитие у детей чувства прекрасного, знаний о музыке, художественном искусстве, а также творить прекрасное самому;
• воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, трудолюбия, бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей, к школьному имуществу и личным вещам;
• развитие толерантного отношения к людям других национальностей, и имеющих свою религию;
• формирование у учащихся представлений об экономике, связанных с