Файл: Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности(Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность проблемы толерантного взаимодействия связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

События, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В. В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантного взаимодействия можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Объект исследования - процесс формирования толерантного взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия, влияющие на эффективность формирования толерантного взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания толерантности младших школьников во внеурочной деятельности.

В соответствии с предметом, целью и проблемой были выделены следующие задачи:

- определить теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников;

- провести диагностика уровня сформированности толерантного взаимодействия у младших школьников;

- разработать пути и средства формирования толерантного взаимодействия у младших школьников;


- провести анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников

1.1. Понятие толерантности и толерантного взаимодействия в психолого-педагогической науке

Современная Россия, правопреемница Советского Союза, царской России, Древней Руси имеет многовековую историю, неотъемлемой частью которой является мирное сосуществование различных религий, наций, этносов, народностей. Оно по большей части, за исключением некоторых, крайне редких явлений, характеризовалось взаимопроникновением культур, конструктивным взаимодействием и общением их представителей. Именно поэтому воспитание терпимости, умения увидеть в другом человеке личность, понять и принять ее была и остается актуальной проблемой во все времена.

Попытки определить толерантность как философский, социальный, этнический и психологический феномен предпринимались разными учеными. О ее проявлениях в виде кротости и уживчивости говорил Пифагор, как об уживчивом нраве - Платон, как о дружелюбии - Аристотель, как о справедливости, терпимости - М. Монтень. Детерминантой современного понимания принципов свободы совести, свободы выбора, веротерпимости исследователи всех уровней считают деятельность видных представителей эпохи Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения. В данном контексте можно выделить труд Д. Локка «Письмо о веротерпимости» и «Трактат о веротерпимости» Вольтера.

«Декларация принципов толерантности» обращает внимание на то, что следует «уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными способами» [2, с.62].


В педагогике понятие «толерантность» появилось относительно недавно.

Несмотря на это, оно достаточно многогранно в своем значении. При этом видные представители педагогики также трактую понятие «толерантность» через некоторые социальные феномены. Если говорить в общем, ее определяют как терпимость к людям с иным цветом кожи, разрезом глаз, с другой верой. Толерантность как качество личности определяет ее отношение к многоликой социальной среде, людям вообще и к конкретной личности в частности, к их верованиям, нравам, мировоззрению, действиям и поступкам. Она является регулятором поведения и деятельности человека в этом сложноорганизованном пространстве. В данном контексте толерантность рассматривают как некое внутреннее убеждение личности, на основе которого она формулирует собственные принципы, руководящие идеи, становящиеся основами жизнедеятельности в целом.

Таким образом, становится очевидным, что проблема развития и становления толерантных отношений, толерантности личности в целом должна решаться всеми субъектами социализации и образования и во всех возрастах. И особо - в массовой школе на ступени начального общего образования. «В процессе воспитания младшего школьника необходимо учитывать специфику его возрастного, психологического, индивидуального, личностного развития. Изменение и оптимизация нервно - психической деятельности, интеллектуальной, эмоционально - волевой и других сфер личности младших школьников происходит под влиянием школьного обучения. При этом известным фактом является (в силу пластичности нервной системы детей данного возраста) их сензитивность к воспитанию» [1, с. 51]. Немаловажным в этом процессе будет и учет того, что младшие школьники имеют малый общий объем знаний о понятии толерантности; их представления о других людях, традициях иных народах, о наличии различных вероисповеданий и пр. в целом поверхностные, бытийные; у детей не сформированы умения и навыки адекватного ситуации толерантного поведения. По сути, это вполне объяснимо, поскольку возраст детей достаточно мал, как опыт их отношений с миром.

Объективно считается, что проблема толерантных взаимоотношений младших школьников будет успешно решаться в специально организованном процессе коммуникации, в первую очередь, учебной. Она, как известно, помимо того, что является ведущей в этом возрасте, еще и занимает наибольшее количество времени.

Развитие же толерантности во внеурочной деятельности или в ситуациях неформального общения обусловливается добровольным выбором младшим школьником занятий, личным интересом к их содержанию, желанием достичь личностно значимых результатов. Высокий воспитательный потенциал в этом смысле имеют и различные организационные формы воспитательной работы, такие как фестивали народного творчества, ярмарки, праздники, олимпиады, дни народных культур, соревнования и т. п. Деятельность ребенка здесь априори предопределена установкой на налаживание конструктивных взаимоотношений с социумом в целом, со взрослыми и сверстниками, на принятие их чувств, поступков и поведения.


В ходе педагогического воздействия на процесс формирования толерантных взаимоотношений младших школьников следует специально создавать или использовать естественные коллизии, которые ставят ребенка перед необходимостью сделать самостоятельный выбор, результат которого повлияет на отношения с другими, в котором выкристаллизуются моральные дилеммы, требующие разрешения. Осуществляя такой выбор, младший школьник «включает» субъектность, он вынужден действовать самостоятельно, сообразно с внутренними убеждениями и принципами.

С целью становления социокультурной толерантности необходимо создавать предпосылки для формирования духовной, нравственной и этической культуры, проявляющейся в уважении к иному (инакомыслию, иной культуры, обычаям, традициям, воззрениям), в принятии различий в этнических, национальных, социальных воззрениях, в умении выстроить «особенные» отношения, принятые в данном обществе. При этом отметим, что это не подразумевает «стирание» собственной личности, отказа от собственных взглядов, некое смирение со всем. Здесь имеет место разумный компромисс в результате диалога, взаимодействия и взаимообогащения человека и окружающей его социальной среды.

В целях развития этнической толерантности младшего школьника целесообразно создание условий для уважительного отношения к людям не зависимо от их этнической, национальной принадлежности, заинтересованное и открытое, готовое к взаимодействию отношение к чужой культуре, взглядом, нравом, привычкам. Её наличие особо необходимо в многокультурной и многонациональной среде, каковой является состав современной России. По отношению к особенностям различных культур, носителям различных этнокультурных ценностей, представителям различных социоэтнических обществ у младших школьников также должен появиться диалог, только уже на основе культивирования этнокультурных традиций.

Опыт развития толерантных отношений младших школьников проказывает:

• важно, чтобы детьми были осмыслены и оценены различные стороны личности и поступков других людей;

• отрефлексированы мотивы собственных поступков, отношения к самому себе, к своим правам и обязанностям, к другим.

• Мы предполагаем, что данный процесс будет осуществляться более эффективно, если:

• определен и учитывается в ходе учебно-воспитательного процесса в начальной школе уровень изучаемого феномена;

• подобран комплекс методов и форм работы на основе содержания компонентов воспитания толерантности;


• ученики включаются в совместную деятельность, опирающуюся на ведущие идеи системного подхода.

Таким образом, опираясь на толерантность как принципа взаимодействия «всего со всем», педагог проектирует и реализует такой учебно-воспитательный процесс, в котором младший школьник переходит на более высокий уровень толерантности, а именно: открыт к диалогу с миром и людьми, осознает и использует методы гуманного сосуществования.

Среди самых новомодных терминов особое место занимает «толерантность». Ей придается чуть ли не судьбоносное значение для будущего человечества. «Декларация принципов толерантности» утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.

Законодательство играет значительную, но небольшую роль в противодействии нетерпимости (интолерантности) на уровне индивидуального поведения. Часто причинами нетерпимости является невежество и страх перед неизвестным (другими культурами, нациями, религиями). Интолерантность также связана с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерием - личным, национальным, религиозным.

Этнические представления формируются в раннем возрасте. Ж. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: в 6-7 лет ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства; в 10-11 лет (младший подростковый возраст) этническая идентичность формируется в полном объеме; в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Данный подход к формированию этнической идентификации дает основания считать младший школьный возраст наиболее оптимальным для формирования толерантных взаимоотношений. В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно - психологического здоровья населения. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.

Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками [54].