Файл: Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности(Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проблемой удовлетворения потребностей;

• воспитание духовных представлений.

В курсе «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» осуществляется системный подход к воспитанию толерантного взаимодействия у младших школьников, в котором воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития толерантной личности.

Работая по данной программе, учитель использует разнообразные ме-тодические формы и приемы ведения занятия: ролевые игры, анализ и обыгрывание ситуаций, диалог, викторины, сочинения, этические беседы, обсуждение отрывков из художественной литературы и другие.

Младшие школьники после изучения данного курса должны иметь представления:

- о добре и зле, правилах нравственности, моральном долге;

- о значимости Родины в жизни, малой Родины, своего народа4

- о экологических проблемах и как с ними бороться;

- о правах, свободах и обязанностях гражданина РФ;

- о наследии народной культуры;

- о музыке и композиторах, художниках и произведений искусства;

- о профессиях, труде в школе и дома;

- о национальном составе России и традициях народов, населяющих Крым;

- о современной экономике;

- о религиях и священных книгах, а также о произведениях искусства, посвященных религии;

знать:

- значение хороших поступков, правила нравственности;

- национальные символы государства;

- как бережно относиться к окружающей среде, и защитить от негативного воздействия;

- свои права и свободы в соответствии с Конституцией РФ;

- народные сказки, пословицы и поговорки;

- композиторов и их произведения, художников и их картины;

- что такое труд и как он важен в повседневной жизни;

- национальный состав России и Крыма, обычаи традиции народов;

- роль денег в жизни человека и общества;

- священные книги, их роль в жизни человечества. уметь:

- совершать хорошие поступки;

- гордиться своей Родиной;

- бережно относится к природе, защищать леса от пожаров;

- применять в жизни свои права и свободы;

- играть в русские народные игры, отгадывать загадки;

- своими руками изготавливать произведения искусства;

- трудиться в школе и дома;

- быть толерантным к другим национальностям;

- выделять жизненно важные потребности;

Программа включает десять разделов и рассчитана на 4 года в количестве 118 часов. Рекомендуется следующее распределение часов на каждый из годов обучения по курсу «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» при общей недельной нагрузке из расчета на один час в каждом классе.


Таблица 2

Примерный тематический план

Класс

Раздел

Тематика занятий

Количество часов

I

О добре и зле

«Что такое хорошо и что такое плохо»

4

Честь и достоинство

3

Правила нравственности

3

Моральный долг

3

Альтруизм и эгоизм

3

Итого: 16 ч.

II

Я люблю тебя, Родина!

Любовь и уважение к Отечеству

2

Ответственность за Отчизну

2

Национальные символы государства

3

Крым - моя малая Родина

3

Мой народ

3

В мире экологии

Относитесь бережно к природе!

3

Как сохранить окружающую среду

2

Береги лес от пожара

2

Земля - большой зелёный дом

2

Я - гражданин России

Мои права

3

Мы - за свободу

3

Обязательства перед страной

3

Все перед законом равны

3

Итого: 34 ч.

III

Наследие народа

В мире сказок

3

Отгадай загадку

3

Обряды и традиции русского народа

3

В пословицах и поговорках - мудрость

3

Русские забавы

3

В мире прекрасного

Музыкальный калейдоскоп

3

Картинная галерея

3

Что можно сделать своими руками

4

Учимся трудится

Все профессии нужны, все профессии важны

3

Трудимся в школе

2

Трудимся дома

2

Общественная польза труда

2

Итого: 34 ч.

IV

Многонациональная Россия

От южных морей до полярного края

2

Здесь русских дух, здесь Русью пахнет

3

Наши соседи - украинцы

3

Традиции и праздники татарского народа

3

Все мы - большая семья

2

«Я» в мире экономики

Что такое деньги?

3

Богатство и бедность

2

Домашнее хозяйство

2

Заводы и товары

2

Социальные услуги

3

Духовность в жизни

Первая книга - Библия

3

Религия в жизни и искусстве

3

Десять заповедей

3

Итого: 34 ч.


Учитывая примерное распределение часов курса по темам и указанные выше задачи курса, каждый учитель с учетом особенностей класса, его дисциплины и своих личных знаний, умений и навыков составляет конкретный календарно-тематический план курса, ориентируясь при этом на изученную литературу. При этом учитель так же может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, а также перераспределять и заменять отдельные вопросы программы с учетом специфики детского коллектива.

В содержание курса входят следующие разделы:

Раздел 1. «О добре и зле».

Тема 1. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Представление понятий «добро» и зло». Моральный выбор между добром и злом. Что значит быть милосердным. Должное и недопустимое.

Тема 2. Честь и достоинство.

Понятие чести. О достоинстве. Что такое благородство.

Тема 3. Правила нравственности.

Примеры нравственных идеалов. Рыцари средневековья. Понятие нравственности в Древней Руси.

Тема 4. Моральный долг.

Совесть и стыд. Ответственность и обязательность. Моральная обязанность.

Тема 5. Альтруизм и эгоизм.

Помоги ближнему своему. Эгоистичные поступки. Альтруизм и эгоизм: основные постулаты.

Практическая часть.

1) Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

2) Беседа «Добро и зло».

3) Беседа «Быть благородным, значит быть достойным»

4) Беседа «Богатыри и рыцари как нравственные идеалы»

5) Театр-экспромт «Рыцарь и Миледи»

6) Практическая работа: выявление и распределение положительных и отрицательных качеств нравственной личности.

7) Викторина «Что я знаю о моральном долге».

Раздел 2. Я люблю тебя, Родина!

Тема 1. Любовь и уважение к Отечеству.

Что такое Родина. Наше Отечество. Россия - многонациональная страна.

Тема 2. Ответственность за Отчизну.

Где родился, там и пригодился. Земля, без которой себя не мыслишь, в которой похоронены предки, на которой построен твой дом, посажены тобой деревья, стоит твой колодец, с которого можно водицы испить, течет речка. Лучшее место на свете.

Тема 3. Национальные символы государства.

Флаг и герб - исторические государственные символы России. Гимн - главная песня страны. Государственные символы России символизируют величие страны, являясь обязательным атрибутом каждого государства.

Тема 4. Крым - моя малая Родина.

Семь городов Крыма. Флаг, герб, гимн Республики Крым. Глава Республики Крым. Великие земляки.

Тема 5. Мой народ.


Умный, сильный, волевой народ - россияне. Великие победы России. Великие правители. Знаменитые актеры, поэты, писатели, музыканты, художники.

Практическая часть.

1) Мероприятие «Мой край – Крым любимый»

2) Беседа «Национальные символы России»

3) Игра «Я - президент».

Раздел 3. В мире экологии.

Тема 1. Относитесь бережно к природе!

Фонды защиты природы. Загрязнение атмосферы. Заповедники. Водоохранные зоны. Сорить - природе вредить.

Тема 2. Как сохранить окружающую среду.

Красная книга. Кормление птиц в зимний период. Вырубка лесов. Бра - коньерство. Озеленение города. Митинги и демонстрации по сохранению окружающей среды.

Тема 3. Береги лес от пожара.

Пожароопасные леса. Причины пожаров. Как предупредить пожар. Как спасти лес от пожара.

Тема 4. Земля - большой зеленый дом.

Всемирный день Земли. Как спасти планету. Чем богаты недра. Полезные ископаемые. Многообразие растительного мира. Животный мир. Где нет жизни

на планете?

Практическая часть.

1) Игра: «Кто где живет».

2) Практикум: составление правил о сохранении окружающей среды.

3) Беседа: «Лес - наш зеленый помощник».

4) Игра: «Планета Земля».

5) Экскурсия на природу.

6) Практикум: сочинение «Как спасти планету».

Раздел 4. Я - гражданин России.

Тема 1. Мои права.

Права гражданина России. Социальные, экономические, политические, гражданские (личные) и культурные права. Уважение прав других лиц. Равенство мужчины и женщины.

Тема 2. Мы - за свободу.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения. Неприкосновенность личности. Свобода передвижения и переселения. Свобода совести и свобода вероисповедания. Свобода мысли и слова.

Тема 3. Обязательства перед страной.

Обязанности гражданина Российской Федерации. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Защита Отечества.

Тема 4. Все перед законом равны.

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации. Кодексы Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации.

Практическая часть.

1) Мероприятие «Я - гражданин России».

2) Беседа: «Права человека»

3) Беседа «Конституция Российской Федерации.

4) Игра: «Преступление и наказание.


5) Викторина «Права, свободы, обязательства».

Раздел 5. Наследие народа.

Тема 1. В мире сказок.

Русские народные сказки. Волшебные, бытовые, про животных. Авторские сказки русских писателей. Сказки народов мира. Авторские сказки зарубежных писателей.

Тема 2. Отгадай загадку.

Виды загадок. Русские загадки. Зарубежные загадки. Загадки о сказках. Загадки о животных. Загадки о предметах быта.

Тема 3. Обряды и традиции русского народа.

Древняя Русь в обрядах и традициях. Календарные обряды. Святочные гадания. Масленица. Пасха. Русские праздники.

Тема 4. В пословицах и поговорках - мудрость.

Мудрость, заложенная в пословицах и поговорках. Чем отличаются пословицы от поговорок. Народные мудрости других стран.

Тема 5. Русские забавы.

Особенности русских праздников и забав. Ярмарки. Летние забавы. Зимние забавы. Паяцы и скоморохи. Русские народные игры.

1. Игра «Лапта».

2. Беседа: «Древняя Русь».

3. Мероприятие «мудрость великого народа.

4. Практикум: распределение загадок по жанрам.

Раздел 6. В мире прекрасного.

Тема 1. Музыкальный калейдоскоп.

Великие композиторы. Знаменитые произведения. Оперы, балеты, мюзиклы. Композиторы современности.

Тема 2. Картинная галерея.

Направления в искусстве художества. Знаменитые художники. Сюрреализм. Классицизм. Импрессионизм.

Тема 3. Что можно сделать своими руками.

Произведения искусства своими руками. Рисуем природу. Художественная лепка. Вышивка крестом. Вышивка бисером.

Практическая часть.

Мероприятие «Великий мир Музыки».

Беседа: «Великие композиторы».

Практикум: рисование своей картины.

Беседа: «Наследие художников»

Викторина: «Картины и музыкальные произведения»

Практикум: Изготовление поделок своими руками.

Раздел 7. Учимся трудится.

Тема 1. Все профессии нужны, все профессии важны.

Важность труда. О профессиях. Польза труда рабочих разных профессий.

Тема 2. Трудимся в школе. Виды труда в школе. Уход за растениями. Соблюдение порядка в классе. Уборка пришкольной территории.

Тема 3. Трудимся дома. Как мы трудимся дома. Помощь маме и папе. Уборка по дому. Труд на домашнем участке.

Тема 4. Общественная польза труда. Труд развивает физические, умственные и нравственные способности детей. Мероприятия, связанные с общественным трудом. Наглядная польза. Практическая часть.

1) Викторина: «Определение профессии».

2) Практикум: сочинение «Как важен труд».

3) Беседа: «О труде в школе и дома».