Файл: Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности(Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников
1.1. Понятие толерантности и толерантного взаимодействия в психолого-педагогической науке
2.1. Диагностика уровня сформированности толерантного взаимодействия у младших школьников
2.2. Пути и средства формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
2.3. Анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников
Равнодушно к людям, которые совершили преступления относятся 5,3% опрошенных, теперь - 0 %, осуждают, не уважают - 89,5 %, а 10,5 % дали свои варианты ответа: «Это очень плохо», «Я их опасаюсь». Делали всегда и 72 хорошо домашнее задание 73,6 % испытуемых, но после проведения формирующего этапа эксперимента так ответили 79,5 % опрошенных, когда как - 21,5%.
«Как ты относишься к выполнению домашних дел (уборке и др.)?» На этот вопрос 47, 3 % ответили: «Нравится трудится дома», на данный момент такой ответ дали 58,3 %, 41,7 % - «Когда как».
С 73,6 % до 79,5 % повысился ответ учащихся «Нравится трудиться в школе и классе», а 20,5 % - когда как.
После проведения формирующего этапа эксперимента, на этапе контрольного эксперимента было выявлено, что уровень показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника с уверенной динамикой повысился. Можно вывести следующий итог:
- на этапе контрольного эксперимента было выявлено, что по сравнению с констатирующим экспериментом высокий балл имеют уже не 10 человек, а 18. Что, соответственно, составляет 94,7 % в соотношении с прошлыми 52,6%. Таким образом, уровень гражданско-правовой воспитанности повысился на 42,1%
- средний уровень гражданско-правовой воспитанности имело 9 испытуемых, что составляло 47,4 %. На этапе контрольного эксперимента этот показатель составил 1человек, это - 5,3 % от общего числа.
- количество учащихся с низким уровнем гражданско-правовой воспитанности осталось прежним - 0 %.
Исходя из данных результативности проведенного эксперимента можно выявить, что мероприятия, которые были предложены для повышения эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности оказались достаточно эффективными. Отсюда можно сделать вывод, что формирующий этап эксперимента был проведен успешно.
Заключение
Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами толерантного взаимодействия. Реализация толерантного взаимодействия проводится на личностном и социальном уровнях. Осознание толерантного взаимодействия как ценности, индивидуально и социально значимого достижения, которое определяется потребностями субъектов этих двух уровней, является необходимым условием закрепления его нормативности. Необходимость формирования толерантного взаимодействия у младших школьников в процессе школьного обучения, безусловно, важна и стратегически значима.
Разрешение проблемы формирования толерантного взаимодействия у младших школьников должно быть комплексным, предполагающим взаимную дополняемость изменений повседневных практик личности и реализацию воспитания базовой культуры личности.
В исследовании нами предложены рекомендации по формированию толерантного взаимодействия у младших школьников. К числу первостепенных воспитательных задач сегодня должно быть отнесено формирование у современного школьника цивилизованного поликультурного сознания. Повышению эффективности условий воспитания толерантности в школе может способствовать организация толерантной образовательной среды. Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Формирование толерантного взаимодействия в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что оно получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Построение толерантной среды - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений, что и доказало наше исследование.
Список литературы
1. Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 10.
2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М., - 1996. - 464 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева - М., - 1988. - 467 с.
4. Багрийчук, Е. П. Пропедевтика формирования толерантности в младшем школьном возрасте / Е. П. Багрийчук // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 73-75.
5. Бадмаева, С. В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С. В. Бадмаева // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 110
6. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Л. Г. Бардиер. - СПб., - 2010. - 457 с.
7. Бархота, М. П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия / М. П. Бархота // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 124.
8. Бердяев, Н. А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев - М., - 1990. - 89 с.
9. Бобинова, С. В. Образовательная среда как условие формирования толерантности младших школьников / С. В. Бобинова // Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 69-72.
10. Богданова, В. Формирование межэтнической толерантности / В. Богданова // Воспитание школьников. - 2007. - № 6. - С. 14-15.
11. Булатова, З. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики / З. А. Булатова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №7. - С. 19.
12. Воспитание и его виды [Электронный ресурс] // http: //www. grandars .ru/college/psihologiya/vo spitanie. html/
13. Воспитание как целенаправленная деятельность [Электронный ресурс] // http: //www. it-med. ru/library/v/vo spitanie. htm/
14. Воспитание младших школьников в поликультурной образовательной среде: сб. программ по приоритетным направлениям воспитания в начальной школе / под ред. И. Г. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. - 2-е изд., доп. и перераб. - Саранск, 2012. - 66 с.
15. Гаврилычева, Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3.
16. Гаврилычева, Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 3.
17. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 10.
18. Герценовские чтения. 1997. Актуальные проблемы социальных наук. - Спб. - 1998.
19. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., - 1998.
20. Гладилина, И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / И. Гладилина // Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - С. 6.
21. Гревцева, В. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / В. Я. Гревцева // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 14, 16.
22. Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности / А. Гурьянов // Воспитание школьников. - 2008. - №2. - С. 26.
23. Данилюк, А.Я. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк [и др.]. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения). - 23 с.
24. Дубровин, В. Воспитать людей, способных возвысить Россию / В. Дубровин // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. С. 50-51.
25. Измайлова, Е. Н. Развитие этнокультурного образования в кировском районе г. Уфы: проблемы и задачи / Е. Н. Измайлова, И. П. Малютин, З.Ф. Мубинова. - Уфа. - 2005. - 126 с.
26. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин - М., - 1993. - 172 с.
27. Ильченко, Л. П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности / Л.П. Ильченко // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 25-26, 27.
28. Илюхина, Г. Е. Толерантность - путь к успешной социализации школьника / Г. Е. Илюхина // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №12. - с. 46-49.
29. Илюхина, Г. Е. Школьная толерантность и правовая культура / Г. Е. Илюхина // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 5. - С. 75-77.
30. Кахичко, А. Н. Этнокультурный компонент патриотического вос - питания младших школьников / А. Н. Кахичко // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 10. - С. 3, 4, 6.
31. Кащеева, А. В. Формирование толерантных взаимоотношений в семье / А. В. Кащеева // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 4.
32. Крысько, В. Г. Введение в этнологию / В. Г. Красько, Э. А. Саракуев - М., 1996. - 274 с.
33. Куприна, Н. Г. Воспитание межнациональной толерантности и традиции народной педагогики / Н. Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №6. - С. 8, 9-12.
34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., - 1981. - 469 с.
35. Лихачев, Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев - М., 1983. - 173 с.
36. Народная педагогика в семейном воспитании [Электронный ресурс] // http: //nsportal. ru/nachalnaya-shkola/
37. Народная педагогика в семейном воспитании [Электронный ресурс] // http://www.blyo.ru/
38. Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия [Электронный ресурс] // http://paidagogos.com/
39. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. - 2000. - № 2.
40. Палаткина, Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г. В. Палаткина // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 65-67.
41. Победа, Н. А. Толерантность: содержательные смыслы и социо-логическая интерпретация / Н. А. Победа // Социологические исследования СОЦИС. - 2007. - № 7. - С. 13.
42. Подвилова, О. Н. Воспитание толерантности дошкольника по программе «Детский сад 2100» / О. Н. Подвилова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 12. - С. 43.
43. Поштарева, Т. В. Воспитание с опорой на национальные традиции / Т. В. Поштарева // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №7. - С.7-11.
44. Родительское собрание по проблеме развития толерантности у детей [Электронный ресурс] // http://www.c-psy.ru/
45. Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество / П. А. Сорокин. - М., - 1992. - 127 с.
46. Степанов, П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П. В. Степанов // под ред. Л. И. Новиковой. - М.: АПКиПРО, 2003. - 84 с.
47. Степанов, П. В. Феномен толерантности / П.В. Степанов // Классный руководитель. - 2004. - № 3.
48. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко - М., - 2006. - 253 с.
49. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека? (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский // Сост. О. В. Сухомлинская. - М., - 1990. - С. 34-126.
50. Сухомлинский, В. А. Как воспитать человека / В. А. Сухомлинский - М., - 1989. - 94 с.
51. Толерантность во взаимоотношениях [Электронный ресурс] // http: //shatropova. narod.ru/tlrntst b/03 .htm/
52. Уолцер, М. О. О терпимости / М. О. Уолцер. - М. : Академия. - 2008. - 137 с.
53. Ушинский, К. Д. Собр. соч. : В 10 т. / К. Д. Ушинский - М.- Л. , 19481952. - 463 с.
54. Хлебникова, О. А. Формирование толерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения / О. А. Хлебникова [Электронный ресурс] // http: //nsportal. ru/nachalnaya-shkola/
55. Шонтукова, И. В. Формирование толерантных отношений младших школьников как средство социальной адаптации / И. В. Шонтукова [Электронный ресурс] // http://sociosphera.com/
Приложение 1
Диагностический материал Анкета № 1
1. Укажи свою национальность.
2. Какие традиции есть в вашей семье?
3. Каких героев народной сказки вы знаете?
4. Назовите несколько народных песен.
5. Назовите 1-2 народные игры.
6. Знаете ли вы народные праздники? Назовите их.
7. Напишите одну народную поговорку.
8. Какие традиции вы знаете?
9. Назовите блюда народной кухни.
10. Назовите элементы народного костюма:
а) женщины
б) мужчины.
11. Какие народные инструменты вы знаете?
12. Напишите одну народную пословицу.
13. Отгадайте загадки:
а) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт.
б) Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.
в) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
г) Золотое решето чёрных домиков полно.
д) Крашеное коромысло через реку повисло.
14. Продолжите пословицы:
а) Нет друга - ищи, а...
б) Землю солнце красит, а...
в) Готовь сани летом, а...
г) Чего себе не хочешь, ...
д) Кто много читает, тот...
15. Напишите названия народных сказок, в которых герои - животные