Файл: Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности(Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 8. Многонациональная Россия. Тема 1. От южных морей до полярного края.

Территория России. Республики, находящиеся на территории Российской Федерации. Национальный состав. Кратко о национальностях и быте представителей.

Тема 2. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

Великая нация - русские. Заслуги русских перед страной. Великие представители русской нации.

Тема 3. Наши соседи - украинцы.

Об украинцах. Национальные костюмы украинцев. Быт, обряды и традиции украинского народа. Заслуженные деятели нации.

Тема 4. Традиции и праздники татарского народа. Татарский народ. Традиции и праздники. Народные костюмы. Тема 5. Все мы - большая семья.

Единство народов. Взаимодействие народов России. Все мы - братья.

Практическая часть.

1) Песня А. Семеновой «Размышление»

2) Мероприятие «Традиции и праздники татарского

3) Беседа: «Многонациональная страна».

4) Беседа: «О терпимости».

5) Игра: «Все мы братья».

6) Викторина: «Кто есть кто?».

Раздел 9. «Я» в мире экономики. Тема 1. Что такое деньги?

Важность денег для человека. История возникновения денег. Деньги в древности. Современные деньги. Виды денег. Тема 2. Богатство и бедность.

Что такое богатство. Богатство материальное и богатство духовное. Виды

имущества: движимое и недвижимое. Что такое бедность. Благотворительность.

Тема 3. Домашнее хозяйство.

Домашнее хозяйство в древности и на современном этапе жизни. Со-бирательство, охота, рыболовство. Народные промыслы. Земледелие и скотоводство.

Тема 4. Заводы и товары.

Фабрики и заводы России и Крыма. Товары, предоставляемые заводами и фабриками.

Тема 5. Социальные услуги.

Транспортные услуги. Коммунальные услуги и их стоимость. Школьная экономика: столовая, мастерская, опытный участок. Медицинские услуги.

Практическая часть.

1) Экскурсия на фабрику «Ламзурь».

2) Игра «Деньги народов мира».

3) Игра «Ярмарка».

4) Игра «Монополия».

5) Беседа «Богатство и бедность».

6) Практикум: сочинение «Я построил завод»

Раздел 10. Духовность в жизни.

Тема 1. Первая книга - Библия.

Ветхий завет, Новый завет. Коран, Библия, Тора и другие священные книги. Ценность книг для духовной культуры человечества.

Тема 2. Религия в жизни и искусстве.

Многообразие священных книг. Вавилонская башня. Сооружения во имя Бога. Религия в живописи. Духовная музыка.

Тема 3. 10 заповедей.

Заповеди, данные Богом. Нарушение законов Божьих. Не убий. Каин и Авель. Не укради. Свое и чужое. Не сотвори себе кумира.


Практическая часть.

1) Беседа: «Религия и духовность».

2) Мероприятие «Библейские герои».

3) Мероприятие «Религия в искусстве».

4) Викторина: «Десять заповедей».

Нами составлен список рекомендуемой литературы по теме программы.

Мы считаем, что этот курс позволит нам эффективно формировать толерантное взаимодействие у младшего школьника.

В процессе формирующего эксперимента мы провели внеклассные мероприятия, взятые из программы. По темам: «Великое наследие России», «Мой край – Крым любимый», «Традиции и праздники татарского народа», «Я гражданин России».

В ходе проведения мероприятия «Великое наследие России» была поставлена цель формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа. Детям были предложены русские народные загадки, загадки о русских народных сказках и героях сказок. Проведена беседа о быте, истории и культуре русского народа. Велся рассказ о русских народных праздниках.

Внеклассное мероприятие «Мой край – Крым любимый» имело цели: познакомить детей с государственными символами Республики Крым; ознакомить учащихся с произведениями искусства русского народа; развить творческие способности; прививать любовь к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа; приобщить школьников к национальной культуре; пробудить интерес к культуре родного края; воспитать чувство патриотизма, любви к своей республике.

Во внеклассном мероприятии «Традиции и праздники татарского народа» была представлена следующая цель: познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа». В ходе мероприятия детям были даны представления о религиозных мусульманских праздниках, традициях, обрядах, играх.

Мероприятие «Я - гражданин России» имело цели: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, а также чувство патриотизма; познакомить учащихся с государственными символами России; развить гражданскую позицию школьников. Были представлены данные о географическом расположении России, государственные символы Российской Федерации, раскрыто понятие «гражданин», рассказ о малой Родине - Симферополе.


2.3. Анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников

После проведения формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление эффективности мероприятий по формированию и повышению уровня знаний о традициях народной педагогики и показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона, а также формирования культурно- толерантной личности.

В контрольном этапе эксперимента я провела те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента. Критерии оценки были те же.

Диагностика уровня сформированности знаний народных традиций.

После обработки данных, мы получили следующие результаты:

высокий уровень - 19 человека (82 %);

- средний уровень - 4 человек (18 %);

- низкий уровень - 0 человек (0 %).

Традиций в семье не прибавилось, показатель оказался тем же - 48,4 %.

Знание героев народной сказки повысилось с 79,2 % до 100 %, среди них были так же часто употребляемые такие, как Иван-Царевич, Елена Премудрая, Баба-Яга, Колобок, Курочка Ряба, прибавились такие герои, как Емеля, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Уровень знания народных песен оценивался в 70,4 %, теперь же достиг 95,6%, к «Во поле береза стояла» прибавились такие песни, как «Валенки», «Ой, мороз, мороз», «Черный ворон». Так же дети указывали и крымские народные песни.

Народные игры знали 79,2 % опрошенных учеников, теперь же уровень повысился до 91,2 %. Учащиеся называли такие игры, как «Лапта», «Городки».

Среди народных праздников чаще всего употреблялась Масленица и Пасха, к ним добавились Святки. Уровень знания повысился до 100 %.

С 74,8 % до 100 % повысилось знание народных поговорок. Употреб - лялись такие, как «Для бешеной собаки семь верст не крюк», «Око видит, да зуб неймет».

Из народных традиций учащиеся, как и в прошлый раз, чаще использо - вали традицию, связанную с Масленицей - сжигание чучела Зимы и поедание блинов, добавились Колядки - 91,2 %.

Блюда народной кухни в этот раз не вызвали у детей особого затруднения, назывались такие блюда, как блины, каша, щи, знание с 52,8 % повысилось до 79,2 %.

На вопрос о элементах женского и мужского костюмов испытуемые отвечали более уверенно, назывались платья, фартуки, юбки, кокошники, валенки, кушаки, рубахи - 91,2 % опрошенных смогли ответить правильно.

Знание народных инструментов оценивалось в 74,8 %, теперь же уровень повысился до 88 %. Назывались такие инструменты, как гусли, ложки, балалайка.


Знание пословиц оставляло желать лучшего, этот вопрос вызывал за-труднение, и только 52,8 % опрошенных учеников смогли назвать пословицу. После проведения формирующего этапа эксперимента, уровень повысился до 95,6%. Предлагались такие пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не надейся дед на чужой обед».

Из представленных пяти загадок, испытуемые дали правильный ответ на 3-5 загадок, оценка знания увеличилась с 47,5 % до 68,6 %. 

Вопрос «Продолжите пословицы», так же вызывал у учащихся затруднение, из пяти предложенных пословиц, продолжить смогли только 1 -2 пословицы, что составляло 11,4 %. Теперь же продолжали 3-5 пословиц, что составляет 60,7 %

Последний вопрос о названиях народных сказок, где герои - животные, уже не был таким сложным, показатель знания с 52,8 % повысился до 79,2 %.

Таким образом, мы видим, что после проведения формирующего этапа эксперимента уровень знания традиций народной культуры значительно повысился. Следовательно, можно сделать следующие выводы:

- в контрольном эксперименте младших школьников высокий балл имеют 19 человек, что составляет 82 %. По сравнению с результатами констатирующего эксперимента, где количество испытуемых, имеющих высокий балл было 3 человека, что составляло 13 %, уровень знания народных традиций учащимися повысился на 69 %.

- количество детей со средним уровнем сформированности знаний о традициях народной культуры понизился с 16 человек до 4, что составляет 18 %.

- количество учащихся с низким уровнем сформированности понизился с 4 человек до 0, что составляет 0%.

Данные результативности говорят о том, что предложенная методика по формированию уровня знаний народных традиций значительно повысила этот уровень, что приводит к более толерантному отношению к своей Родине.

Таблица 3

Результаты исследования уровня показателей эмоционально- оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

балл

Сергей Л.

а

+

а

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

40

Даша Щ.

а

+

а

а

б

а

б

а

а

б

б

а

а

а

39

Юля Б.

а

+

а

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

42

Тимур Т.

а

+

а

а

а

б

в

а

в

б

б

а

б

а

38

Яна М.

а

+

а

б

а

а

а

а

а

б

б

а

б

б

37

Максим Ж.

б

+

а

б

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

41

Маша Л.

а

+

а

а

б

а

а

а

а

б

б

а

б

а

39

Настя Г.

а

+

а

а

а

б

а

а

а

б

б

а

а

а

42

Данила Б.

а

+

б

а

а

а

а

а

а

б

б

б

а

а

40

Виталий В

а

в

а

б

а

в

б

а

б

б

а

б

а

34

Дима П.

а

+

а

а

а

в

а

а

в

б

б

б

а

б

39

Женя Я.

а

+

б

а

а

а

б

а

а

б

б

б

а

а

40

Артур Т.

а

+

б

а

в

а

а

а

а

б

б

а

б

б

35

Эдуард С.

а

+

а

а

а

б

а

а

а

б

б

а

б

а

36

Андрей Б.

а

+

а

а

а

б

а

а

а

б

б

а

б

а

40

Лиза Г.

а

-

а

а

б

а

а

а

а

б

б

а

б

а

38

Даниил т.

а

-

а

а

а

б

а

а

а

б

б

б

а

а

37

Милена Д.

а

+

а

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

б

39

Даша Б.

а

+

б

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

39


Высокий уровень - 18 человек (94,7%).

Средний уровень - 1 человек (5,3%).

Низкий уровень - 0 человек (0%).

После проведения формирующего этапа эксперимента было проведено аналогичное исследование, что и в констатирующем этапе. Контрольный эксперимент показал, что испытуемые любят и гордятся своей страной - показатель повысился с 89,4 % до 94,7 %, 5,3 % - относятся хорошо к своей стране, данный показатель уменьшился на 5,3 %.

На вопрос: «Что бы ты хотел изменить в нашей стране?», так же были получены разные ответы. Такие, как: «Я хочу изменить экзамены и ЕГЭ», «Чтобы строже наказывали преступников», «Я бы хотел изменить зарплату», «Я бы установила больше светофоров», «Наказывать пьяных водителей», «Чтобы меньше уничтожали деревья и растения», «Больше внимания спорту», «Хочется добиться большего уважения к пенсионерам». Двое из учащихся ответили: «Ничего». Что показывает, что учащиеся еще более активно стали интересоваться жизнью своей Родины.

Показатель уважения людей других национальностей поднялся с 52,6% до 74,2 %, 21,2 % - интересуются, а 5,3% - относятся к ним равнодушно.

Заметно, что дети стали относится более толерантно к людям других национальностей. «Имеет ли человек право разговаривать на родном языке и иметь свою веру?». На этот вопрос 68,4 % опрошенных считали, что, да, конечно, имеют. Теперь же так ответили 90,1 % учащихся, и только 9,9 % ответили: «Да, но в своей стране».

То, что детям нравится, когда люди разговаривают на другом языке, было показано еще в прошлом исследовании, такой результат дали 73,6 % учащихся. Теперь же этот критерий повысился до 74,2 %. 21,2 % ответили: «Мне все равно, я не обращаю внимание», а 5,3 % опрошенных ответили, что им не нравится.

Уважали своих одноклассников 21 % опрошенных, теперь же этот показатель повысился до 63,6 %, 31,8 % относятся ко всем по-разному, 5,3 % одноклассники не нравятся.

73,6 % испытуемых любили своих родителей и других родственников, но после проведения формирующего этапа эксперимента, этот показатель повысился до 79,5 %, 9,9 % - уважают, а 10,6 % относятся равнодушно.

На вопрос о том, как они относятся к старшим по возрасту людям, 89,4% опрошенных отвечали, что уважают, на данный момент этот показатель достиг 94,7 %, а 5,3 % ответили, что они им не нравятся.

«Как ты относишься к выполнению правил поведения в классе, школе, общественных местах?» С 84,2 % до 90,1 % повысился ответ: «Считаю важным и обязательным их выполнять», и лишь 9,9 %: «Не слежу за своим поведением, веду себя так, как хочу».

На вопрос: «Как ты относишься к детям, которые не соблюдают правила поведения, обижают других?», критерий ответа повысился с 68,4 % до 84,2 % - осуждают, не уважают, 15,8 % дали свои ответы: «Не нравятся», «Учу правильно себя вести», «Заступаюсь за обиженных».