Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (Теоретические аспекты организации процесса товародвижения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса товародвижения
1.1 Понятие и сущность процесса товародвижения
1.2 Принципы рационального построения процесса товародвижения
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия магазин «Софья» ИП Лычкин В.В.
2.2 Технологические процессы товародвижения в магазине «Софья» ИП Лычкин В.В.
2.3 Пути совершенствования технологического процесса товародвижения магазина «Софья» ИП Лычкина В.В.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что высокоэффективное взаимодействие между партнерами в каналах товародвижения возможно только при наличии четкой концепции взаимодействия и использовании эффективных инструментов ее реализации с учетом экономических особенностей и российских условий торговли.
Актуальность решения перечисленных выше вопросов определила тему исследования.
Цель исследования - определить основы технологии и организации товародвижения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса товародвижения.
2. Сделать анализ технологии и организации процесса товародвижения на примере магазина;
3. Найти пути совершенствования технологического процесса магазина «Софья» ИП Лычкина В.В.;
Объект исследования - магазина «Софья» ИП Лычкина В.В
Предмет исследования - основные процессы системы товародвижения.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, менеджмента, логистики, экономики, и основ организации торговли.
Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса товародвижения
1.1 Понятие и сущность процесса товародвижения
Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Зарубежные авторы под товародвижением понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. [14, С. 85]
Непрерывное движение товаров от производства до потребителя представляет собой объективно необходимый процесс воспроизводства. По своему содержанию это материально вещественный процесс перемещения во времени и пространстве готовых к потреблению продуктов труда, которые обладают определёнными физико-механическими свойствами. Количество перемещённых товаров измеряется натуральными и стоимостными показателям, в которых выражается информация о товародвижении. Наиболее принятыми показателями характеризующих потоки товаров является грузооборот и товарооборот. Информация о происходящих процессах в стоимостных показателях позволяет создать экономическую модель, отражающую движение стоимости товара. В натуральных показателях отражается информация о реальном движении товара.
Таким образом, процесс товародвижения рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как технологическая система, представляющая материально-вещественный поток товаров и, во-вторых, как кибернетическая система, представляющая собой потоки и процессы переработки экономической (коммерческой информации), так как задачей изучения комплексного процесса товародвижения является с одной стороны рациональное построение технологических структур, а с другой - овладение методами управления процессов. Изучения комплексного процесса товародвижения требует четкого определения целей (целевых инструкций) системы и средств их достижения. Довести товар от производителя до потребителя означает организовывать его перемещение практическим путем, с минимальными совокупными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве, а также в состоянии пригодном для розничной продажи и потребления. Если предоставить весь процесс движения товаров в виде определенной схемы с множеством входов и выходов, где в качестве входов обозначить поступление, конкретных товаров, а в качестве входов - пункты, которые реализуют эти товары, то будет видна важная функциональная роль системы: преобразование производственного ассортимента в торговле и количественная перегруппировка товарных потоков и партий перемещения их к потребителю.
Товародвижение - система, обеспечивающая доставку товара к месту продажи (для товаров производственного назначения – к месту потребления) в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателя.
При хорошей работе системы товародвижения срок поставки товара после получения заказа является константой независимо от дальности транспортировки. Вероятность выполнения заказа в этот срок – 91-96%. Поэтому необходим комплексный подход, учитывающий все факторы, которые влияют на уровень обслуживания:
- скорость выполнения заказа;
- возможность срочной доставки товара по специальному (аварийному) заказу;
- готовность принять обратно товар в случае обнаружения в нем дефекта или замена его в кратчайший срок доброкачественным;
- обеспечение разной партионности отгрузки по желанию покупателя; [7, С. 25]
- умение воспользоваться самым подходящим видом транспорта;
- высокоэффективная служба сервиса;
- достаточный уровень запасов и товара, и запасных частей к товарам всей номенклатуры;
- уровень цен.
В системе товародвижения выделяют различные элементы внутренней и внешней среды. К внутренней среде относятся:
- обработка заказов;
- контроль за качеством изделий от поставщиков;
- формирование оптимальных партий товаров по заказам (с транспортной точки зрения);
- упаковка партий;
- отгрузка и наблюдение за движением груза.
К внешней среде относятся:
- фирмы-перевозчики;
- посредники и их склады;
- сбытовая сеть.
При организации товародвижения используют различные способы, характеристика которых дана в таблице 1.
Таблица 1
Способы товародвижения
Содержание
Способ товародвижения |
Ситуации использования |
|
Прямой контакт |
Фирма-производитель непосредственно управляет процессом товародвижения, а потому может быстро реагировать на изменение требований покупателя |
Концентрация рынка потребителей (немного потребителей, расположенных на относительно небольшой территории); количество продаж достаточно велико; товар узкоспециализирован по назначению; частое колебание цены; продажная цена немного выше себестоимости; при установке товара прямой контакт неизбежен, так как вносятся коррективы в конструкцию с учетом специфики эксплуатации |
Использование услуг агента |
80% фирм-производителей предпочитают пользоваться услугами агентов, 50% - прибегают к их помощи регулярно. Агент обычно не имеет складов и выполняет связующие функции между производителем, получая за это комиссионные (обычно 5-6% от суммы сбыта) |
Фирма недостаточно представительна в финансовом отношении; осуществление выхода на плохо изученный рынок; товар можно отгружать без предпродажного сервиса; послепродажный сервис товара по объему незначителен; количество сегментов рынка невелико |
Продажа товара через оптовика |
Фирма-производитель, продавая свой товар оптовикам, снижает сбытовые расходы, контролируя значительную долю рынка. При продаже товаров оптовикам с розничной цены обычно делается скидка |
Рынок разбросан географически; достаточно часто требуются срочные поставки небольших партий товара; экономия на транспортных расходах при поставке крупных партий товара небольшому числу оптовиков; разница между себестоимостью и продажной ценой невелика, а потому содержание собственной сбытовой сети неоправданно. |
Таблица 2
Воздействие вида товара на стратегию распределения
Виды товаров |
Параметры стратегии распределения |
|||
Характер распределения |
Индикатор выбора |
Доля покупок |
Длина канала распределения |
|
Товары, приобретаемые с минимальными усилиями |
Интенсивный |
Низкий |
Низкая |
Длинный многоканальный |
Товары, покупаемые с выбором |
Селективный |
Сравнительно высокий |
Высокая |
Короткий |
Товары особого спроса |
Эксклюзивный |
Очень высокий |
Высокая |
Короткий |
- обработка грузов – выполнение операций упаковки, погрузки, перемещения и маркировки;
- организация складского хозяйства – проектирование и использование складских помещений, средств перемещения. Складское хозяйство выполняет такие функции, как сортировка товара для хранения, сортировка товара для отгрузки, упаковка и доставка к транспортному средству, оформление соответствующих сопроводительных и бухгалтерских документов;
- управление запасами – создание и поддержание запасов товаров соответствующего ассортимента в соответствующим количестве;
- транспортировка – перемещение товара с места производства к месту его продажи и использования. [9]
И.П. Голубков предлагает следующее соотношение затрат по рассмотренным функциям физического распределения товара:
- управление запасами – 30%;
- транспортировка – 35%;
- складское хозяйство – 20%;
- обработка заказов – 10%;
- другие затраты – 5%.
1.2 Принципы рационального построения процесса товародвижения
В основе эффективной и рациональной схемы процесса товародвижения лежат соблюдение следующие основные принципы:
- Следует применять самые короткие пути движения товаров;
- Необходимо устанавливать оптимальную форму и число звеньев в движении товаров, по возможности следует широко применять централизованную доставку товаров в торговую розничную сеть;
- Надо выбирать рациональные транспортные средства и как можно эффективнее использовать их в схеме товародвижения;
- Нужно широко применять специальную тару, оборудование и средства механизации (средней и малой) для выполнения складских и погрузочно-разгрузочных работ;
- Рекомендуется постоянно оптимизировать и совершенствовать технологическую цепь процесса товародвижения.
Движение товаров из мест их производства в места конечного потребления нужно осуществлять наиболее коротким путем, что может существенно снизить транспортные расходы, ускорить процесс воспроизводства товаров и минимизировать расходы на перемещение товаров. Естественно, что в этом должны быть максимально заинтересованы и товаропроизводители, и торговые предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю.
В сложившейся современной практике организации схем товародвижения имеют место две его основные формы: транзитная схема и складская. Транзитная форма подразумевает завоз товаров в торговую розничную сеть сразу с производственных предприятий по выпуску товаров. Транзитная схема применяется как правило по группам товаров простого (рядового) ассортимента, они не требуют пересортировки. При складской схеме товародвижения чаще осуществляется доставка в розничную торговую сеть тех или иных групп товаров сложного ассортимента. Для дополнительной пересортировки товары проходят через складские звенья-цепи. Бывает однозвенная и многозвенная складские схемы товародвижения.
Чтобы определить количество складских звеньев применяется коэффициент, который принято рассчитывать как отношение оптово-складского товарооборота к товарообороту розничному.
Для эффективной организации товародвижения серьезное внимание следует уделять правильному выбору транспортных средств и грамотному их использованию. Следует учитывать также расстояние грузоперевозок, вид товаров и его физико-химические свойства. Следует обеспечить максимальную загрузку применяемого транспорта, минимизированы (в идеале - сведены на нет) его простои, а порожний пробег исключен. При использовании в процессе товародвижения специальной тары и оборудования позволяет не только снизить или полностью исключить тяжелый ручной труд, но и весомо увеличить производительность труда персонала, и, как следствие, культуру торговли. Применение специальной тары и оборудования позволяет добиться весомого экономического эффекта от введения ее в технологический процесс. В частности, расходы на перевозку и продажу одной тонны груза снижаются на 42%, производительность автомобильного транспорта увеличивается в 1,6-1,9 раз, время погрузки-разгрузки автотранспорта снижается в 4,5-5,2 раз. Заметим попутно, что применение соответствующей тары и оборудования для перевозки и реализации различных товаров позволяет сократить:
- в торговле: около 10 технологических операций;
- на предприятиях поставщиков и на транспорте: около 15. [11]
Во всех звеньях товародвижения и технологической цепочки следует широко применять средства механизации (средней и малой) погрузочно-разгрузочных работ. Это позволит более эффективно и рационально использовать как транспортные средства, так и труд персонала, а главное - оптимизировать процесс товародвижения за счет ускорения. Эффективность и рациональность товародвижения заключаются в постоянной оптимизации и в совершенствовании всей технологической цепочки. Достичь этого можно за счет единства технологической цепи, соответствия этой цепи требованиям обработки грузов поточным методом, когда каждая предыдущая операция естественным образом является подготовкой к операции последующей. Здесь важнейшее значение имеют подготовка товаров к продаже (их упаковывание и фасовка, комплектация требуемого ассортимента и пр.). Сегодня эти операции в большом объеме выполняются и на оптовых предприятиях, и в розничной торговой сети.
Технологическая цепь товародвижения, будучи организованной с соблюдением названных нами базовых принципов является залогом высокой эффективности всего организованного процесса товародвижения. И мелочей здесь нет. Одно слабое звено в цепи товародвижения может снизить эффективность всего процесса, зачастую кардинально влияя на него. Особенно это касается многозвенных схем товародвижения, где провал в одном звене рушит весь построенный процесс, снижая прибыль, а порой - вызывая убытки.