Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (Теоретические аспекты организации процесса товародвижения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что высокоэффективное взаимодействие между партнерами в каналах товародвижения возможно только при наличии четкой концепции взаимодействия и использовании эффективных инструментов ее реализации с учетом экономических особенностей и российских условий торговли.

Актуальность решения перечисленных выше вопросов определила тему исследования.

Цель исследования - определить основы технологии и организации товародвижения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса товародвижения.

2. Сделать анализ технологии и организации процесса товародвижения на примере магазина;

3. Найти пути совершенствования технологического процесса магазина «Софья» ИП Лычкина В.В.;

Объект исследования - магазина «Софья» ИП Лычкина В.В

Предмет исследования - основные процессы системы товародвижения.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, менеджмента, логистики, экономики, и основ организации торговли.

Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса товародвижения

1.1 Понятие и сущность процесса товародвижения

Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Зарубежные авторы под товародвижением понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. [14, С. 85]

Непрерывное движение товаров от производства до потребителя представляет собой объективно необходимый процесс воспроизводства. По своему содержанию это материально вещественный процесс перемещения во времени и пространстве готовых к потреблению продуктов труда, которые обладают определёнными физико-механическими свойствами. Количество перемещённых товаров измеряется натуральными и стоимостными показателям, в которых выражается информация о товародвижении. Наиболее принятыми показателями характеризующих потоки товаров является грузооборот и товарооборот. Информация о происходящих процессах в стоимостных показателях позволяет создать экономическую модель, отражающую движение стоимости товара. В натуральных показателях отражается информация о реальном движении товара.


Таким образом, процесс товародвижения рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как технологическая система, представляющая материально-вещественный поток товаров и, во-вторых, как кибернетическая система, представляющая собой потоки и процессы переработки экономической (коммерческой информации), так как задачей изучения комплексного процесса товародвижения является с одной стороны рациональное построение технологических структур, а с другой - овладение методами управления процессов. Изучения комплексного процесса товародвижения требует четкого определения целей (целевых инструкций) системы и средств их достижения. Довести товар от производителя до потребителя означает организовывать его перемещение практическим путем, с минимальными совокупными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве, а также в состоянии пригодном для розничной продажи и потребления. Если предоставить весь процесс движения товаров в виде определенной схемы с множеством входов и выходов, где в качестве входов обозначить поступление, конкретных товаров, а в качестве входов - пункты, которые реализуют эти товары, то будет видна важная функциональная роль системы: преобразование производственного ассортимента в торговле и количественная перегруппировка товарных потоков и партий перемещения их к потребителю.

Товародвижение - система, обеспечивающая доставку товара к месту продажи (для товаров производственного назначения – к месту потребления) в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателя.

При хорошей работе системы товародвижения срок поставки товара после получения заказа является константой независимо от дальности транспортировки. Вероятность выполнения заказа в этот срок – 91-96%. Поэтому необходим комплексный подход, учитывающий все факторы, которые влияют на уровень обслуживания:

  • скорость выполнения заказа;
  • возможность срочной доставки товара по специальному (аварийному) заказу;
  • готовность принять обратно товар в случае обнаружения в нем дефекта или замена его в кратчайший срок доброкачественным;
  • обеспечение разной партионности отгрузки по желанию покупателя; [7, С. 25]
  • умение воспользоваться самым подходящим видом транспорта;
  • высокоэффективная служба сервиса;
  • достаточный уровень запасов и товара, и запасных частей к товарам всей номенклатуры;
  • уровень цен.

В системе товародвижения выделяют различные элементы внутренней и внешней среды. К внутренней среде относятся:


  • обработка заказов;
  • контроль за качеством изделий от поставщиков;
  • формирование оптимальных партий товаров по заказам (с транспортной точки зрения);
  • упаковка партий;
  • отгрузка и наблюдение за движением груза.

К внешней среде относятся:

  • фирмы-перевозчики;
  • посредники и их склады;
  • сбытовая сеть.

При организации товародвижения используют различные способы, характеристика которых дана в таблице 1.

Таблица 1

Способы товародвижения

Содержание

Способ товародвижения

Ситуации использования

Прямой контакт

Фирма-производитель непосредственно управляет процессом товародвижения, а потому может быстро реагировать на изменение требований покупателя

Концентрация рынка потребителей (немного потребителей, расположенных на относительно небольшой территории); количество продаж достаточно велико; товар узкоспециализирован по назначению; частое колебание цены; продажная цена немного выше себестоимости; при установке товара прямой контакт неизбежен, так как вносятся коррективы в конструкцию с учетом специфики эксплуатации

Использование услуг агента

80% фирм-производителей предпочитают пользоваться услугами агентов, 50% - прибегают к их помощи регулярно. Агент обычно не имеет складов и выполняет связующие функции между производителем, получая за это комиссионные (обычно 5-6% от суммы сбыта)

Фирма недостаточно представительна в финансовом отношении; осуществление выхода на плохо изученный рынок; товар можно отгружать без предпродажного сервиса; послепродажный сервис товара по объему незначителен; количество сегментов рынка невелико

Продажа товара через оптовика

Фирма-производитель, продавая свой товар оптовикам, снижает сбытовые расходы, контролируя значительную долю рынка. При продаже товаров оптовикам с розничной цены обычно делается скидка

Рынок разбросан географически; достаточно часто требуются срочные поставки небольших партий товара; экономия на транспортных расходах при поставке крупных партий товара небольшому числу оптовиков; разница между себестоимостью и продажной ценой невелика, а потому содержание собственной сбытовой сети неоправданно.

Таблица 2

Воздействие вида товара на стратегию распределения

Виды товаров

Параметры стратегии распределения

Характер распределения

Индикатор выбора

Доля покупок

Длина канала распределения

Товары, приобретаемые с минимальными усилиями

Интенсивный

Низкий

Низкая

Длинный многоканальный

Товары, покупаемые с выбором

Селективный

Сравнительно высокий

Высокая

Короткий

Товары особого спроса

Эксклюзивный

Очень высокий

Высокая

Короткий


  • обработка грузов – выполнение операций упаковки, погрузки, перемещения и маркировки;
  • организация складского хозяйства – проектирование и использование складских помещений, средств перемещения. Складское хозяйство выполняет такие функции, как сортировка товара для хранения, сортировка товара для отгрузки, упаковка и доставка к транспортному средству, оформление соответствующих сопроводительных и бухгалтерских документов;
  • управление запасами – создание и поддержание запасов товаров соответствующего ассортимента в соответствующим количестве;
  • транспортировка – перемещение товара с места производства к месту его продажи и использования. [9]

И.П. Голубков предлагает следующее соотношение затрат по рассмотренным функциям физического распределения товара:

  • управление запасами – 30%;
  • транспортировка – 35%;
  • складское хозяйство – 20%;
  • обработка заказов – 10%;
  • другие затраты – 5%.

1.2 Принципы рационального построения процесса товародвижения

В основе эффективной и рациональной схемы процесса товародвижения лежат соблюдение следующие основные принципы:

  • Следует применять самые короткие пути движения товаров;
  • Необходимо устанавливать оптимальную форму и число звеньев в движении товаров, по возможности следует широко применять централизованную доставку товаров в торговую розничную сеть;
  • Надо выбирать рациональные транспортные средства и как можно эффективнее использовать их в схеме товародвижения;
  • Нужно широко применять специальную тару, оборудование и средства механизации (средней и малой) для выполнения складских и погрузочно-разгрузочных работ;
  • Рекомендуется постоянно оптимизировать и совершенствовать технологическую цепь процесса товародвижения.

Движение товаров из мест их производства в места конечного потребления нужно осуществлять наиболее коротким путем, что может существенно снизить транспортные расходы, ускорить процесс воспроизводства товаров и минимизировать расходы на перемещение товаров. Естественно, что в этом должны быть максимально заинтересованы и товаропроизводители, и торговые предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю.

В сложившейся современной практике организации схем товародвижения имеют место две его основные формы: транзитная схема и складская. Транзитная форма подразумевает завоз товаров в торговую розничную сеть сразу с производственных предприятий по выпуску товаров. Транзитная схема применяется как правило по группам товаров простого (рядового) ассортимента, они не требуют пересортировки. При складской схеме товародвижения чаще осуществляется доставка в розничную торговую сеть тех или иных групп товаров сложного ассортимента. Для дополнительной пересортировки товары проходят через складские звенья-цепи. Бывает однозвенная и многозвенная складские схемы товародвижения.


Чтобы определить количество складских звеньев применяется коэффициент, который принято рассчитывать как отношение оптово-складского товарооборота к товарообороту розничному.

Для эффективной организации товародвижения серьезное внимание следует уделять правильному выбору транспортных средств и грамотному их использованию. Следует учитывать также расстояние грузоперевозок, вид товаров и его физико-химические свойства. Следует обеспечить максимальную загрузку применяемого транспорта, минимизированы (в идеале - сведены на нет) его простои, а порожний пробег исключен. При использовании в процессе товародвижения специальной тары и оборудования позволяет не только снизить или полностью исключить тяжелый ручной труд, но и весомо увеличить производительность труда персонала, и, как следствие, культуру торговли. Применение специальной тары и оборудования позволяет добиться весомого экономического эффекта от введения ее в технологический процесс. В частности, расходы на перевозку и продажу одной тонны груза снижаются на 42%, производительность автомобильного транспорта увеличивается в 1,6-1,9 раз, время погрузки-разгрузки автотранспорта снижается в 4,5-5,2 раз. Заметим попутно, что применение соответствующей тары и оборудования для перевозки и реализации различных товаров позволяет сократить:

  • в торговле: около 10 технологических операций;
  • на предприятиях поставщиков и на транспорте: около 15. [11]

Во всех звеньях товародвижения и технологической цепочки следует широко применять средства механизации (средней и малой) погрузочно-разгрузочных работ. Это позволит более эффективно и рационально использовать как транспортные средства, так и труд персонала, а главное - оптимизировать процесс товародвижения за счет ускорения. Эффективность и рациональность товародвижения заключаются в постоянной оптимизации и в совершенствовании всей технологической цепочки. Достичь этого можно за счет единства технологической цепи, соответствия этой цепи требованиям обработки грузов поточным методом, когда каждая предыдущая операция естественным образом является подготовкой к операции последующей. Здесь важнейшее значение имеют подготовка товаров к продаже (их упаковывание и фасовка, комплектация требуемого ассортимента и пр.). Сегодня эти операции в большом объеме выполняются и на оптовых предприятиях, и в розничной торговой сети.

Технологическая цепь товародвижения, будучи организованной с соблюдением названных нами базовых принципов является залогом высокой эффективности всего организованного процесса товародвижения. И мелочей здесь нет. Одно слабое звено в цепи товародвижения может снизить эффективность всего процесса, зачастую кардинально влияя на него. Особенно это касается многозвенных схем товародвижения, где провал в одном звене рушит весь построенный процесс, снижая прибыль, а порой - вызывая убытки.