Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Задачи, методика, субъекты исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ трудных жизненных ситуаций. Поведение, ресурсы и копинг – стратегии личности при совладении с трудностями, встречающихся на жизненном пути

1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики

1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.

1.3 Определение копинг – стратегии. Факторы, влияющие на выбор копинг – стратегии при совладении с трудными ситуациями.

Глава 2. Анализ, исследование, полученные данные параметров жизнестойкости личности и стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений и у взрослых лиц при преодолении трудных жизненных ситуаций. Их анализ и выраженность по отношению друг к другу.

2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.

2.2 Исследование компонентов жизнестойкости у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.

2.2.3. Различия и сходства параметров жизнестойкости у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.3 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.

2.3.2 Исследование стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.3 Различия и сходства стратегий совладеющего поведения у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.4 Определение связей между стратегиями совладеющего поведения и параметров жизнестойкости личности, их выраженность.

Заключение

Библиография

Исходя из приведенных в таблице данных, можно выделить следующее:

- существуют значимые различия между курсантами и людьми зрелого возраста в следующих стратегиях совладения с сложными ситуациями: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство - избегание, планирование решения проблемы.

- у курсантов значительно выше выражен уровень таких стратегий совладения, как конфронтация и бегство-избегание, а у людей зрелого возраста людей - дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы.

- отсутствуют различия между курсантами и людьми зрелого возраста в таких стратегий совладения, как поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка.

Таким образом, и у курсантов, и у людей зрелого возраста преобладают конструктивные стратегии совладения с сложнымижизненными ситуациями.

Вместе с тем, и у курсантов и у людей зрелого возраста выражены различные деструктивные стратегии совладения:

-у курсантов – конфронтация и бегство-избегание;

- у людей зрелого возраста – дистанцирование.

2.4 Определение связей между стратегиями совладеющего поведения и параметров жизнестойкости личности, их выраженность.

В таблице 5 приведены коэффициенты корреляции, свидетельствующие о том, что между показателями компонентов жизнестойкости и стратегий совладения наглядно видны выраженные взаимосвязи.

В таблице приведены значимые коэффициенты корреляции или коэффициенты, указывающие на тенденцию во взаимосвязях (кр. R= 0,26, при p=0,05).

В ней отсутствуют коэффициенты корреляций, указывающие на взаимосвязи между стратегиями или компонентами жизнестойкости.

Таблица 5. Корреляционные связи между различными компонентами жизнестойкости и стратегиями совладения

Показатели

Вовлечённость

Контроль

Принятие риска

Общий балл

Конфронтация

Дистанцирование

Социальная Поддержка

Планирование

Оценка

Вовлеченность

100%

0,27

0,19

0,26

0,19

Контроль

100%

0,23

Принятие риска

100%

0,34

-0,27

0,19

Интегральный балл

100%

0,33

0,22

0,18


Из приведенных данных следует, что показатели стратегии конфронтации имеют положительные значимые связи со всеми компонентами жизнестойкости и с ее интегральным показателем.

Например, «вовлеченность» имеет также значимые связи со стратегией планирования решения проблемы и близкие к значимым связи со стратегией поиск социальной поддержки и положительная переоценка.

Показатели «принятие риска» имеют обратно пропорциональные связи со стратегий «дистанцирования».

Интегральный показатель жизнестойкости имеет значимые связи со стратегией конфронтации, и близкие к значимым связи со стратегией поиска социальной поддержки и планирования решения.

Вместе с тем, при увеличении показателя жизнестойкости, становятся выше такие стратегии совладения, как стратегия конфронтации, стратегия «поиска социальной поддержки» и стратегия «планирования решения».

В зависимости от уровня того или иного компонента в структуре жизнестойкости будут преобладать различные стратегии совладения со сложными жизненными ситуациями. Например, показатель «вовлеченности» в структуре жизнестойкости будет способствовать развитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки.

С другой стороны, показатель «принятия риска» будет увеличивать стратегию конфронтации и уменьшать стратегию дистанцирования.

Заключение

На основе вышеизложенного материала делаем вывод о том, что трудные ситуации настигают человека практически ежедневно, хочет он этого или нет. Чтобы успешно преодолевать их, необходимо быть готовым к ним. А как настроить себя на то, чтобы быть готовым мы и рассмотрели необходимые для этого вопросы. Мы рассмотрели понятие жизнестойкости, устойчивости психики, возможности и способности человека для преодоления трудных жизненных ситуаций. Для совладения таких ситуаций индивид формирует в себе комплекс мер: вовлеченность, проверка, рискованность. Меры, которые в дальнейшем и образуют копинг – стратегию с совладеющим поведением. Раскрыли данные меры, охарактеризовав их стратегией конфронтации, самоконтроля, избегания, решения проблемы, помощи социальной поддержки, эмоциональной переоценки.

Реально исследовав личностные характеристики, жизнестойкость и стратегии совладения у курсантов военных учебных заведений (возраст 17-22 года) и взрослых людей (30 – 60 лет) мы пришли к выводу:


- У большинства курсантов, являющихся объектом исследования, наблюдается высокий уровень жизнестойкости, основанный на закаливании психики в каждодневных возникающих трудных ситуациях, которые основываются спецификой прохождения военной службы в военных учебных заведений. Курсанты ввиду молодого возраста и устойчивости личностных качеств, готовы рисковать в принятии решений, не зная исход событий. Курсанты способны держать ситуацию под контролем, выражается острая потребность в благополучном исходе событий, который необходим для военной службы, тем самым формируется дисциплинированность. Они вовлечены в тот путь, который они выбрали, и на котором очень часто возникают трудности, от всего этого получают удовольствие, а также уверенность в своих силах.

- У большинства взрослых лиц, являющихся объектом исследования, наблюдается средний уровень жизнестойкости, на основе которого вытекающие параметры риска, вовлеченности и контроля соответствуют также уровню жизнестойкости. Но исследования взрослых лиц показали высокий уровень социальной поддержки, которая имеет значительную роль в совладении. И возрастная динамика имеет свое заключение на преодоление трудных ситуаций, люди по-разному совладают с ситуацией в разные возрастные моменты.

Таким образом, анализ исследования подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что выбор копинг – стратегия лежит на таких основах, как личностная характеристика, жизнестойкость, возможности, способности индивида и окружающая обстановка.

Практическая значимость исследования

Показатели исследования и вышеизложенный материал можно использовать как в личных целях, в качестве понимания и мотивации личности в совладении ситуаций, встречающихся в жизненном пути. Так и в служебной (рабочей) деятельности, в качестве применения на коллегах, начальниках или подчиненных, с целью их диагностики и развития. А также иметь представления о кандидатах при трудоустройстве, их психического состояния и готовность к преодолению жизненно трудных ситуаций.

Библиография

1. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.:

Изд-во СПбГУ 2006г. 382 с

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. – 344с

3. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы.- СПб, Изд-во СПбГУ, 2000

4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006 – 63с.


5. Оллпорт Г. Личность в психологии. М.–СПб., 1998.

6. Психология конфликта / Серия «Хрестоматия по психологии»

-СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

7. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002

8. Чешко Л. А. Cловарь синонимов русского языка /. — М., 1986.

9. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112

10. Алфимова М. В., Голимбет В. Е. Русскоязычная версия краткой шкалы жизнестойкости. Социальная и клиническая психиатрия 2012, т. 22, № 4, С. 10-15.

11. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006.

Приложения

Приложение 1. Методики исследования

Тест жизнестойкости С. Мадди

нет

скорее нет, чем да

скорее да, чем нет

да

Я часто не уверен в собственных решениях.

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.

Я постоянно занят, и мне это нравится.

Часто я предпочитаю «плыть по течению».

Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.

Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.

Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.

Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.

Порой я так устаю, что уже ничего не может заинтересовать меня.

Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.

Я стараюсь быть в курсе всего происходящего во круг меня.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.

Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.

Иногда меня пугают мысли о будущем.

Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.

Мне кажется , я не живу полной жизнью, а только играю роль.

Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.

Возникающие проблемы часто кажутся мне не разрешимыми.

Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.

Я люблю знакомиться с новыми людьми.

Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.

Мне всегда есть чем заняться.

Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.

Я часто сожалею о том, что уже сделано.

Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.

Мне трудно сближаться с другими людьми.

Как правило, окружающие слушают меня внимательно.

Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.

Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.

Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.

Мои мечты редко сбываются.

Неожиданности дарят мне интерес к жизни.

Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.

Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни.

Мне не хватает упорства закончить начатое.

Бывает, жизнь мне кажется скучной и бесцветной.

У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.

Окружающие меня недооценивают.

Как правило, я работаю с удовольствием.

Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.

Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.

Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.

Я охотно берусь воплощать новые идеи.


Ключи шкал Теста жизнестойкости

С целью вычета баллов, ниже проведена система подсчета баллов: (0 баллов значит «нет», 1 балл значит «скорее нет чем да», 2 балла значит «скорее да чем нет», 3 балла значит «да». Это расценка прямых пунктов. Теперь приведу расценку обратных пунктов: (3 балла значит «нет», 0 баллов значит «да»).

Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлеченность

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43

Принятие риска

34, 45

7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости

Нормы

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Среднее

80,72

37,64

29,17

13,91

Стандартное отклонение

18,53

8,08

8,43

4,39

2. Копинг-тест Р. Лазаруса ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я……

Никогда

Редко

Иногда

Часто

сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше–на следующем шаге

начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь

пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

критиковал и укорял себя

пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как есть

надеялся на чудо

смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

вел себя, как будто ничего не произошло

старался не показывать своих чувств

пытался увидеть в ситуации что-то положительное

спал больше обычного

срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

во мне возникала потребность выразить себя творчески

пытался забыть все это

обращался за помощью к специалистам

менялся или рос как личность в положительную сторону

извинялся или старался все загладить

составлял план действий

старался дать какой-то выход своим чувствам

понимал, что сам вызвал эту проблему

набирался опыта в этой ситуации

говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

рисковал напропалую

старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

находил новую веру во что-то

Вновь открывал для себя что-то важное

что-то менял, что все улаживалось

в целом избегал общения с людьми

не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

отказывался воспринимать это слишком серьезно

говорил о том, что я чувствую

Стоял на своем и боролся за то, чего хотел

вымещал это на других людях

пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации

знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

отказывался верить, что это действительно произошло

я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

находил пару других способов решения проблемы

старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

что-то менял в себе

хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось

представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

молился

прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему