Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Задачи, методика, субъекты исследования).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики
1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.
2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.
2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.
2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.
2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.
Исходя из приведенных в таблице данных, можно выделить следующее:
- существуют значимые различия между курсантами и людьми зрелого возраста в следующих стратегиях совладения с сложными ситуациями: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство - избегание, планирование решения проблемы.
- у курсантов значительно выше выражен уровень таких стратегий совладения, как конфронтация и бегство-избегание, а у людей зрелого возраста людей - дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы.
- отсутствуют различия между курсантами и людьми зрелого возраста в таких стратегий совладения, как поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка.
Таким образом, и у курсантов, и у людей зрелого возраста преобладают конструктивные стратегии совладения с сложнымижизненными ситуациями.
Вместе с тем, и у курсантов и у людей зрелого возраста выражены различные деструктивные стратегии совладения:
-у курсантов – конфронтация и бегство-избегание;
- у людей зрелого возраста – дистанцирование.
2.4 Определение связей между стратегиями совладеющего поведения и параметров жизнестойкости личности, их выраженность.
В таблице 5 приведены коэффициенты корреляции, свидетельствующие о том, что между показателями компонентов жизнестойкости и стратегий совладения наглядно видны выраженные взаимосвязи.
В таблице приведены значимые коэффициенты корреляции или коэффициенты, указывающие на тенденцию во взаимосвязях (кр. R= 0,26, при p=0,05).
В ней отсутствуют коэффициенты корреляций, указывающие на взаимосвязи между стратегиями или компонентами жизнестойкости.
Таблица 5. Корреляционные связи между различными компонентами жизнестойкости и стратегиями совладения
Показатели |
Вовлечённость |
Контроль |
Принятие риска |
Общий балл |
Конфронтация |
Дистанцирование |
Социальная Поддержка |
Планирование |
Оценка |
Вовлеченность |
100% |
0,27 |
0,19 |
0,26 |
0,19 |
||||
Контроль |
100% |
0,23 |
|||||||
Принятие риска |
100% |
0,34 |
-0,27 |
0,19 |
|||||
Интегральный балл |
100% |
0,33 |
0,22 |
0,18 |
Из приведенных данных следует, что показатели стратегии конфронтации имеют положительные значимые связи со всеми компонентами жизнестойкости и с ее интегральным показателем.
Например, «вовлеченность» имеет также значимые связи со стратегией планирования решения проблемы и близкие к значимым связи со стратегией поиск социальной поддержки и положительная переоценка.
Показатели «принятие риска» имеют обратно пропорциональные связи со стратегий «дистанцирования».
Интегральный показатель жизнестойкости имеет значимые связи со стратегией конфронтации, и близкие к значимым связи со стратегией поиска социальной поддержки и планирования решения.
Вместе с тем, при увеличении показателя жизнестойкости, становятся выше такие стратегии совладения, как стратегия конфронтации, стратегия «поиска социальной поддержки» и стратегия «планирования решения».
В зависимости от уровня того или иного компонента в структуре жизнестойкости будут преобладать различные стратегии совладения со сложными жизненными ситуациями. Например, показатель «вовлеченности» в структуре жизнестойкости будет способствовать развитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки.
С другой стороны, показатель «принятия риска» будет увеличивать стратегию конфронтации и уменьшать стратегию дистанцирования.
Заключение
На основе вышеизложенного материала делаем вывод о том, что трудные ситуации настигают человека практически ежедневно, хочет он этого или нет. Чтобы успешно преодолевать их, необходимо быть готовым к ним. А как настроить себя на то, чтобы быть готовым мы и рассмотрели необходимые для этого вопросы. Мы рассмотрели понятие жизнестойкости, устойчивости психики, возможности и способности человека для преодоления трудных жизненных ситуаций. Для совладения таких ситуаций индивид формирует в себе комплекс мер: вовлеченность, проверка, рискованность. Меры, которые в дальнейшем и образуют копинг – стратегию с совладеющим поведением. Раскрыли данные меры, охарактеризовав их стратегией конфронтации, самоконтроля, избегания, решения проблемы, помощи социальной поддержки, эмоциональной переоценки.
Реально исследовав личностные характеристики, жизнестойкость и стратегии совладения у курсантов военных учебных заведений (возраст 17-22 года) и взрослых людей (30 – 60 лет) мы пришли к выводу:
- У большинства курсантов, являющихся объектом исследования, наблюдается высокий уровень жизнестойкости, основанный на закаливании психики в каждодневных возникающих трудных ситуациях, которые основываются спецификой прохождения военной службы в военных учебных заведений. Курсанты ввиду молодого возраста и устойчивости личностных качеств, готовы рисковать в принятии решений, не зная исход событий. Курсанты способны держать ситуацию под контролем, выражается острая потребность в благополучном исходе событий, который необходим для военной службы, тем самым формируется дисциплинированность. Они вовлечены в тот путь, который они выбрали, и на котором очень часто возникают трудности, от всего этого получают удовольствие, а также уверенность в своих силах.
- У большинства взрослых лиц, являющихся объектом исследования, наблюдается средний уровень жизнестойкости, на основе которого вытекающие параметры риска, вовлеченности и контроля соответствуют также уровню жизнестойкости. Но исследования взрослых лиц показали высокий уровень социальной поддержки, которая имеет значительную роль в совладении. И возрастная динамика имеет свое заключение на преодоление трудных ситуаций, люди по-разному совладают с ситуацией в разные возрастные моменты.
Таким образом, анализ исследования подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что выбор копинг – стратегия лежит на таких основах, как личностная характеристика, жизнестойкость, возможности, способности индивида и окружающая обстановка.
Практическая значимость исследования
Показатели исследования и вышеизложенный материал можно использовать как в личных целях, в качестве понимания и мотивации личности в совладении ситуаций, встречающихся в жизненном пути. Так и в служебной (рабочей) деятельности, в качестве применения на коллегах, начальниках или подчиненных, с целью их диагностики и развития. А также иметь представления о кандидатах при трудоустройстве, их психического состояния и готовность к преодолению жизненно трудных ситуаций.
Библиография
1. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.:
Изд-во СПбГУ 2006г. 382 с
2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. – 344с
3. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы.- СПб, Изд-во СПбГУ, 2000
4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006 – 63с.
5. Оллпорт Г. Личность в психологии. М.–СПб., 1998.
6. Психология конфликта / Серия «Хрестоматия по психологии»
-СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
7. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002
8. Чешко Л. А. Cловарь синонимов русского языка /. — М., 1986.
9. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112
10. Алфимова М. В., Голимбет В. Е. Русскоязычная версия краткой шкалы жизнестойкости. Социальная и клиническая психиатрия 2012, т. 22, № 4, С. 10-15.
11. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006.
Приложения
Приложение 1. Методики исследования
Тест жизнестойкости С. Мадди
нет |
скорее нет, чем да |
скорее да, чем нет |
да |
|
Я часто не уверен в собственных решениях. |
||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. |
||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. |
||||
Я постоянно занят, и мне это нравится. |
||||
Часто я предпочитаю «плыть по течению». |
||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. |
||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. |
||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. |
||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. |
||||
Порой я так устаю, что уже ничего не может заинтересовать меня. |
||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. |
||||
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего во круг меня. |
||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. |
||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. |
||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. |
||||
Иногда меня пугают мысли о будущем. |
||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. |
||||
Мне кажется , я не живу полной жизнью, а только играю роль. |
||||
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. |
||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне не разрешимыми. |
||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. |
||||
Я люблю знакомиться с новыми людьми. |
||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. |
||||
Мне всегда есть чем заняться. |
||||
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. |
||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано. |
||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. |
||||
Мне трудно сближаться с другими людьми. |
||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно. |
||||
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. |
||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. |
||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. |
||||
Мои мечты редко сбываются. |
||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни. |
||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. |
||||
Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни. |
||||
Мне не хватает упорства закончить начатое. |
||||
Бывает, жизнь мне кажется скучной и бесцветной. |
||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. |
||||
Окружающие меня недооценивают. |
||||
Как правило, я работаю с удовольствием. |
||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. |
||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. |
||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. |
||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
Ключи шкал Теста жизнестойкости
С целью вычета баллов, ниже проведена система подсчета баллов: (0 баллов значит «нет», 1 балл значит «скорее нет чем да», 2 балла значит «скорее да чем нет», 3 балла значит «да». Это расценка прямых пунктов. Теперь приведу расценку обратных пунктов: (3 балла значит «нет», 0 баллов значит «да»).
Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Прямые пункты |
Обратные пункты |
|||
Вовлеченность |
4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 |
2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
||
Контроль |
9, 15, 17, 21, 25, 44 |
1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
||
Принятие риска |
34, 45 |
7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
||
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости |
||||
Нормы |
Жизнестойкость |
Вовлеченность |
Контроль |
Принятие риска |
Среднее |
80,72 |
37,64 |
29,17 |
13,91 |
Стандартное отклонение |
18,53 |
8,08 |
8,43 |
4,39 |
2. Копинг-тест Р. Лазаруса ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я……
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто |
|
сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше–на следующем шаге |
||||
начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь |
||||
пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение |
||||
говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации |
||||
критиковал и укорял себя |
||||
пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как есть |
||||
надеялся на чудо |
||||
смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет |
||||
вел себя, как будто ничего не произошло |
||||
старался не показывать своих чувств |
||||
пытался увидеть в ситуации что-то положительное |
||||
спал больше обычного |
||||
срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы |
||||
искал сочувствия и понимания у кого-нибудь |
||||
во мне возникала потребность выразить себя творчески |
||||
пытался забыть все это |
||||
обращался за помощью к специалистам |
||||
менялся или рос как личность в положительную сторону |
||||
извинялся или старался все загладить |
||||
составлял план действий |
||||
старался дать какой-то выход своим чувствам |
||||
понимал, что сам вызвал эту проблему |
||||
набирался опыта в этой ситуации |
||||
говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации |
||||
пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами |
||||
рисковал напропалую |
||||
старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву |
||||
находил новую веру во что-то |
||||
Вновь открывал для себя что-то важное |
||||
что-то менял, что все улаживалось |
||||
в целом избегал общения с людьми |
||||
не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться |
||||
спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал |
||||
старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела |
||||
отказывался воспринимать это слишком серьезно |
||||
говорил о том, что я чувствую |
||||
Стоял на своем и боролся за то, чего хотел |
||||
вымещал это на других людях |
||||
пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации |
||||
знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить |
||||
отказывался верить, что это действительно произошло |
||||
я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому |
||||
находил пару других способов решения проблемы |
||||
старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах |
||||
что-то менял в себе |
||||
хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось |
||||
представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться |
||||
молился |
||||
прокручивал в уме, что мне сказать или сделать |
||||
думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |