Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Задачи, методика, субъекты исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ трудных жизненных ситуаций. Поведение, ресурсы и копинг – стратегии личности при совладении с трудностями, встречающихся на жизненном пути

1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики

1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.

1.3 Определение копинг – стратегии. Факторы, влияющие на выбор копинг – стратегии при совладении с трудными ситуациями.

Глава 2. Анализ, исследование, полученные данные параметров жизнестойкости личности и стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений и у взрослых лиц при преодолении трудных жизненных ситуаций. Их анализ и выраженность по отношению друг к другу.

2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.

2.2 Исследование компонентов жизнестойкости у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.

2.2.3. Различия и сходства параметров жизнестойкости у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.3 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.

2.3.2 Исследование стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.3 Различия и сходства стратегий совладеющего поведения у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.4 Определение связей между стратегиями совладеющего поведения и параметров жизнестойкости личности, их выраженность.

Заключение

Библиография

Сам тест представляет собой «русскоязычную адаптацию англоязычного опросника «Hardiness Survey», разработанного американским психологом Сальваторе Мадди в 1984 году. Оригинальный вариант адаптации на русский язык был выполнен Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой, которая была сокращена и применена на русском языке М.В. Алфимовой и В.Е. Голимбет.[9]

Также, для определения различных стратегий совладеющего поведения в сложных жизненных ситуациях будет использоваться копинг-тест Р. Лазаруса. Данная методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

Опросник считается «первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.[10]

Выбранный объект для эмпирического исследования это группа курсантов – 30 человек в возрасте от 17 до 22 лет и взрослые, также 30 человек , в возрасте от 30 до 60 лет.

Чтобы получить максимальную достоверность результатов, в данной работе использовались метод математической статистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции r-Пирсона.[2]

2.2 Исследование компонентов жизнестойкости у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

Структура жизнестойкости состоит из следующих показателей:

а) вовлеченность;

б) контроль;

в) принятие риска.

Уровень жизнестойкости рассчитывается также на основе интеграции баллов, набранных по трем выше перечисленным компонентам.

Данные компоненты или показатели жизнестойкости сведены в таблицу 1.


Из данной таблицы приложения 2 следует, что компонент жизнестойкости «принятие риска»:

- у 67% курсантов, выражен высоко,

- примерно 8% имеют низкий уровень данного показателя,

- 25% - имеют средний уровень выраженности.

Второй компонент жизнестойкости - «контроль» имеет высокий уровень у 22% курсантов и 22% - низкий, соответственно, 56% курсантов имеют средний уровень «контроля».

«Вовлеченность» высоко выражена всего у 8% курсантов, а 20% обладают низким уровнем «вовлеченности», ну и 72% имеют средний уровень «вовлеченности».

Таким образом, у 287% курсантов высокий уровень жизнестойкости, у 61% средний уровень и только у 11% наблюдается низкий уровень жизнестойкости.

Исходя из проведенного исследования, можно сказать, что у большинства курсантов- участников исследования наблюдается высокий уровень такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Далее, примерно треть курсантов - участников исследования имеют высокий уровень такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность и своё дальнейшее будущее.

У большинства курсантов – участников исследования компонент жизнестойкости «вовлеченность» выражен на среднем уровне - значит, что они получают удовольствие от военной деятельности и учебы в целом, а также, благодаря командирам-наставникам, чувствуют себя уверенными.

Таким образом, у большинства курсантов – участников исследования наглядно выражен высокий или средний уровень жизнестойкости.

Вместе с тем, у большинства курсантов в наглядно выражен и даже преобладает такой компонент как «принятие риска».

2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.

Проанализировав различные компоненты жизнестойкости у взрослых, результаты из сводной таблицы 2 приложения 2, видно, что у 42% взрослых такой показатель жизнестойкости как «принятие риска» выражен высоко, примерно 9% имеют низкий уровень данного показателя, а 49% имеют средний уровень.


В графе «контроль» 7% взрослых имеют высокие показатели и 10% выражены низко, и соответственно 83% взрослых людей имеют средний уровень.

В графе «вовлеченность» всего 3% взрослых выражены высоко и 17% обладают низким уровнем, а 80% имеют средний уровень данного показателя.

Таким образом , у 13% взрослых высокий уровень жизнестойкости, у 77% средний уровень и 10% с низким уровнем.

Следовательно, можно утверждать, что у большинства взрослых - участников исследования наблюдается средний уровень таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль», «вовлеченность».

Вместе с тем, у большинства взрослых – участников исследования наблюдается средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такие компоненты, как «контроль» и «вовлеченность».

2.2.3. Различия и сходства параметров жизнестойкости у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

Для определения степени значимости различий в компонентах жизнестойкости между курсантами и взрослыми людьми был применен параметрический критерий Т-Стьюдента.[11]

Результаты сравнительного анализа отображены в Таблице 1.

Таблица 1 Значимость различий в выраженности компонентов жизнестойкости между курсантами и взрослыми.

Компоненты жизнестойкости

Значение

Значение

Т-показатель

По умолчанию

%

Кол-во

Взрослые

Курсанты

взросл

Вовлеченность

36,26767

36,54000

-0,12614

57

0,907938

30

Контроль

28,03334

29,56767

-0,68655

57

0,495047

30

Принятие риска

16,93334

18,93434

-1,54412

57

0,128024

30

Жизнестойкость

81,56767

87,11000

-1,24538

57

0,217966

30

Исходя из данных, приведенных в Таблице 1, можно сделать, во-первых, вывод о том, что отсутствуют значимые различия между курсантами и взрослыми людьми в компонентах жизнестойкости и интегрального показателя жизнестойкости. Во-вторых, у курсантов более выражен, чем у взрослых такой компонент жизнестойкости как, «принятие риска» (Т-1,54). В-третьих, у курсантов выше выражен интегральный показатель жизнестойкости, чем у взрослых (Т -1,24).


2.3 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.

В таблице 3 приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на стратегий совладения у курсантов. Средние значения стратегий совладания и их соответствие максимальному и среднему тестовому баллу приведены в Таблице 2.

Таблица 2 Стратегия совладения у курсантов

Стратегии совладения

Конфр.. копинг

Дистанцирование

Само контроль

Поиск

социальной под-ки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планир. решения проблемы

Положит. Переоценка

9,7

8,8

11,8

11,8

7,5

11,6

11,7

12,9

19

18,4

22,2

18,2

12,3

23

17

22

9,5

9,5

11,5

9,5

6,5

12,5

9,5

10,4

Исходя из приведенных данных в Таблице 2, можно выделить следующее:

- у курсантов изучаемые стратегии совладения имеют средний уровень;

- стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя и самоконтроль имеют более высокий уровень, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства - избегания;

- вместе с тем, у курсантов выше выражены конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, чем деструктивные.


2.3.2 Исследование стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

В таблице 4 приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на стратегии совладения у взрослых .

Таблица 3 Стратегии совладения у курсантов

Стратегии совладения

Конфр. Копинг

Дист-ние

Само контроль

Поиск соц. поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планир. решения проблемы

Положит. переоценка

8,2

10,8

13,8

12,54

7,3

10,7

13,7

13,3

18

18

21,4

17,9

11,8

23,5

17

21,2

9,5

9,5

11

9,5

6,5

11

9,5

10,5

Исходя из приведенных в таблице данных, можно выделить следующее:

-у людей зрелого возраста участников исследования выше среднего выражены такие стратегии совладения, как самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки, положительная переоценка;

- у людей зрелого возраста ниже среднего выражена такая стратегия совладения, как конфронтация;

- вместе с тем, у людей зрелого возраста в большей степени выражены конструктивные стратегии совладения, особенно, самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки.

2.3.3 Различия и сходства стратегий совладеющего поведения у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

С целью определения степени значимости различий в копинг-стратегиях между курсантами и людьми зрелого возраста был применен параметрический критерий Т-Стьюдента.

Результаты сравнительного анализа приведены в Таблице 4.

Таблица 4 Различия в совладеющем поведении по критерию Т-Курсанта

Параметры копинг-стратегий

Значение

Значение

Т-показательe

По умолчанию

%

Кол-во

Кол-во

взрослые

курсанты

Взрослые

курсанты

Конф-тация

8,13334

9,70000

-2,20684

57

0,031355

30

30

Дистанц..

10,81000

8,66767

3,30054

57

0,001664

30

30

Самоконтоль

13,96767

11,60000

2,87846

57

0,005454

30

30

Соц. подержка

12,46767

11,96767

0,64794

57

0,526022

30

30

Отв-ность

7,43334

7,70000

-0,27356

57

0,775761

30

30

Бегство

10,230030

11,50480

-1,78345

57

0,079763

30

30

Планир.

13,63334

11,66767

2,71768

57

0,008657

30

30

Переоценка

13,10256

12,83760

0,31889

57

0,750881

30

30