Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Задачи, методика, субъекты исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Анализ трудных жизненных ситуаций. Поведение, ресурсы и копинг – стратегии личности при совладении с трудностями, встречающихся на жизненном пути

1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики

1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.

1.3 Определение копинг – стратегии. Факторы, влияющие на выбор копинг – стратегии при совладении с трудными ситуациями.

Глава 2. Анализ, исследование, полученные данные параметров жизнестойкости личности и стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений и у взрослых лиц при преодолении трудных жизненных ситуаций. Их анализ и выраженность по отношению друг к другу.

2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.

2.2 Исследование компонентов жизнестойкости у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.

2.2.3. Различия и сходства параметров жизнестойкости у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.3 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.

2.3.2 Исследование стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.

2.3.3 Различия и сходства стратегий совладеющего поведения у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.

2.4 Определение связей между стратегиями совладеющего поведения и параметров жизнестойкости личности, их выраженность.

Заключение

Библиография

Многое количество исследований проведено в данной области психологии и многие лица, принимавших участие в данных исследованиях выделяют термин «hardiness». В вопросах преодоления стресса данный термин интерпретируют, как проявление выносливости в общественной среде, функций и защиты здоровья, физического и психического состояния. С. Мадди раскрывает данный термин, затрагивая обширную область познания, и связывает с социальной экологией, считая, что данная личностная черта выносливости является фундаментом жизнестойкости как индивидуальной, так и организационной.

Итак, понятие «hardiness» является установкой личностной характеристики, при развитии которой достигается общее благополучие жизнедеятельности человека, улучшается качество жизни, преодолеваются стрессы с эмоциональным подъемом, оставляя положительный след и динамику роста. Выносливость – одна из составляющих внутреннего ресурса, этой характеристикой управляет человек, он ее при различных ситуациях применяет, изменяет, тем самым поддерживает физическое и психическое состояние своего здоровья, при котором смысл и ценность жизни сохраняется какая бы трудная ситуация не встречалась на жизненном пути.

Принципы, формирующие характер, выстроенные в течении жизни, оказывают непосредственное влияние на восприятие ситуации. Постоянно подбадривая себя в сложных случаях, подкрепляя и придавая действиям уверенность, стрессовая ситуация не будет нести травматичный характер для нашего здоровья. Неоднократное повторение действий или мыслей – может сформировать привычку. И в этом случае, контроль над собой и преодоление препятствий тоже станет привычным делом для человека. Это поддерживает здоровье в целостности и сохранности.

1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.

Копинг-поведение – это осознанная стратегия действия, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствии со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может [2].


Копинг-поведение возникает тогда, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности [7]. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Существует такое понятие, как совладеющее поведение. Большое значение в этой сфере приняло на себя изучение воли человека, его источника сил, который четко направлен на овладение теми или иными жизненными ситуациями. По мнению Крюковой Т.Л., анализ подобного поведения преимущественно принадлежит зарубежным авторам.

По ее словам, отечественная психология принимает ресурсы совладающего поведения как высшие функции мозга, обеспечивающие человеку возможность быть человеком. К таким функциям относятся способности мышления, понимания, вычисления, обучения, речи, способности к рассуждению и др. То есть те функции, которыми человек намеренно может пользоваться для решения какой либо тяжелой ситуации жизни.

Испытание стресса организмом в сложной ситуации, заставляет пользоваться теми самыми ресурсами, которые мы имеем, и чем сильнее уровень испытуемого нами стресса, тем большее количество ресурсов нами используется.

Неудачные попытки противостояния проблемам зачастую связаны с низким набором ресурсов как по количеству, так и по качеству. Многие авторы выделяют такие группы ресурсов, как: личностные, социальные, когнитивные, инструментальные. Но есть так же и те, кто указывают на: индивидуальные и социальные.

Большинство классификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкман модусов психологического совладания, направлено на:

1) решение проблемы;

2) изменения собственного состояния и установок в отношении ситуации.

Разумеется, в любой трудной ситуации человек применяет совершенно разные стратегии, направленные на совладение ситуацией.

Стратегия совладения - это в первую очередь, действия направленные на регуляцию эмоционального и интеллектуального напряжения, то есть шаги позволяющие адаптироваться под данные условия внешней среды. Каждая ситуация по своему индивидуальна, так же как и человек, поэтому исход действий зависит от этих двух немаловажных и зачастую взаимосвязанных факторов.


Крюкова Т.Л. изложила мнение Л.И. Анциферовой по предложению собственной классификации методов совладения:

1. Преобразующие методы: это решение о возможном позитивном изменении тяжелой ситуации, путем формирования задачи. То есть, определить конечную и промежуточную цели, подготовить план решения проблемы и обдумать всевозможные способы, способствующие решению поставленной задачи, которые приведут к положительному исходу событий, иначе говоря – к решению проблемы.

2 Приемы приспособления: смысл заключается в изменении собственного отношения к так называемой проблеме. Путем самовнушения опустить значимость этой ситуации до уровня безразличия к ней. Такой прием помогает избегать человеку принятия ситуации близко к сердцу, и следовательно, в последствии разрушает тот самый травмирующий эффект, который может принести значительный ущерб состоянию здоровья.

По мнению Крюковой – аналитики сошлись на трех основных стилях, а именно:

1) Проблемно – ориентировочный. Его конечной целью является создание плана и его выполнение путем подробного, рационального исследования проблемы. В этом стиле хороши все методы. И совершенно не важно, разработал ли человек план индивидуально, или обратился за его подготовкой за чьей то помощью.

2) Эмоционально – ориентированный – это следствие реагирования на тяжелую ситуацию, подпитанную эмоциональным эффектом. Наблюдается ввиду погружения человека в собственные мысли, волнения.

3) Избегание, как стиль совладения. Подобный стиль характеризует избегание проблем, укрытие от них, порой приводит к запою, или другим лжеметодам, оправдывающим слабость воли человека перед решением проблем.

3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий: «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, сточки зрения субъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществятся не только в практической, но и в чисто психологической форме – путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. Такие ситуации часто возникают в сфере здоровья.

Неблагоприятное влияние на здоровье оказывают стрессовые ситуации, которые поддаются управлению за счет внутренних и внешних ресурсов личности. Характеристики личности и социальной среды повышают стрессоустойчивость человека, таким образом, делается для того, чтобы совладать. Индивиду помогают преодолеть обстоятельства, угрожающие жизненно важным интересам, личностные структуры, которые облегчают адаптацию. Как правило, в качестве энергетического потенциала выступает общее здоровье индивида, необходимое для решения той или иной проблемы. Оптимизм, стойкость, выносливость, адекватная самооценка и оптимальный уровень тревожности делают человека «крепким», способным преодолеть любые трудности и преграды на жизненном пути.


Копинг-ресурс может оставаться в потенциальном состоянии, так как не всегда играет свою усиливающую роль. Можно еще рассмотреть ряд личностных качеств, к примеру: самоуважение, религиозность, коммуникабельность и дополнительные ко всему этому возможности: наличие денег, времени, социальной поддержки, уровень образования, а также образ жизни в целом и множество факторов, которые прекращают действие стрессора, другие – уменьшают его. Другими словами, зависит от человека и определенных обстоятельств, будет ли тот или иной ресурс использоваться. Определено, что все вышеперечисленные ресурсы и факторы помогают при стрессах низкого и среднего уровней. При высоком уровне стресса они могут им «сметаться» [2]. Как считают некоторые авторы, в зависимости от степени неожиданности возникновения проблемы и адекватности психологической установки индивида на конкретную проблему возникает способность человека в решении перед ним возникающих проблем.

Анализ этих факторов и обстоятельств определяют выбор стратегий совладения, позволяющий определить потребность внутренних и внешних ресурсов при попытках преодолеть трудные жизненные ситуации. То есть очевиден анализ по системы истощения/сохранения ресурсов. Копинг представляет собой усилия, обращенные на достижение конкретных целей, а не только устойчивый процесс реагирования, вызываемый индивидуальными стрессорами.

Коэн и Лазарус, обобщив данные многих исследований, выделили пять основных задач копинга:

1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности;

2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;

3) поддержание позитивного, положительного образа Я. Уверенности в своих силах;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. [2].

Как пишет Т.Л. Крюкова, существуют концептуальные и эмпирические трудности до настоящего времени, которые объясняют процесс успешности совладения. Т.Л. Крюкова приводит мнение о мерах результативности совладения Шелли Тейлор, как специалиста по психологии здоровья.

Она считает совладеющее поведение успешным, если оно подходит критериям:

а) понижает и ликвидирует выраженное проявление психологического и физиологического напряжения;

б) наличие возможности для индивида реанимировать уровень активности до стрессового уровня;

в) устраняет дистресс, то есть устраняет психическое истощение, тем самым защищает индивида .


По мнению Т.Л. Крюковой благодаря стабильному, устойчивому психическому состоянию индивида эффективность совладения увеличивается, появляется уменьшенный уровень невротизации и увеличивается уровень стрессоустойчивости.

При возникновении кратковременных или долговременных позитивных последствий, которые измеряются психофизиологическим и повышенно-эмоцианальным показателем, проявляется эффективность копинга, которая положительно оказывает влияние на психику человека, формируя его благополучие в целом.

Т.Л. Крюкова считает, что совладающее поведение является событием предопределенным несколькими факторами:

- постоянное изменение жизненных событий;

- черты личности индивида;

- образ индивида в процессе взаимоотношений с субъектами.

Крюкова Т.Л. раскрывает третий фактор, имея в виду межличностные отношения индивида с субъектами, в зависимости от которых человек принимает решения в сложившейся ситуации, а именно либо избегает ее, либо поступает решительно.

Успешное разрешение жизненных трудностей, эмоциональная стабильность в нестабильном мире невозможны без наличия тесных связей, близких отношений человека с другими, в том числе, в семье, которые необходимы большинству людей [2].

Подводя черту вышеизложенной публикации, можно сделать вывод о том, что стратегия поведения в психологии направлена на стратегии совладеющего поведения. За основу раскрытия данного раздела принята разработка Т.Л. Крюковой, которая в полном объеме раскрывает понятие и подчеркивает стратегию совладения. В работе отражена модель поведения, подчеркивающая жизнестойкость личности, способность находится и успешно преодолевать трудные ситуации, встречающиеся на жизненном пути. Именно правильный выбор стратегии поведения определяет благополучие человека.

1.3 Определение копинг – стратегии. Факторы, влияющие на выбор копинг – стратегии при совладении с трудными ситуациями.

Травмирующие события в жизни людей неожиданны, и на эту внезапность человек реагирует сначала на сенсорном уровне – состоянием оцепенения, которое быстро сменяется особой активностью личности, получившей в психологии название «когнитивное-оценивание». Это процесс распознавания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего. С появлением значения возникают качественно определенные эмоции [6].