Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Задачи, методика, субъекты исследования).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики
1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.
2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.
2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.
2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.
2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.
Сам тест представляет собой «русскоязычную адаптацию англоязычного опросника «Hardiness Survey», разработанного американским психологом Сальваторе Мадди в 1984 году. Оригинальный вариант адаптации на русский язык был выполнен Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой, которая была сокращена и применена на русском языке М.В. Алфимовой и В.Е. Голимбет.[9]
Также, для определения различных стратегий совладеющего поведения в сложных жизненных ситуациях будет использоваться копинг-тест Р. Лазаруса. Данная методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
Опросник считается «первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.[10]
Выбранный объект для эмпирического исследования это группа курсантов – 30 человек в возрасте от 17 до 22 лет и взрослые, также 30 человек , в возрасте от 30 до 60 лет.
Чтобы получить максимальную достоверность результатов, в данной работе использовались метод математической статистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции r-Пирсона.[2]
2.2 Исследование компонентов жизнестойкости у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.
2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.
Структура жизнестойкости состоит из следующих показателей:
а) вовлеченность;
б) контроль;
в) принятие риска.
Уровень жизнестойкости рассчитывается также на основе интеграции баллов, набранных по трем выше перечисленным компонентам.
Данные компоненты или показатели жизнестойкости сведены в таблицу 1.
Из данной таблицы приложения 2 следует, что компонент жизнестойкости «принятие риска»:
- у 67% курсантов, выражен высоко,
- примерно 8% имеют низкий уровень данного показателя,
- 25% - имеют средний уровень выраженности.
Второй компонент жизнестойкости - «контроль» имеет высокий уровень у 22% курсантов и 22% - низкий, соответственно, 56% курсантов имеют средний уровень «контроля».
«Вовлеченность» высоко выражена всего у 8% курсантов, а 20% обладают низким уровнем «вовлеченности», ну и 72% имеют средний уровень «вовлеченности».
Таким образом, у 287% курсантов высокий уровень жизнестойкости, у 61% средний уровень и только у 11% наблюдается низкий уровень жизнестойкости.
Исходя из проведенного исследования, можно сказать, что у большинства курсантов- участников исследования наблюдается высокий уровень такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.
Далее, примерно треть курсантов - участников исследования имеют высокий уровень такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность и своё дальнейшее будущее.
У большинства курсантов – участников исследования компонент жизнестойкости «вовлеченность» выражен на среднем уровне - значит, что они получают удовольствие от военной деятельности и учебы в целом, а также, благодаря командирам-наставникам, чувствуют себя уверенными.
Таким образом, у большинства курсантов – участников исследования наглядно выражен высокий или средний уровень жизнестойкости.
Вместе с тем, у большинства курсантов в наглядно выражен и даже преобладает такой компонент как «принятие риска».
2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.
Проанализировав различные компоненты жизнестойкости у взрослых, результаты из сводной таблицы 2 приложения 2, видно, что у 42% взрослых такой показатель жизнестойкости как «принятие риска» выражен высоко, примерно 9% имеют низкий уровень данного показателя, а 49% имеют средний уровень.
В графе «контроль» 7% взрослых имеют высокие показатели и 10% выражены низко, и соответственно 83% взрослых людей имеют средний уровень.
В графе «вовлеченность» всего 3% взрослых выражены высоко и 17% обладают низким уровнем, а 80% имеют средний уровень данного показателя.
Таким образом , у 13% взрослых высокий уровень жизнестойкости, у 77% средний уровень и 10% с низким уровнем.
Следовательно, можно утверждать, что у большинства взрослых - участников исследования наблюдается средний уровень таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль», «вовлеченность».
Вместе с тем, у большинства взрослых – участников исследования наблюдается средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такие компоненты, как «контроль» и «вовлеченность».
2.2.3. Различия и сходства параметров жизнестойкости у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.
Для определения степени значимости различий в компонентах жизнестойкости между курсантами и взрослыми людьми был применен параметрический критерий Т-Стьюдента.[11]
Результаты сравнительного анализа отображены в Таблице 1.
Таблица 1 Значимость различий в выраженности компонентов жизнестойкости между курсантами и взрослыми.
Компоненты жизнестойкости |
Значение |
Значение |
Т-показатель |
По умолчанию |
% |
Кол-во |
Взрослые |
Курсанты |
взросл |
||||
Вовлеченность |
36,26767 |
36,54000 |
-0,12614 |
57 |
0,907938 |
30 |
Контроль |
28,03334 |
29,56767 |
-0,68655 |
57 |
0,495047 |
30 |
Принятие риска |
16,93334 |
18,93434 |
-1,54412 |
57 |
0,128024 |
30 |
Жизнестойкость |
81,56767 |
87,11000 |
-1,24538 |
57 |
0,217966 |
30 |
Исходя из данных, приведенных в Таблице 1, можно сделать, во-первых, вывод о том, что отсутствуют значимые различия между курсантами и взрослыми людьми в компонентах жизнестойкости и интегрального показателя жизнестойкости. Во-вторых, у курсантов более выражен, чем у взрослых такой компонент жизнестойкости как, «принятие риска» (Т-1,54). В-третьих, у курсантов выше выражен интегральный показатель жизнестойкости, чем у взрослых (Т -1,24).
2.3 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц и курсантов военных учебных заведений, их выраженность.
2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.
В таблице 3 приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на стратегий совладения у курсантов. Средние значения стратегий совладания и их соответствие максимальному и среднему тестовому баллу приведены в Таблице 2.
Таблица 2 Стратегия совладения у курсантов
Стратегии совладения |
|||||||
Конфр.. копинг |
Дистанцирование |
Само контроль |
Поиск социальной под-ки |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планир. решения проблемы |
Положит. Переоценка |
9,7 |
8,8 |
11,8 |
11,8 |
7,5 |
11,6 |
11,7 |
12,9 |
19 |
18,4 |
22,2 |
18,2 |
12,3 |
23 |
17 |
22 |
9,5 |
9,5 |
11,5 |
9,5 |
6,5 |
12,5 |
9,5 |
10,4 |
Исходя из приведенных данных в Таблице 2, можно выделить следующее:
- у курсантов изучаемые стратегии совладения имеют средний уровень;
- стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя и самоконтроль имеют более высокий уровень, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства - избегания;
- вместе с тем, у курсантов выше выражены конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, чем деструктивные.
2.3.2 Исследование стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.
В таблице 4 приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на стратегии совладения у взрослых .
Таблица 3 Стратегии совладения у курсантов
Стратегии совладения |
|||||||
Конфр. Копинг |
Дист-ние |
Само контроль |
Поиск соц. поддержки |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планир. решения проблемы |
Положит. переоценка |
8,2 |
10,8 |
13,8 |
12,54 |
7,3 |
10,7 |
13,7 |
13,3 |
18 |
18 |
21,4 |
17,9 |
11,8 |
23,5 |
17 |
21,2 |
9,5 |
9,5 |
11 |
9,5 |
6,5 |
11 |
9,5 |
10,5 |
Исходя из приведенных в таблице данных, можно выделить следующее:
-у людей зрелого возраста участников исследования выше среднего выражены такие стратегии совладения, как самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки, положительная переоценка;
- у людей зрелого возраста ниже среднего выражена такая стратегия совладения, как конфронтация;
- вместе с тем, у людей зрелого возраста в большей степени выражены конструктивные стратегии совладения, особенно, самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки.
2.3.3 Различия и сходства стратегий совладеющего поведения у вышеперечисленных лиц, анализ их выраженности.
С целью определения степени значимости различий в копинг-стратегиях между курсантами и людьми зрелого возраста был применен параметрический критерий Т-Стьюдента.
Результаты сравнительного анализа приведены в Таблице 4.
Таблица 4 Различия в совладеющем поведении по критерию Т-Курсанта
Параметры копинг-стратегий |
Значение |
Значение |
Т-показательe |
По умолчанию |
% |
Кол-во |
Кол-во |
взрослые |
курсанты |
Взрослые |
курсанты |
||||
Конф-тация |
8,13334 |
9,70000 |
-2,20684 |
57 |
0,031355 |
30 |
30 |
Дистанц.. |
10,81000 |
8,66767 |
3,30054 |
57 |
0,001664 |
30 |
30 |
Самоконтоль |
13,96767 |
11,60000 |
2,87846 |
57 |
0,005454 |
30 |
30 |
Соц. подержка |
12,46767 |
11,96767 |
0,64794 |
57 |
0,526022 |
30 |
30 |
Отв-ность |
7,43334 |
7,70000 |
-0,27356 |
57 |
0,775761 |
30 |
30 |
Бегство |
10,230030 |
11,50480 |
-1,78345 |
57 |
0,079763 |
30 |
30 |
Планир. |
13,63334 |
11,66767 |
2,71768 |
57 |
0,008657 |
30 |
30 |
Переоценка |
13,10256 |
12,83760 |
0,31889 |
57 |
0,750881 |
30 |
30 |