Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Задачи, методика, субъекты исследования).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Жизнестойкость индивида как феномен в психологии. Понятие и структура характеристики
1.2. Понятие совладеющего поведения, стратегия развития при образовании трудных жизненных ситуаций.
2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.
2.2.1 Исследование параметров жизнестойкости у курсантов военных учебных заведений, их выраженность.
2.2.2 Исследование параметров жизнестойкости у взрослых лиц, их выраженность.
2.3.1 Исследование стратегий совладеющего поведения у взрослых лиц, их выраженность.
По словам Лазаруса[2], именно «эмоция является ответом на значение». Функционально – энергетические резервы человека, а также его возможности и способности выступают в качестве события, связанного с изучением сознания и мышления. Такое событие также принято связывать с объектом когнитивного оценивания. В процессе преодоления трудных жизненных ситуаций человек сталкивается с определением выбора стратегии совладения с событием, нарушающим благоприятное состояние. Правильный выбор стратегии основывается на базе когнитивного оценивания, способности человека объективно анализировать трудную ситуацию. Успех когнитивного поведения достигается в случае в возможности человека контролировать окружающий мир, способности контролировать свои действия, связанные с кратковременным состоянием сильного эмоционального переживания. Вывод человека, основанный на изучении ситуации, возможно ли изменить ее, под контролем ли она находится, является главным результатом когнитивного оценивания.
Многие психологи считают, что стратегии совладения ситуационно-специфичны и особенности личности в их выборе играют небольшую роль. В то же время огромный массив исследований показывает, что специфика осмысливания и интерпретации трудных ситуаций, а также применение тех или иных «техник» жизни выступают индикатором разных типов личности [6].
Анализ работ позволяет выделить, по крайней мере, два типа, отличающиеся друг от друга специфическим отношением к миру, убеждениями, самооценкой, когнитивными стилями, историей успехов и неудач. У них разные модели идентификации, они в разной мере прибегают к помощи других людей. Исследования показывают, что люди, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к «идущему вниз социальному сравнению», воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом [6].
Акцент на личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют, индивиду справляться с негативными ситуациями был сделан в работах К.Юнга, Л.Колберга, А.Маслоу, Г.Оллпорта, К.Роджерса. Социальная обусловленность глубинных, специфически человеческих свойств, психики, которые рассматриваются через систему внутренней, основанной на личностных ценностях, поведенческой регуляции индивида выделялась в работах таких отечественных психологов как Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев Л.И. Божович, Б.С. Кузьмина, В.А. Ядов.
Кардинальной, имеющей большое социальное значение личностной чертой интерналов является их чувство ответственности за свои поступки и действия других людей. В отличие от них экстерналы не считают себя ответственными даже за свои действия, которые они интерпретируют как навязанные извне. M. Mikulincer L. и Solomon сделали вывод о том, что главная характеристика экстерналов – это отрицание личной ответственности, которая является общим знаменателем всех внешних атрибуций [6].
Тех, кто верит в свои силы, в способность контролировать и совладать, называют интерналами. Противоположны им экстерналы, они уверенны в своей недееспособности и считают, что негативные события происходят либо по злой воле других, либо являются предначертанием судьбы. В кандидатской диссертации Е.Г. Ксенофонтовой доказано, что интервалы отличаются высоким уровнем само регуляции, позволяющим им контролировать негативные эмоции, импульсивные действия и блокировать дезинтегрирующее влияние на сознание психотравмирующих воздействий. Для экстерналов же характерен низкий уровень само регуляци – со всеми сопутствующими ему особенностями [6].
По словам Тейлора, стрессовые ситуации поддаются управлению, и их неблагоприятное влияние на здоровье может быть нивелировано за счет внутренних и внешних по отношению к личности ресурсов [2]. К копинг -ресурсам относится характеристики личности и социальной среды, которые повышают стрессоустойчивость человека, - все то, что индивид привлекает для того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию. Прежде всего, это общее здоровье и его важный компонент – личный энергетический потенциал, необходимый для решения конкретной проблемы. Также в литературе наиболее часто упоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка и оптимальный уровень тревожности. Сюда же относится оптимизм ( и оптимистический объяснительный стиль) и такие свойства личности, как стойкость, выносливость, делающие человека hardy или «крепким» [2].
Ш. Тейлор выделяет и так называемые «дополнительные» личностные ресурсы, к которым относится высокое самоуважение, легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки) и религиозность. Экстернальные ресурсы включают в себя достаточные материальные возможности (наличие времени и денег), наличие социальной поддержки, уровень образования, а так же образ жизни в целом. Некоторые из перечисленных факторов прекращают действие стрессора, другие – уменьшают его. Копинг-ресурс не всегда играет свою усиливающую роль, иногда он может оставаться в потенциальном состоянии. [2]
Иными словами, будет ли тот или иной ресурс использоваться, зависит от человека и определенных обстоятельств. Установлено также, что ресурсы помогают при стрессе низкого и среднего уровней. При высоком уровне стресса они могут им «сметаться» [2].
В настоящее время в психологии совладающего поведения возникает сложный вопрос, требующий изучения возможностей личности, позволяющий в соответствии с жизненным событием действовать и совершать поступки.
С.Е. Хобфол в своей теории сохранения ресурсов обозначает поведенческую активность индивида, создаваемую на основе характеристик личности, его ресурсов и окружающей обстановки, тем самым возникает в его мышлении свое понятие копинг – ресурсов. И люди всегда готовы к решению любой трудной задачи, имея при этом копинг – ресурс, который они накапливают и охраняют для дальнейшего применения в трудных минутах.
Совладеющее поведение у каждого индивида формируется по-разному, зависит это от его личностных качеств, психического состояния, возможности и от окружающей обстановки, все это является рычагом ликвидации трудной жизненной ситуации, который человек применяет, в качестве совладения. Преодоление жизненно трудных ситуаций требует использование копинг – ресурсов, как много, все зависит от его потенциала и возможностей, насколько экстремально это событие окажет свое влияние на организм человека. Но, как правило, человек изначально не готов к стрессам и его ресурсов недостаточно для решения задач по преодолению трудных ситуаций.
Ряд отечественных и зарубежных авторов в своих публикациях рассматривают ресурсы в виде 4 групп:
1) когнитивные
2) личностные
3) инструментальные
4) Социальные
Другие авторы считают, что ко всему этому можно добавить и степень неожиданности возникающей ситуации, и уровень готовности человека к внезапности появления трудных ситуаций, правильность ее оценки и реальность психологической установки к проблемной нагрузке.
При выборе копинг – стратегии происходит анализ этих факторов, насколько ресурс будет задействован, зависит от конкретной трудности, а также внутренних и внешних факторов индивида.
Совладеющее поведение является довольно – таки сложным явлением, порядок образования которого зависит от таких факторов как:
1) динамикой развития жизненной ситуации;
2) характером и особенностями индивида;
3) взаимоотношением индивида с субъектами общества и его поведение в социальной среде.
Доктор психологических наук Крюкова Т.Л. утверждает, что социальная поддержка родственников, близких и окружающих лиц благоприятно сказывается в решении задач по избеганию или преодолению жизненно трудных ситуаций. Для реализации этого должно быть соответствующее поведение личности в обществе, чтобы окружающие и близкие люди были готовы помочь в преодолении преград на жизненном пути. А именно поддержка извне у личности формирует устойчивый эмоциональный скелет, ведь без тесных связей с субъектами невозможно жить в нестабильном мире, приносящем каждый день все новые проблемы.
Исходя, из вышеизложенного можно сказать, что совладеющее поведение создается личностью при выборе копинг – стратегий на базе его ресурсов и обстановки окружающей среды.
Вследствие появления жизненно трудного обстоятельства, на личность оказывает свое действие стрессор, в процессе чего человек проводит анализ события, угроза ли это, или нет. Если да, то личность запускает комплекс мер защиты, состоящий из копинг – ресурсов, для совладения с ситуацией, в процессе чего образуется соответствующее поведение.
Процесс совладения сопровождается эмоциональной реакций, возникает либо тревожность, либо восторг личности. Все это зависит от множество факторов и приводит к уменьшению или преодолению действия стрессора.
В качестве исследования личностных характеристик, их возможностей в преодолении жизненно трудных ситуаций, выбора ими копинг – стратегии, мною выбраны субъекты, состоящие из двух групп лиц:
1) курсанты военных учебных заведений (возраст 17-22 года);
2) взрослые ( 30-60 лет).
Мой выбор обусловлен тем, что совладение с ситуацией происходит по-разному и зависит это от многих факторов, основными конечно являются личностными субъектов. В качестве субъектов я рассматриваю курсантов военных учебных заведений, так как они, на мой взгляд, более подвержены трудным ситуациям, потому что в данный возрастной период психика не совсем устойчива, а их жизненный путь напрямую зависит от экстремальных условиях психических воздействий. Почему экстремальных? Потому что военная служба задает определенные рамки поведения, связанные с ограничениями и жесткими условиями службы. Во второй группе я указываю взрослых лиц возрастом от 30 – 60 лет, так как уже к этому времени психика набирает устойчивость и стабильность, и динамическое изменение времени вызывает разные проблемы и соответственное решение их личностями различного возраста.
Глава 2. Анализ, исследование, полученные данные параметров жизнестойкости личности и стратегий совладеющего поведения у курсантов военных учебных заведений и у взрослых лиц при преодолении трудных жизненных ситуаций. Их анализ и выраженность по отношению друг к другу.
2.1 Задачи, методика, субъекты исследования.
Мое исследование состоит из анализа взаимосвязей между составляющими характеристик личности и копинг – стратегиями, образующих совладеющее поведение в трудных ситуациях.
Предметом моей работы по анализу и исследованию является анализ совладеющего поведения и параметров жизнестойкости в трудных ситуациях у курсантов и взрослых людей.
В исследовании также отражается взаимосвязь межу параметрами жизнестойкости и стратегией совладеющего поведения в трудных ситуациях, так как копинг – стратегия подразумевает комплекс всех мер, имеющих к этому отношение.
Основными задачами являются:
- методика выявления компонентов жизнестойкости и стратегий совладеющего поведения в трудных жизненных ситуациях;
- сравнительный анализ различных компонентов жизнестойкости;
- сравнительный анализ стратегий совладеющего поведения в трудных жизненных ситуациях;
- выявление взаимосвязи между различными компонентами жизнестойкости и стратегий совладеющего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Основными инструментами или методиками исследования являются: тест жизнестойкости С. Мадди. Этот тест необходим для определения компонентов жизнестойкости.