Файл: «Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (ООО «Оптовик»)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учетная политика предприятия считается одним из важнейших документов, которая позволяет налогоплательщику снизить налоговое бремя. Не секрет, что все большее количество предприятий и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более что этому содействует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретного предприятия. [21]

При разработке учетной политики необходимо решить следующие задачи:

1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности организации.

2. Создать оптимальную систему налогового учета.

3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

4. Создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации. [15]

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь предприятию, а не тем формальным документом, который предприятие, во избежание проблем, должно представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности предприятия.

Главными разделами учетной политики считаются: [19]

1. Порядок организации бухгалтерского учета.

2. Методы оценки активов и обязательств.

3. Порядок контроля за хозяйственными операциями.

4. Порядок документооборота и технология обработки учетной информации.

5. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия.

6. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

7. Формы первичных учетных документов.

8. Порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения.

Одним из первых подвергается тщательному анализу положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Указанное положение устанавливает, что в качестве основного средства предприятие принимает к бухгалтерскому учету активы, отвечающие одновременно следующим условиям: [13]

– применяются в производстве продукции, при выполнении работы или оказании услуг, либо для управленческих нужд предприятия;


– применяются в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью больше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

– предприятием не предполагается последующая перепродажа данных активов;

– способны приносить предприятию экономические выгоды в будущем.

Учетная политика предприятия позволяет налогоплательщику уменьшить налоговое бремя, опираясь на совершенно законные основания, содержащиеся в налоговом законодательстве Российской Федерации. [15]

Учетная политика позволяет оптимизировать налоговую базу в части двух налогов:

1) налога на добавленную стоимость;

2) налога на прибыль. [16]

Для правильного определения момента формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость необходимо определить момент получения предприятием денежных средств от своих покупателей: [9]

– если по условиям соглашения, связанным с предоставлением своим покупателям и заказчикам товаров, продукции, работ, услуг, предприятие получает денежные средства в качестве аванса или предоплаты, то в большинстве случаев, для нее не имеет значения момент формирования налоговой базы. Для таких предприятий в учетной политике для целей налогообложения может быть утвержден момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов;

– если оплата предоставленной продукции, товаров, работ, услуг осуществляется по истечении времени, т.е. в следующих временных периодах, то в учетной политике следует утвердить момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств.

Следующие направления оптимизации налогообложения следует рассмотреть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Ключевым моментом считается выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов, поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права признаются для целей налогообложения в соответствии со ст. 271 или ст. 273 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000г. № 117-ФЗ. [2]

Кассовый метод признания доходов и расходов приемлем не для всех предприятий. Если в части выбора методов признания доходов и расходов существуют ограничения, то нужно искать другие возможности минимизации налогообложения, которые и предоставляет Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000г. № 117-ФЗ. Для предприятий, признающих доходы и расходы от реализации товаров, работ, услуг по методу начисления имеет смысл рассмотреть вариант создания резервов. [13]


В целях упрощения для налогоплательщика процесса применения системы налогового учета наиболее целесообразно применить следующие подходы: [9]

1. Максимально приблизить принципы учетных процедур по регистрации и обработке фактов хозяйственной деятельности и построения форм регистров налогового и бухгалтерского учета. Один из возможных вариантов – разработка перечня счетов аналитического налогового учета и накопления и систематизации данных налогового учета на этих счетах, в том числе с применением принципа двойной записи. При автоматизированном ведении учета это позволит синхронизировать учетный процесс в бухгалтерском и налоговом учете, а значит, и снизить трудоемкость обработки данных первичных документов, избежать дублирования операций.

2. Установить обязательный минимальный состав регистров аналитического учета и перечень их реквизитов с возможностью его дополнения налогоплательщиком в соответствии со спецификой его деятельности. Это позволит сделать формы и технику ведения налогового учета более единообразной, а, следовательно, и упростить задачу контроля за правильностью его ведения. [19]

3. Выработать на основании единообразных принципов построения регистров налогового учета, их обязательного минимального состава и содержания единую методику формирования налоговой отчетности по налогу на прибыль. [16]

В комплексе это поможет упростить как процедуры исчисления налоговых обязательств по налогу на прибыль и подготовки налогоплательщиком налоговых деклараций, так и проведение мероприятий налогового контроля. [13]

Под оптимизацией налогов подразумевается не только сведение их к минимуму. Для организации основным фактором оптимизации считается максимальное количество средств, остающихся в их распоряжении, при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли и благосостояния владельцев предприятия. Любая  организация, решая задачи оптимизации налоговых платежей, выбирает одну из возможных моделей учета, которая дает ему разумное количество налоговых платежей.

3. АНАЛИЗ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ООО «ОПТОВИК»


3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Оптовик»

Основной целью своей деятельности, являясь коммерческим предприятием, ООО «Оптовик» преследует извлечение прибыли. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО «Оптовик» - оптово-розничное торговое предприятие (магазин, реализующий канцелярские товары).

Организационная структура ООО «Оптовик» является линейно-функциональной (рисунок 3). [14]

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Менеджер по снабжению

Товароведы

Продавцы-кассиры

Продавцы-консультанты

Менеджеры по сбыту

Склад

Начальник склада

Грузчики

Директор

Секретарь

Рисунок 3 – Организационная структура управления ООО «Оптовик»

Главной целью предприятия считается получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей. Продажа товаров осуществляется традиционным методом через прилавок. Высшим руководящим органом организации является директор, ему подчиняются бухгалтер, продавцы, товаровед и менеджер по снабжению. [26]

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности организации за 2015-2017 гг. [26]

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели ООО «Оптовик»

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение

2015/2017

(+,-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

1. Выручка, тыс. руб.

33 370

64 552

13 227

-20 173

-60,36

2. Себестоимость продаж, тыс. руб.

24 772

45 381

16 364

-8 408

-33,94

3. Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб.

0

0

0

0

0

4. Прибыль от продаж, тыс. руб.

8 598

19 171

-3 137

-11 735

-136,9

5. Прибыль до

налогообложения, тыс. руб.

9 267

19 118

8 501

-766

-8,26

6. Чистая прибыль, тыс. руб.

6 975

14 514

7 219

244

3,49

7. Стоимость основных средств, тыс. руб.

2 648

6 541

5 590

-951

-14,54

8. Стоимость активов, тыс. руб.

29 976

41 340

35 776

-5 564

-13,46

9. Собственный капитал, тыс. руб.

12 881

21 948

20 479

-1 469

-6,69

10. Заемный капитал, тыс. руб.

17 095

19 392

15 297

-4 095

-21,12

11. Численность промышленно-производственного персонала, чел.

123

123

132

9

10,73

12.Производительность труда, тыс. руб. (1/11)

270,3

524,81

100,2

-170,1

-37,06

13. Фондоотдача, руб. (1/7)

12,6

9,86

2,37

-9,87

-18,8

14. Оборачиваемость активов, раз (1/8)

1,11

1,56

0,37

-0,74

-33,3

15.Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (6/9)·100%

54,14

66,13

35,25

-18,89

-65,1

16. Рентабельность продаж, % (4/1)·100%

25,76

29,7

-23,7

-49,46

-92

17. Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения, % (5/(9+10))·100%

30,91

46,24

23,76

-7,15

-7,6


Как видно из представленной таблицы 1 в организации в 2017 году существенно понизились доходы по обычным видам деятельности, так в сравнении с 2015 годом выручка от реализации услуг понизилась на 60,36 %. При этом в 2017 году возрастают прочие доходы на 11 109 тыс. руб. по сравнению с 2015 годом. Чистая прибыль ООО «Оптовик» в 2017 году повышается на 244 тыс. руб. или 3,49 %. Горизонтальный анализ состоит в сопоставлении финансовых данных предприятия за три предшествующих периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать определенные выводы. Горизонтальный анализ баланса предприятия ООО «Оптовик» представлен в таблице 2. [26]

Таблица 2 – Горизонтальный анализ баланса (тыс. руб.)

Статья

Сумма, в тыс. руб

Абсолютное изменение, в тыс. руб.

Относительное изменение, в %

2015

2016

2017

2013/

2014

2014/

2015

2013/

2014

2014/

2015

I. Внеоборотные активы

Основные средства

2648

6541

5590

3893

-951

147,02

-14,54

Итого по разделу I

2648

6541

5590

3893

-951

147,02

-14,54

II Оборотные активы

Запасы

1286

1071

777

-215

-294

-16,72

-27,45

сырье и материалы

1286

1029

745

-257

-284

-

-27,60

доходы будущих периодов

0

42

32

42

-10

-

-23,81

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

16

0

0

-16

0

-100,0

-

Краткосрочная дебиторская задолженность

10552

23936

23396

13384

-540

126,84

-2,26

в том числе покупатели и заказчики

9126

21563

19326

12437

-2237

136,28

-10,37

Продолжение таблицы 2

Статья

Сумма, в тыс. руб

Абсолютное изменение, в тыс. руб.

Относительное изменение, в %

2015

2016

2017

2013/

2014

2014/

2015

2013/

2014

2014/

2015

Денежные средства

15474

9792

6013

-5682

-3779

-36,72

-38,59

Итого по разделу II

27328

34799

30186

7471

-4613

27,34

-13,26

Баланс

29976

41340

35776

11364

-5564

37,91

-13,46

III. Капитал и резервы

Уставный капитал

10

10

10

0

0

0,00

0,00

Нераспределенная прибыль

12871

21938

20469

9067

-1469

70,45

-6,70

Итого по разделу III

12881

21948

20479

9067

-1469

70,39

-6,69

IV. Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

17095

19392

15297

2297

-4095

13,44

-21,12

поставщики и подрядчики

14777

15213

14635

436

-578

2,95

-3,80

перед персоналом организации

656

1485

335

829

-1150

126,37

-77,44

перед государственными внебюджетными фондами

159

81

36

-78

-45

-49,06

-55,56

по налогам и сборам

444

2521

285

2077

-2236

467,79

-88,69

прочие кредиторы

1059

92

6

-967

-86

-91,31

-93,48

Итого по разделу V

17095

19392

15297

2297

-4095

13,44

-21,12

Баланс

29976

41340

35776

11364

-5564

37,91

-13,46