Файл: Организационная культура и стратегия управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опросник применяется для самооценки уровня удовлетворенности работой, как личности, так и коллектива в целом, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Итоговый показатель может колебаться от 14 до 70 баллов. Бланк опросника и ключ в Приложении 3.

Если результат равен 40 баллам и более, то есть основания говорить о неудовлетворенности профессиональной деятельностью. И, напротив, если он меньше 40 баллов, можно судить об удовлетворенности работой.

Настоящая методика может также применяться для оценки удовлетворенности работой целого коллектива (группы). В таком случае используются средние величины показателей. При этом оценка результатов производится по следующей шкале;

15-20 баллов - вполне удовлетворены работой;

21-32 балла - удовлетворены;

33-44 балла - не вполне удовлетворены;

45-60 баллов - не удовлетворены;

более 60 баллов - крайне не удовлетворены.

Анализ и обсуждение результатов исследования

С помощью методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Властелин» были получены первичные данные, они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Первичные данные по методике диагностики организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Властелин»

Типы культуры

Работники

Теперь

Предпочтительно

А

В

С

D

А

В

С

D

1

160

140

160

240

280

110

130

180

2

140

180

170

210

280

90

130

200

3

100

90

290

220

140

280

170

110

4

140

100

210

250

140

240

210

110

5

120

170

220

190

320

170

150

160

6

215

100

220

165

220

90

235

165

7

75

75

250

300

75

75

250

300

8

170

180

140

210

130

80

190

300

9

130

120

260

190

205

135

205

165

10

210

165

110

195

230

180

130

160

11

105

115

250

230

170

185

175

170

12

155

155

195

195

185

175

455

185

13

135

135

175

255

265

165

135

135

14

165

140

190

205

225

170

125

160

15

215

145

135

195

150

200

200

150

16

100

90

290

220

140

280

170

110

17

140

100

210

250

140

240

210

110

18

120

170

220

190

320

170

150

160

19

215

100

220

165

220

90

235

165

20

75

75

250

300

75

75

250

300


Анализ первичных данных представлен в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Результаты по методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Властелин»

Тип организационной культуры

имеющейся организационной культуры

предпочтительной организационной культуры

1

клановая

260,7

493,6

2

адхократична

280,7

365

3

рыночная

440

300,7

4

иерархическая

497,2

343,6

Рисунок 1. Графический профиль имеющейся и предпочтительной организационной культуры в организации ООО «Властелин»

Примечание:

- Профиль имеющейся организационной культуры организации ООО «Властелин».

- Профиль предпочтительной организационной культуры организации ООО «Властелин».

1 - клановая культура;

2 - адхократическая культура;

3 - рыночная культура;

4 - иерархическая культура.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, на сегодняшний момент в данной организации доминируют типы иерархической и рыночной организационных культур с небольшим преобладанием иерархического типа организационной культуры. Следовательно, работа в данной организации четко структурирована и формализована. Действия и поведение работников подчиняются нормам и правилам, зафиксированным в определенных документах. Всех членов подразделения связывают формальные отношения. Имеется тенденция стремления к неизменности и стабильности. Согласно профиля предпочтительной организационной культуры можно сделать вывод, что сотрудники организации желали бы, чтобы доминировал тип клановой организационной культуры.

На рисунке 1 видно, что различия между текущим и предпочитаемым типом организационной культуры в данном подразделении незначительны на осях адхократической и рыночной типов культур. Тогда как различия между имеющимися и предпочитаемыми уровнями клановой и иерархической типов организационных культур относительно велики.

Таким образом, в организации ООО «Властелин», с классическим типом, где сотрудники находятся в офисе перед непосредственным руководителем, выявляется доминирующие типы иерархической и рыночной организационных культур с преобладанием иерархического типа организационной культуры.


С помощью методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Марс» были получены первичные данные, они представлены в таблице 3.

Таблица 3

Первичные данные по методике диагностики организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Марс»

Типы культуры

Работники

Теперь

Предпочтительно

А

В

С

D

А

В

С

D

1

125

135

240

210

145

120

175

245

2

100

100

350

150

160

110

290

140

3

165

130

215

190

185

155

215

145

4

160

170

200

170

180

150

180

170

5

100

195

280

125

265

160

145

130

6

195

180

175

150

195

165

160

130

7

160

170

200

170

180

150

180

170

8

160

145

205

190

175

135

195

195

9

160

170

200

170

180

150

180

170

10

140

260

140

160

270

115

105

210

11

165

165

175

195

185

175

165

195

12

120

165

235

180

160

150

195

195

13

160

170

200

170

180

150

180

170

14

115

160

200

225

165

180

175

180

15

190

120

160

230

190

110

175

225

16

160

170

200

170

180

150

180

170

17

100

195

280

125

265

160

145

130

18

195

180

175

150

195

165

160

130

19

160

170

200

170

180

150

180

170

20

160

145

205

190

175

135

195

195


Анализ первичных данных представлен в таблице 4 и на рисунке 2.

Таблица 4

Результаты по методики исследования организационной культуры (OCAI) в организации ООО «Марс»

Тип организационной культуры

имеющейся организационной культуры

предпочтительной организационной культуры

1

клановая

316,4

402,2

2

адхократична

347,9

310,7

3

рыночная

453,6

387,8

4

иерархическая

383,7

381,4

Рисунок 2. Графический профиль имеющейся и предпочтительной организационной культуры организации ООО «Марс»

Примечание:

- Профиль имеющейся организационной культуры организации ООО «Марс».

- Профиль предпочтительной организационной культуры организации ООО «Марс».

1 - клановая культура;

  1. - адхократическая культура;

3 - рыночная культура;

4 - иерархическая культура.

Как видно из таблицы 4 и рисунка 2, на сегодняшний момент в организации ООО «Марс» доминирует тип рыночной организационной культуры. Следовательно, данное предприятие ориентировано на соперничество между работниками, на достижение поставленной цели любой ценой. От работников требуется предприимчивость, твердость, невосприимчивость к нервному напряжению. Главное - выполняемая работа. Так как в целом поддерживается соревновательный дух, коллективные решения принимаются редко.

Предпочитаемым является клановый тип организационной культуры. Хотя это не ярко выражено на фоне рыночного и иерархического типов организационной культуры. Можно отметить, что работники данного предприятия желают проявления трех типов организационной культуры: кланового, рыночного и иерархического.

Таким образом можно сделать вывод о том, в организации ООО «Марс» нового типа, где сотрудники взаимодействуют вне офиса посредством факсимильной связи, доминирует рыночная организационная культура, а предпочтение отдается клановой организационной культуре.

Сравнительный анализ позволил установить, что в организации ООО «Властелин» классического типа на данный момент наблюдается иерархический тип организационной культуры, а в организации ООО «Марс» нового типа - рыночный тип организационной культуры. Для выявления различия между двумя организациями нами применялся t - критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y связанных выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Проверим гипотезы о том, что в организации ООО «Властелин» и ООО «Марс» типы организационной культуры приблизительно равны - H0 и различны - H1, результаты представлены в таблице 5.


Таблица 5

Статистический анализ по методике исследования организационной культуры (OCAI)

Тип организационной культуры

Организация ООО «Властелин»

Организация ООО «Марс»

Уровень статистической

значимости различий

Гипотеза

клановая

4,818

6

0,1077

0: Нет различий

адхократична

6,364

7,636

0,0315

1: Есть различия

рыночная

7,455

9,773

0,0085

1: Есть различия

иерархическая

10,5

10,95

0,038

1: Есть различия

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза частично подтвердилась, предположение о том, что существуют различия во взаимодействии сотрудников в организациях нового типа по параметрам организационной культуры.

Первичные данные сотрудников ООО «Властелин» и ООО «Марс» по опроснику личностной и групповой удовлетворенности работой представлены в таблице 6.

Таблица 6

Первичные данные по опроснику личностной и групповой удовлетворенности работой в двух организациях

ООО «Властелин»

ООО «Марс»

1

42

45

2

42

26

3

22

30

4

29

30

5

31

27

6

40

33

7

37

37

8

45

30

9

32

37

10

48

42

11

34

33

12

38

30

13

42

40

14

39

27

15

31

53

16

36

30

17

36

38

18

39

43

19

40

35

20

35

43