Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Теория организации и организационное поведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры: Изучение дисциплины связано со следующими дисциплинами профессионального цикла: «Реализация стратегий и управление стратегическими изменениями», «Современные системы менеджмента», «Управление производительностью труда».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указываются в соответствии с ФГОС ВПО):

Профессиональные:

знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Знать:

  • основные современные теории организации, их особенности и специфику;

  • основные методы формирования и прогнозирования организационного поведения человека;

Уметь:

  • управлять развитием организации, осуществлять анализ и разработку стратегии организации;

  • прогнозировать и формировать поведение сотрудников организации;

  • выявлять перспективные направления научных исследований в области теории организации и организационного поведения, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования.

Владеть:

  • методикой построения организационно-управленческих моделей;

  • методами прогнозирования и формирования организационного поведения человека.


1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

МОДУЛЬ 1. Современная концепция организации ( 3 ч.)

Тема 1.1. Общая характеристика организации ( 1 ч.)

Системная концепция в теоретико-содержательном представлении понятия «организация».


Основные принципы современной организации.

Жизненный цикл организации.

Тема 1.2. Современные подходы к анализу организации ( 1 ч.)

Организация как система центров принятия решений (Г. Саймон, Дж. Марч, Р. Сайерт)

Организация как открытая система (Д. Катц, Р. Кан)

Концепция социотехнической организации (Э. Трист и др.)

Ситуационный подход к анализу организаций (П. Лоуренс, Дж. Лорш, Ф. Каст и др.)

Основания типологии организаций (А. Этциони, П. Блау, Г. Минтцберг и др.)

Тема 1.3. Строение организации ( 1 ч.)

Понятие организационной структуры

Иерархические структуры

Органические структуры

Современные и перспективные организационные структуры

МОДУЛЬ 2. Организационное развитие и изменения ( 3 ч.)

Тема 2.1. Организационное развитие ( 2 ч.)

Понятие организационного развития

Характеристики процесса организационного развития

Модель циклов развития организации Л. Данко

Модель этапов и кризисов роста организации Л. Грейнера
Тема 2.2.Классификация и причины изменений. Управление переходным процессом ( 1 ч.)

Классификация изменений

Причины преобразований

Подходы к управлению изменениями

Сопротивление сотрудников как фактор замедления изменений

Базовые модели в управлении изменениями
МОДУЛЬ 3. Организационное поведение и эффективность организации ( 3 ч.)

Тема 3.1.Основные аспекты организационного поведения ( 2 ч.)

Организационное поведение как междисциплинарное исследование

История становления организационного поведения

Организационное поведение на современном этапе и тенденции его развития

Прикладные аспекты организационного поведения
Тема 3.2. Власть влияние и лидерство в организации ( 1 ч.)

Власть и политические аспекты в жизни организации

Основные подходы к изучению лидерства

Современные проблемы лидерства
МОДУЛЬ 4. Управление индивидуальным поведением и поведением групп ( 2 ч.)

Тема 4.1. Трудовая мотивация: модели, приемы и проблемы ( 1 ч.)

Теории мотивации

Методы мотивации

Управление поведением как мотивирование

Построение систем мотивации

Особенности мотивации в периоды профессионального роста
Тема 4.2. Формирование группового поведения в организации ( 1 ч.)

Группа и команда, основные отличия

Групповая динамика. Этапы развития команды

Роли в команде и их распределение

Алгоритм создания эффективной команды. Обратная связь

МОДУЛЬ 5. Коммуникативное поведение в организации ( 1 ч.)

Тема 5.1 Коммуникации в организациях ( 1 ч.)

Коммуникации как процесс

Межличностные коммуникации

Организационные коммуникации

Коммуникационные барьеры организаций
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Тема 1.1. Общая характеристика организации (2 ч.)

1. Организация как объект управления. Организационная структура. Классификация организационных структур. Типы организаций по взаимодействию подразделений (групп). Модель «организация/внешняя среда». Понятие рыночной и технологической среды.

2. Типы организации по взаимодействию с внешней средой и их характеристика (механистическая, органическая, с технологической доминантой, с рыночной доминантой). Основные различия механистического и органического типов организаций.

3. Современный подход к управлению организацией. Рефрейминг. Реструктуризация. Оживление. Обновление. Характеристика основных этапов жизненного цикла организации.
Тема 1.2. Современные подходы к анализу организации (4 ч.)

1. Организация как система центров принятия решений (Г. Саймон, Дж. Марч, Р. Сайерт)

2. Организация как открытая система (Д. Катц, Р. Кан)

3. Концепция социотехнической организации (Э. Трист, А.Райс и др.)

4. Законы организаций (классификация законов, роль А.Богданова в выявлении и формулировке законов организации)

5. Основания типологии организаций (А. Этциони, П. Блау, Г. Минтцберг и др.)

6. Ситуационный подход к анализу организаций (П. Лоуренс, Дж. Лорш, Ф. Каст и др.)

7. Организационная культура (А.Петтигрю, С.Роббинс, Э Шейн)

8. Административная теория организации (А.Файоль, Л.Урвик, Д.Д.Муни, А.К.Райли, А.П.Слоун.)

9. Анализ моделей жизненного цикла организации (Л. Грейнер, И. Адизес, E.H. Емельянов и С.Е.Поварницына, Б.З. Мильнер, Э.А. Смирнов)

10. Классическая теория организации (Ф.У.Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилбрет, Г.Гант, Г.Эммерсон, Г. Форд)
Тема 2.1. Организационное развитие (2 ч.)

1. Организационное развитие. Модель проведения изменений в организации. Программы организационных изменений. Методы организационных изменений. Оценка программ изменений организации.

2. Сопротивление изменениям. Управление сопротивлением в организации. Функциональное и дисфункциональные поведение сотрудников. Методы управления сопротивлением изменениям.

4. Интервенция организационного развития: определение, классификация.

3. Инновационное поведение организации. «Силовые поля» нововведений. Инновационные управленческие коммуникации.

Тема 2.2. Классификация и причины изменений. Управление переходным процессом (2 ч.)

1. Базовая модель организационных преобразований. Противодействие преобразованиям. Двигатели преобразований в организации, барьеры на пути преобразований. Взаимозависимость перемен. Ключевые стадии успешных преобразований.

2. Управление организационной культурой. Факторы, обусловливающие необходимость изменения организационной культуры. Факторы, препятствующие успешному изменению организационной культуры. Социализация и индивидуализация. Методы изменения организационной культуры.

3. Методы изменений индивидуумов и групп. Методы индивидуальных преобразований. Подходы к групповым преобразованиям.
Тема 3.1. Основные аспекты организационного поведения (2 ч.)

1. Понятие организационного поведения. Основное содержание организационного поведения, его влияние на управленческие процессы и конкретные проявления результатов.

2. Характеристика моделей организационного поведения.

3. Предпосылки зарождения организационного поведения. Школа научного менеджмента. Классическая школа управления. Производственная психология и школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Развитие теорий организационного поведения на современном этапе.

4. Поведенческие ресурсы управления. Модель управленческой ориентации руководителя. Управление поведением клиентуры. Целевая направленность поведения.
Тема 3.2. Власть влияние и лидерство в организации (2 ч.)

1. Власть в организации. Каналы власти. Власть принуждения. Власть влияния. Власть компетенции. Власть информации. Власть должностного положения. Власть авторитета. Власть награждать.

2. Понятие лидерства. Лидерство и руководство. Лидер и менеджер. Проблемы лидерства, его природа и сущность.

3. Личностный, поведенческий, процессный и ситуационный подходы к лидерству. Исследования К. Левина. Деспотичное лидерство, лидерство, допускающее участие (открытое, демократическое), номинальное лидерство (laissez-faire). Огайский подход. Теории лидерства. «Решетка» лидерства. Теория трансформирующего лидерства. Теория вертикальной парной связи. Модель случайного лидерства Фидлера. Модель П. Херши и К. Бланшарда. Нормативная модель Врума — Йеттона — Яго. Заменители лидерства.

Тема 4.1. Трудовая мотивация: модели, приемы и проблемы (2 ч.)

1. Роль человеческого фактора в современном обществе. Подходы к поощрению работников. Понятие и механизм мотивации. Общая характеристика мотивационного процесса. Побуждения (мотивы), потребности, вознаграждения.


2. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Теория «достижения/власть» Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Модель ERG К. Альдерфера.

3. Процессные теории мотивации. Теория подкрепления. Теория ожиданий. Модель Портера — Лоулера. Теория справедливости.

4. Современные теории мотивации. Взаимообусловленность мотивации персонала и результативности организации.
Тема 4.2. Формирование группового поведения в организации (2 ч.)

1. Понятие группы, ее особенности. Типы групп и их структура. Общая характеристика группы. Размер группы, целевое назначение, природа образования, гомогенность, фоновые свойства, степень открытости, сплоченность, статус членов группы. Факторы, содействующие сплоченности группы. Последствия сплоченности.

2. Факторы, влияющие на формирование группы. Взаимодействие индивида и группы. Формальные и неформальные группы в организации. Возможности группового влияния.

3. Функции и роли членов группы. Распределение ролей.

4. Влияние и подчинение в группе. Разновидности подчинения. Факторы, объясняющее подчинение. Факторы, влияющие на подчинение. Социальное воздействие. Роль большинства и меньшинства в достижении социального консенсуса.

5. Солидарное поведение. Виды солидарного поведения. Факторы, влияющие на солидарное поведение. Эффекты сотрудничества и конкуренции.

6. Групповая работа: значение, роль, классификация методов.
Тема 5.1 Коммуникативное поведение человека в организациях (2 ч.)

1. Характеристика коммуникативного поведения человека в организации. «Коммуникативное пространство» и «коммуникативное поведение» руководителя. Типы коммуникативного поведения.

2. Природа конфликта. Понятие и сущность конфликта. Виды конфликтов. Теория группового конфликта М. Шерифа (РТГК) Основные стадии и механизм конфликта. Различные подходы к оценке конфликта и его влияния на деятельность организации. Оптимальный уровень конфликта. Теория вмешательства в конфликтные ситуации. Причины конфликта и источники его возникновения. Основные этапы процесса конфликта. Типы реакции на конфликт. Стили, методы и типология конфликтного поведения. Роль конфликта в современной организации.

3. Понятие стресса. Источники стресса. Рабочие факторы стресса. Нерабочие факторы стресса. Поведенческие типы А и В. Модель стресса. Характер влияния стресса на человека. Проявления стресса. Защитные стратегии. Управление стрессом. Индивидуальные методы управления стрессом. Роль организации в управлении стрессом.