Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Теория организации и организационное поведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Личностное деловое поведение: саморегуляция, инициативное деловое поведение. Удовлетворенность сотрудников трудовой деятельностью.

Практическая работа №10. Итоговое занятие (4 ч. )

Выполнение упражнений по пройденному курсу.

3. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Роль и значение организаций в обществе

  2. Признаки организации

  3. Организация как открытая система

  4. Понятие, признаки и свойства систем

  5. Классификация систем

  6. Социальная организация как социальный институт

  7. Социальная организация как социальная деятельность

  8. Социальная организация как характеристика степени упорядоченности объекта

  9. Классификация организаций

  10. Единичные организационные формы

  11. Групповые организационные формы

  12. Принципы построения организационных структур

  13. Виды связей в организационных структурах

  14. Характеристика иерархических структур

  15. Характеристика органических структур

  16. Особенности линейных организационных структур

  17. Особенности функциональных организационных структур

  18. Особенности линейно-функциональных организационных структур

  19. Особенности штабных организационных структур

  20. Особенности дивизиональных организационных структур

  21. Особенности проектных организационных структур

  22. Особенности матричных организационных структур

  23. Анализ понятия организационного развития

  24. Цели организационного развития

  25. Характеристики процесса организационного развития

  26. Понятие жизненного цикла организации. Модель И. Адизеса

  27. Модель циклов развития организации Леона Данко

  28. Модель этапов и кризисов роста организации Лари Грейнера

  29. Классификация изменений в организации

  30. Факторы, влияющие на изменение в организации

  31. Формула перемен Ричарда Бекхарда и Дейвида Глейтчера

  32. Модель процесса организационных изменений Курта Левина

  33. Модель процесса организационных изменений Рональда Липитта

  34. Модель «переходного периода» в процессе организационных изменений

  35. Модель «постепенного наращивания» в процессе организационных изменений

  36. Модель EASIER в процессе организационных изменений

  37. Организационное поведение как междисциплинарное исследование

  38. История становления организационного поведения

  39. Организационное поведение на современном этапе и тенденции его развития

  40. Прикладные аспекты организационного поведения

  41. Власть и политические аспекты в жизни организации

  42. Основные подходы к изучению лидерства

  43. Современные проблемы лидерства

  44. Анализ базовых теорий мотивации

  45. Методы мотивации

  46. Управление поведением как мотивирование

  47. Основные аспекты построения систем мотивации

  48. Особенности мотивации в периоды профессионального роста

  49. Группа и команда, основные отличия

  50. Групповая динамика. Этапы развития команды

  51. Роли в команде и их распределение

  52. Алгоритм создания эффективной команды. Обратная связь

  53. Коммуникации в организациях как процесс

  54. Особенности межличностных коммуникаций

  55. Особенности организационных коммуникаций

  56. Коммуникационные барьеры организаций


3. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Курсовой проект (работа), рефераты учебным планом не предусмотрен.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:


  1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - М.:Финансы и статистика, 2007. - 224 с.

  2. Дафт Р. Теория организации. Учебник – М: ЮНИТИ, 2006 г. – 736 с.

  3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение.- М.: Экономисть, 2009.- 665 с.

  4. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – М.: КноРус, 2011 г. – 432 с.

  5. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и ПР М.:ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: «МарТ», 2007.- 416 с.

  6. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. - М.: Академический проект, Трикста, 2009.-1136 с.

  7. Красовский Ю.Д.Архитектоника организационного поведения.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 320 с.

  8. Красовский Ю.Д.Организационное поведение.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 485 с.

  9. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2007 г. – 432 с.

  10. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008 г. – 464 с.

  11. Лютенс Ф. Организационное поведение: Университетский учеб¬ник: Пер с англ. -7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 692 с.

  12. Молл Е.Г.Менеджмент: Организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 2007.-160 с.

  13. Ньюстром Дж.В., Девис К.Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте./ Пер с англ.- СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

  14. Роббинз С.Основы организационного поведения. – М.: Вильямс, 2009 г. – 448 с.

  15. Сергеев А. М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2008 г. – 288 с.

  16. Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-189 с.

  17. Спивак В.А.Организационное поведение и управление персоналом.- СПб.: Питер, 2008.- 234 с.

  18. Стровский Л.Е. Кросс-культурные коммуникации в между¬народных экономических отношениях. - Екатеринбург: Изд-во ИПК УГГУ, 2009.- 256 с.

  19. Томилов В.В. Культура предпринимательства. - Спб.: Пи¬тер, 2008.-368 с.

  20. Шейн Э. Организационная культура и лидерство.- СПб., 2007., 236 с.

  21. http://window.edu.ru/resource/010/75010Калашникова Т.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 138 с.

  22. http://window.edu.ru/resource/982/40982 Хлыстова О.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2007. - 295 с.

  23. http://window.edu.ru/resource/872/66872 Старкова Н.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТА, 2007. - 174 с.



Дополнительная литература


  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.; М., 2009.- 189 с.

  2. Бишоп С., Тейлор Д. Тренинг изменений в организации.- СПб., 2009.-156 с.

  3. Грушевицкая Т.Г., Попков Д.Д., Садохин A.M. Основы меж¬культурной коммуникации. / Под ред. АЛ. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 356 с.

  4. Гуляр Ф.Ж., Джеймс К. Преобразование организа¬ции: Пер. с англ. - М.: Дело, 2009. - 376 с.

  5. Занковский А. Н. Организационная психология. - М., 2008. -234 с.

  6. Зданюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотиви¬рования. Киев: Эльга-Н, Ника-центр, 2009. - 347 с.

  7. Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами. - СПб.:Питер, 2007.- 286 с.

  8. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирова¬ния. - М.: ОАО Типография «Новости», 2008. - 201 с.

  9. Красовский Ю.Д.- Мир деловой игры. - М.: Экономика, 2008. - 204с.

  10. Крегер О. Типы людей и бизнес / О. Крегер, Дж.Тьюсон.- М.: Персей-Вече-АСТ, 2007. -306 с.

  11. О'Шонесси Дж. Принципы управления фирмой: Пер с англ.- М.: МТ-Пресс, 2010. - 292 с.

  12. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессио¬нальной деятельности. - СПб.: Питер, 2008.-179 с.

  13. Пригожий А.И. Современная социология организаций.- М.: Наука, 2007. - 358 с.

  14. Спивак В. А. Корпоративная культура. Теория и практика. СПб.: Пи¬тер, 2008.- 206 с.

  15. Томилов В.В. Культура предпринимательства (Деловые игры, практикумы, ситуации): Учебное пособие. СПб.: Изд-во Питер, 2008.- 248 с.

  16. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. - Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки фин. и управленческих кадров. - М.: «Новости», 2009.- 199 с.

  17. Холл Р. Организации: Структуры, процессы, результаты. - СПб., 2008.- 348 с.

  18. Фролов С. С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2007. - 378 с.

  19. Фрейджер Р., Фейдиман Д. Личность: Теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2007. - 243 с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Направление подготовки: 080200.68 «Менеджмент»

Программы подготовки: «Стратегический менеджмент», «Маркетинг»,


«Финансовый менеджмент»

г. Владивосток

2012

содержание ЛЕКЦИОННОЙ части курса
Раздел 1. Современная концепция организации (3 ч.)

Тема 1.1. Общая характеристика организации (1 ч.)

Рассмотрим организацию как основную единицу рыноч­ной экономики, где принимаются управленческие решения.

Организация представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, имеющее определен­ный набор взаимосвязанных целей.

Организация как система представляет собой совокупность взаи­мосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней сре­дой. В любой организации реализуются три ключевых процесса: полу­чение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.

Основные потоки в организации (на входе системы — поступле­ние материалов, рабочей силы, капитала; на выходе — готовый про­дукт (товары, услуги)) представлены на рисунке:

Организация как система координации поведения людей обеспе­чивает процесс достижения целей. Деятельность участников организа­ции реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности уста­новленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфлик­тами, организационную культуру и др. Все организации вне зависимо­сти от целей, типа и конечного результата имеют общие для всех слож­ных организаций характеристики.

  1. Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и ин­формация. Цели всякой организации (производственной или обслу­живающей) включают преобразование ресурсов.

  2. Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых ха­рактеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и по­требителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабиль­на, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее измене­ний, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

  3. Горизонтальное разделение труда. Очевидной характеристикой для любой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на диффе­ренциацию функций. Классический пример горизонтального разделения труда на предприятии: производство, маркетинг, финансы, контроль.

  4. Подразделения. Любая сложная организация состоит из подраз­делений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие подразделения часто назы­ваются отделами или службами. Как и целая организация, частью ко­торой они являются, подразделения представляют собой группы лю­дей, деятельность которых сознательно координируется для достиже­ния общей цели.

  5. Вертикальное разделение труда. Работа организации связана с иерархией управления, она разделяется на составляющие части (кто-то должен координировать работу, чтобы она была успешной). Вер­тикальное разделение отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления организацией.

  6. Необходимость управления. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей, полномочий и ответ­ственности. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вер­тикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. По­этому управление является существенно важной деятельностью для любой организации.


Организация любой компании связана с большим количеством разнообразных видов работ.

Для нормальной работы любая компания должна:

  • разработать миссию компании;

  • разработать цели и стратегию;

  • распределить функции производства и управления; •распределить задания между работниками;

  • организовать связи и порядок;

  • приобрести или модернизировать технологию производства;

  • наладить систему стимулирования, снабжения, сбыт;

  • организовать производство;

  • контролировать;

  • обучать;

  • информировать;

  • реагировать на изменения.

Необходимо учитывать, что главными элементами любой орга­низации являются люди. Поэтому для достижения поставленных целей "очень важно укомплектовать штат профессионально пригод­ными специалистами и правильно распределить роли.

Тема 1.2. Современные подходы к анализу организации (1 ч.)

До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.