Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Теория организации и организационное поведение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (РПУД) ДИСЦИПЛИНЫ
Приверженность к организации и факторы ее формирования
Типы приверженности организации
Формальные и неформальные группы внутри организации
Понятие и роль коммуникаций в управлении
Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
Сдельная оплата труда — система вознаграждения, в соответствии с которой уровень оплаты труда работника определяется количеством произведенных им и соответствующих стандартам качества единиц продукции.
Семантика — наука о значении единиц языка.
Семантические барьеры - ограничения коммуникаций, связанные с многообразием значений используемых в сообщениях символов.
Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.
Сенсорный тип личности — психологический тип личности, для которого все реально, существует, находится рядом. Такие люди предпочитают учиться на фактах, которые им преподносятся последовательно.
Символы — объекты, с которыми компания хочет ассоциироваться в глазах окружающих.
Символы статуса - видимые, внешние признаки, которые принадлежат индивиду или его рабочему месту и подтверждают его социальный ранг.
Синергизм — стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий.
Система — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, т.е. некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Система организационного поведения — совокупность элементов, отражающих философию организации, определяющих ее культуру и характеризующих видение, миссию, цели организации, ценностные предпочтения ее сотрудников. Описывает механизмы побуждения сотрудников к действиям, направленным на достижение целей организации.
Система тронного вознаграждения — практика, предполагающая удовлетворение потребностей и достижений сотрудников организации и социальной системы в целом.
Системный подход к организационному поведению - предполагает, что организация есть совокупность множество элементов и частей, каждая из которых сложным образом влияет на все остальные.
Ситуационная (вероятностная) модель лидерства — модель, основанная на предположении о том, что адекватный стиль руководства определяется оценкой менеджером текущей ситуации мак благоприятной, неблагоприятной или промежуточной.
Ситуационный (вероятностный) подход к изучению лидерства — базируется на вероятностных теориях лидерства, учитывает не только внутренние факторы, но и влияние внешней среды. Является наиболее современным и чаще всего используемым на практике, в основе его лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в ходе анализа природы управленческой ситуации и определения ключевых факторов.
Ситуационный подход к организационному поведению — ориентирован на то, что достижение эффективных результатов в различных внешних обстоятельствах предполагает использование разных поведенческих методов.
Согласие — подчинение вопреки своим собственным взглядам и предпочтениям. Наименее привлекательный вид подчинения, которое придает ему негативное значение, даже когда оно может быть оправданно или понятно.
Содержательные теории мотивации — основана идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Создание буфера — один из подходов к реализации стратегии минимизации межкультурных различий, предполагающий создание региональных штабов для координации деятельности национальных организаций и поиска возможности использования эффекта синергии с целью сочетания глобальной интеграции с местными условиями.
Создание глобальной корпоративной культуры — один из подходов к реализации стратегии минимизации межкультурных различий. В компаниях, использующих данный подход, разрабатывается единая корпоративная культура, при этом корпоративная культура материнской компании остается, как правило, доминирующей.
Создание организации с высокой степенью вовлеченности работников — один из подходов к построению структуры, обеспечивающей создание мотивационного окружения; имеет целью обеспечить условия, в которых сотрудники будут прилагать больше усилий для достижения поставленных целей. Возник как важное направление использования теорий трудовой мотивации.
Сознательное поведение — один из видов солидарного организационного поведения, заключающийся в согласии с организационными нормами подразделений, т.е. с кармами, которые не являются обязательными для менеджеров более высокого уровня.
Солидарное («гражданское») организационное поведение — добровольные действия сотрудников, направленные на достижение целей компании, выполнение ее миссии.
Солидарность
— подчинение в случае, когда человек уважает или одобряет тех, кто предлагает предпринять какие-либо действия, основанное либо на желании завоевать расположение других, либо на попытке подражать и следовать их поведению.
Сопричастность — проявляется, когда, люди исполняют просьбы или приказы других, потому что они соответствуют их собственным взглядам и оценкам и воздействуют на них положительно. Сопричастность не является подчинением в полном смысле этого слова, поскольку подчинение предполагает поведение, отличное от того, которое обычно свойственно человеку, когда он один.
Сопричастность деятельности организации — степень, в которой сотрудник идентифицирует себя с организацией и стремится к активному участию в ее деятельности.
Сопротивление изменениям — любые поступки работников, направленные на дискредитацию, задержки или противодействие осуществлению перемен в процессе труда.
Соревнование — один из индивидуальных типов реакции на конфликт. Это такой тип поведения, когда человек старается удовлетворить свои интересы за счет противоположной стороны.
Сотрудничество — один из индивидуальных типов реакции на конфликт. Заключается в готовности понять противоположную точку зрения при преследовании своих интересов. В данном случае принято считать, что может быть найдено решение, удовлетворяющее обе стороны.
Социализация — непрерывный процесс передачи ключевых элементов культуры организации ее сотрудникам, включающий в себя как официальные, так и неофициальные методы, направленные на формирование определенных установок и поведения работников. В процессе социализации человек познает и признает своими ценности, позиции, веру и манеру поведения, принятые в данной культуре, обществе, организации или отделе.
Социальная ответственность — признание того, что организации оказывают значительное влияние на социальную систему, которое должно быть соответствующим образом учтено в ее деятельности.
Социальная поддержка — совокупность различных видов деятельности и взаимоотношений, удовлетворяющая потребности работника в поддержке, уважении и положительной оценке результатов труда.
Социальная система — сложный комплекс отношений, возникающих в результате различных взаимодействий индивидов.
Социальное (косвенное) научение — приобретение навыков посредством наблюдения за действиями других людей и подражания им, т.е. моделирование своего поведения на основе их примера.
Социальное равновесие — динамическое равновесие между взаимозависимыми частями некоторой системы.
Социальное содействие — стремление членов группы внести дополнительный вклад в решение задачи просто потому, что они работают в обществе других людей.
Социальные группы - в основном создаются и существуют для проведения досуга и развлечения своих членов.
Сплоченность — степень, в которой члены группы поддерживают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремятся к пребыванию в рядах коллектива.
Сплоченность группы — это показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели, это заинтересованность членов группы в ее существовании.
Сравнение издержек и вознаграждения — процесс, в ходе которого работники определяют и сравнивают свои издержки и полученное денежное поощрение, приблизительно определяя точку их равенства.
Статус - социальный ранг личности в группе, мера уровня признания, уважения и принятия личности окружающими. Это относительная позиция человека внутри группы или общества.
Степень открытости - характеристика, которая определяет уровень входных барьеров в ту или иную группу.
Стереотип - устоявшееся представление о чем-либо. Часто стереотипы — это перепевы старых мифов и предрассудков. Они основаны на неопределенности, а иногда и на страхе или угрозе, которые постоянно подкрепляются.
Стиль лидерства - устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении лидера.
Стиль руководства - способ обращения руководителя с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения обязанностей.
Стимул - некий фактор или действие, вызывающее отклик.
Стимулирующая заработная плата - система оплаты труда, предполагающая, что достижение высокой производительности влечет за собой увеличение денежного вознаграждения.
Стратегии отбора и социализации - определяют, где и как фирмы набирают новых сотрудников и каким образом осуществляется процесс их адаптации в коллективе.
Стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент окружения
, на который фирма имеет или хочет получить выход. Характеризуется как определенным видом спроса, так и определенной технологией.
Стратегия игнорирования межкультурных различий - одна из стратегий управления межкультурными различиями, базирующаяся на принципе, что бизнес есть бизнес и что менеджеры, инженеры и банкиры ничем друг от друга не отличаются, в какой бы части мира они ни находились. Компании, придерживающиеся данной стратегии, переносят методы работы, принятые в их стране, на любую другую почву.
Стратегия максимального использования межкультурных различий - одна из стратегий управления межкультурными различиями, предполагающая использование различий корпоративных культур и поиск баланса между степенью самостоятельности местного полразделения и степенью осуществляемого контроля центра. Данная стратегия направлена на то, чтобы заинтересовать местных менеджеров в региональной или глобальной интеграции.
Стратегия минимизации межкультурных - одна из стратегий управления межкультурными различиями, направленная на минимизацию их влияния. При данном подходе компания признает культурные различия важными, но воспринимает их главным образом как источник проблем и препятствий на пути к созданию эффективного бизнеса.
Стресс - общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления.
Субкультура - сумма ценностей, которые разделяют отдельные члены организации.
Темперамент - врожденные особенности человека, определяющие характер его психики — степень уравновешенности, эмоциональной подвижности.
Теория атрибуции - объясняет, как и почему люди делают обычные умозаключения, которые являются посредниками между восприятием событий и ответной реакцией на них.
Теория вертикальной парной связи - основана на оценке отношений между лидером и подчиненным. Данная теория утверждает, что лидеры по разному относятся к отдельным подчиненным, что отношения, складывающиеся между ними, влияют на поведение обеих сторон.
Теория «достижения/власть» - теория Д. Мак-Клелланда, основанная на том, что людям присущи потребности власти, успеха и причастности. Автор считал, что для современного человека особенно важны именно эти потребности высшего порядка, приобретаемые под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу - базируется на том, что люди имеют множество различных потребностей, но потребности можно разделить на пять основных категорий в виде строгой иерархической структуры. При этом потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.