Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Инновационный менеджмент: методологические основы
Причины ускорения темпов инновационных процессов
2. Тенденции и разновидности развития
Постепенные количественные изменения
Принципиальные качественные изменения
Источник развития находится вне объекта
Источник развития находится внутри объекта
Появление и увеличение уже имеющегося
Использование качественно новых элементов
Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)
Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.
Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».
Этапы развития экономики на основе инноваций
Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:
Технологические пределы и разрывы
Первый этап — этап медленного развития (становления)
Второй этап — этап интенсивного роста
На третьем этапе происходит стабилизация
Четвертый этап – стадия «умирания».
Тенденции развития российской экономики
Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
Стадии конкурентоспособности национальной экономики
Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России
Закономерности развития предприятия
Концепции развития предприятия
Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 – 8 января 1950)
Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель».
Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)
3 основные составляющие нововведения:
(Удовлетворять рыночный спрос).
(Приносить прибыль производителю).
4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Научно-техническая конкуренция
соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль
В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:
Субъекты инновационного процесса:
Стадии инновационного процесса
ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб
(Научно-производственный цикл)
5. Виды инноваций и их классификация
Организационные формы инновационной деятельности
1. Организационные структуры инновационного менеджмента:
Причины торможения радикальных инноваций
Изменение финансового положения компании
3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
Характерные черты инновационных организаций:
4. Источники инноваций и методы генерирования идей
Количественное соотношение групп потребителей
Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Цели стратегического планирования
Уровни стратегического планирования
Этапы стратегического планирования
Устанавливается миссия компании;
Формулируется цель, строится дерево целей.
2. Этап стратегического планирования
Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал
Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата
2. Оценка инновационного потенциала компании
Сферы деятельности при оценки ИП
3. Оценка инновационного климата компании
Факторы оценки инновационного климата
2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)
7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)
Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа
Устройство на работу (агент или диверсант)
4. Виды инновационных стратегий
Управление персоналом инновационных предприятий
1. Теория человеческого капитала
Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»
Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
Формы воплощения человеческого капитала
• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации
Особенности управления персоналом в инновационных организациях
3. Стимулирование работников инновационных организаций
4. Корпоративная культура инновационных организаций
Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность
Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция
1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита
Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность
Объекты интеллектуальной собственности
На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)
Глобальный инновационный индекс
2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента
Изобретения (срок патента 20 лет)
По видам изобретения различаются
2) научные теории и математические методы;
4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
6) решения, заключающиеся только в представлении информации.
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
2) топологиям интегральных микросхем.
Способы подразделяются на три вида:
Международная классификация изобретений
Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)
Разновидности промышленных образцов:
Международная классификация промышленных образцов
Полезные модели (срок патента 10 лет)
Товарный знак и знак обслуживания
Наименование места происхождения товара
3. Рынок научно-технической продукции
Приводится подробнейшее описание следующих терминов:
Статья 3. Техническая документация
Статья 4. Гарантии и ответственность
• текущий платеж (отчисления роялти);
• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...
Статья 7. Обеспечение конфиденциальности
Статья 8. Реклама (не обязательна)
Статья 9. Информация и отчетность
Статья 11. Защита патентных прав
Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения
Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения
Расчет цены лицензии на базе роялти
Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.
В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.
прибыль(100-70)...................................................................30 ед.
Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5
Оценка критериев экономической значимости промышленного образца
4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков
5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков
6. Промышленный образец не имеет прототипов
2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла
3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных
4. Внешний вид нескольких основных узлов
5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата
6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Курс лекций
Структура курса
Раздел 1 - Инновационный менеджмент: методологические основы
Раздел 2 - Организационные формы инновационной деятельности
Раздел 3 - Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Раздел 4 - Управление персоналом инновационных предприятий
Раздел 5 - Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция
Инновационный менеджмент: методологические основы
Раздел 1
Вопросы
Вопросы
Введение
Тенденции и разновидности развития
Инновационный менеджмент
Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Классификация инноваций
Литература
Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». М.: Омега, 2011. 416 с.
Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание СПб.: Питер, 2009.
Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2009. 238 с.
1. Введение
Причины ускорения темпов инновационных процессов
Конкуренция
Государственное регулирование
Фундаментальные характеристики человеческой натуры
2. Тенденции и разновидности развития
Процесс развитие
направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному
Стадии процесса развития:
1-ая –подготовка предпосылок образования данного процесса (внешнее движение)
2-ая – переход к внутреннему движению
3-ая – формирование, преобразование новым процессам тех условий, из которых он возник
4-ая –собственно развитие, устойчивое существование на своей основе
5-ая –разрушение процесса
Формы развития:
(по результату развития)
Эволюционное
Постепенные количественные изменения
Революционное
Принципиальные качественные изменения
(по источнику развития)
Экзогенная
Источник развития находится вне объекта
Эндогенная
Источник развития находится внутри объекта
(по механизму развития)
Экстенсивная
Появление и увеличение уже имеющегося
Интенсивная
Использование качественно новых элементов
50-летние циклы Кондратьева
Короткие циклы (3-3,5 года)
Торгово-промышленные циклы
(7- 11 лет)
Большие циклы (48-55 лет)Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)
Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева».
В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов (8–12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50–55 лет) – «большие волны конъюнктуры». Им были обработаны статистические материалы (динамика цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780–1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в целом по мировому хозяйству.Первая волна (1785—1835 гг.)
Вторая волна (1830-1890 гг.)
Третья волна (1880-1940 гг.)
Четвертая волна (1930-1990 гг.)
Пятая волна (1985-2035 гг.)
Технологические циклы
Экономические циклы
Технико-экономические циклы развития отрасли
Технико-экономические циклы развития предприятия
Менш Герхард Отто
Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.
Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».
Группы инноваций
Базисные
Улучшающие
Псевдоинновации
Этапы развития экономики на основе инноваций
1 этап. Новый товар или технология - спрос превышает предложение (высокие темпы роста)
2 этап. Производство превышает спрос (падает норма прибыли, поиск новых рынков)
3 этап. Капиталы устремляется на финансовые рынки достигая на финансовых спекуляциях достигая максимум доли прибыли
4 этап. На финансовых рынках доля прибыли снижается ниже нормы прибыли в промышленности, данная сфера готова для инвестиций
Задание
Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:
1 группа: в первую волну
2 группа: во вторую волну
3 группа: в третью волну
4 группа: в четвертую волну
Технологические пределы и разрывы
S-образная кривая развития
Первый этап — этап медленного развития (становления)
Второй этап — этап интенсивного роста
На третьем этапе происходит стабилизация
Четвертый этап – стадия «умирания».
Технологические разрывы
Технологический разрыв
это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращенно посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии
Тенденции развития российской экономики
Майкл Юджен Портер
Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.
Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
Стадии конкурентоспособности национальной экономики
факторы производства инвестиции нововведения богатства
Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России
сокращение разрыва в доходах населения формирование «адаптационный потенциала»
специализация в мировом научно-техническом пространстве преодоление инерционной формы развития таких отраслей, как нефтяная промышленность, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика
Закономерности развития предприятия
Внутренняя эффективность
Внешняя эффективность
Концепции развития предприятия
Маркетинговая концепция (Концепция «втягивание рынком» предприятие предлагает продукты и услуги, вызванные потребностями рынка)
Концепция «технологического проталкивания» (предприятия предлагают новые продукты и услуги, формируют новые потребности человека и способы их удовлетворения)
ЖЦИ - представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю или продавцу прибыль или иную реальную выгоду.
Внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад
1 этап: выполнение проектно – конструкторских работ. Изготовление нового образца и его испытания.
2 этап: подготовка производства к промышленному освоению инновации.
3 этап: коммерциализация инновации, включающая типовые стадии ЖЦТ (У).
3. Инновационный менеджмент
Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 – 8 января 1950)
Австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Наиболее значительным произведением Шумпетера-теоретика является его работа «Теория экономического развития».
Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель».
Инновация
Новая научно-организационная комбинация факторов производства, мотивируемая предпринимательским духом
Инновация
конечный результат инновационной деятельности получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Классификация инноваций
по степени рыночной новизны (первичные и вторичные)
по причинам проведения (адаптационные и стратегические);
по объекту инновации (продуктовые; управленческие; маркетинговые; технологические).
Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)
новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
новый, более эффективный метод производства известной продукции;
открытие новых источников сбыта известной продукции;
открытие новых источников сырья или производство полуфабрикатов;
реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то устоявшейся в нем монополии.
Новизна товара
совершенно новый товар:
модернизированный товар;
модифицированный товар;
товар новой сферы применения;
товар рыночной новизны.
Маркетинговые инновации:
использование новых методов маркетинговых исследований;
применение новых стратегий сегментации рынка;
выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
модифицирование кривой ЖЦТ;
репозиционирование товара;
изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;
построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;
использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей.
Управленческие инновации
реструктуризация компаний;
внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих ;
внедрение новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведение их в соответствие с построением и целями организации;
переход к тотальному управлению качеством (TQM);
переход к поставкам «точно в срок».
Технологические инновации:
применение новых технических и технологических методов повышения; эффективности производственного процесса;
автоматизация производства;
использование модульной системы работ компьютеризация и роботизация производственных линий;
оптимизация материально-производственной базы.
Рис. 1 Предпосылки инновационной деятельности
1.2. Объективные предпосылки инновационной деятельности
Предпосылки инноваций
Внутренние
(внутрифирменные проблемы)
Внешние
(изменения в предпринимательской среде)
Новые идеи в области НИОКР
Рост потенциального спроса
Возможность дополнительных инноваций
Появление новых конкурентных преимуществ
Открытие новых рынков сбыта
Снижение прибыльности
Снижение доли рынка
Снижение эффективности
Рост текучести кадров
Рост кредиторской задолженности
Падение курса акций
Снижение качества продукции
Потребители
Поставщики
Конкуренты
Органы государственного управления
Общественные организации
Научно-техническая среда
Экономическая среда
Политическая среда
Социальная среда
Демографическая среда
Косвенного
воздействия
Отрицательные
Положительные
Прямого
воздействия
3 основные составляющие нововведения:
Потребность, подлежащая удовлетворению.
Концепция объекта, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея.
Компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющие довести концепцию до рабочего состояния.