Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

Структура курса

Инновационный менеджмент: методологические основы

Раздел 1

Вопросы

Вопросы

Литература

1. Введение

Причины ускорения темпов инновационных процессов

2. Тенденции и разновидности развития

Процесс развитие

Стадии процесса развития:

Формы развития:

(по результату развития)

Эволюционное

Постепенные количественные изменения

Революционное

Принципиальные качественные изменения

(по источнику развития)

Экзогенная

Источник развития находится вне объекта

Эндогенная

Источник развития находится внутри объекта

(по механизму развития)

Экстенсивная

Появление и увеличение уже имеющегося

Интенсивная

Использование качественно новых элементов

50-летние циклы Кондратьева

(7- 11 лет)

Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)

Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева».

Менш Герхард Отто

Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.

Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».

Группы инноваций

Этапы развития экономики на основе инноваций

Задание

Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:

1 группа: в первую волну

2 группа: во вторую волну

3 группа: в третью волну

4 группа: в четвертую волну

Технологические пределы и разрывы

S-образная кривая развития

Первый этап — этап медленного развития (становления)

Второй этап — этап интенсивного роста

На третьем этапе происходит стабилизация

Четвертый этап – стадия «умирания».

Технологические разрывы

Технологический разрыв

Тенденции развития российской экономики

Майкл Юджен Портер

Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.

Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

Стадии конкурентоспособности национальной экономики

Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России

Закономерности развития предприятия

Концепции развития предприятия

3. Инновационный менеджмент

Йозеф Алоиз Шумпетер  (8 февраля 1883 – 8 января 1950)

Австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Наиболее значительным произведением Шумпетера-теоретика является его работа «Теория экономического развития».

Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель». 

Инновация

Новая научно-организационная комбинация факторов производства, мотивируемая предпринимательским духом

Инновация

Классификация инноваций

Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)

Новизна товара

Маркетинговые инновации:

Управленческие инновации

Технологические инновации:

3 основные составляющие нововведения:

Свойства инноваций:

(Обладать новизной).

(Удовлетворять рыночный спрос).

(Приносить прибыль производителю).

Источники инноваций:

Инновационный менеджмент

4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии

Инновационный процесс

Конкурентоспособность

способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделяющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции

Научно-техническая конкуренция

соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль

В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:

Диффузия инноваций

Субъекты инновационного процесса:

Стадии инновационного процесса

ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб

(Научно-производственный цикл)

5. Виды инноваций и их классификация

Виды инноваций

По степени рыночной новизны:

Первичные

Первой волны

Второй волны

Вторичные

По причинам проведения

Опережающие

Адаптационные

По объекту:

Продуктовые

Совершенно новый товар

Модернизированный товар

Модифицированный товар

Товар новой сферы применения

Товар рыночной новизны

Маркетинговые

Управленческие

Технологические

Маркетинговые инновации

Управленческие инновации

РАЗДЕЛ 2

Организационные формы инновационной деятельности

Вопросы

Литература

1. Организационные структуры инновационного менеджмента:

Организационные структуры

Сектора науки:

2. Венчурный бизнес

Причины торможения радикальных инноваций

Изменение финансового положения компании

3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке

Характерные черты инновационных организаций:

Типы инновационных компаний

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-виоленты

Виоленты

Фирмы-патиенты

Фирмы-коммутанты

4. Источники инноваций и методы генерирования идей

Источники инноваций

Методы генерирования идей

5. Инновационный маркетинг

Количественное соотношение групп потребителей

Этапы жизненного цикла товара

Методы репозиционирования:

Ребрендинг

Массовая кастомизация

- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации до­полнительными элементами или принадлежностями.

РАЗДЕЛ 3

Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Вопросы

Литература

1. Стратегия организации

Стратегия организации

Цели стратегического планирования

Уровни стратегического планирования

Виды базовых стратегий

Матрица Ансоффа

Стратегия развития рынков

Стратегия проникновения

Этапы стратегического планирования

1. Этап постановки цели

Устанавливается миссия компании;

Формулируется цель, строится дерево целей.

Миссия компании

- это совокупность ценностей любой корпорации, обеспечивающих возможность создания и отслеживания параметров взаимодействия организации с внутренней и внешней средой. 

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

2. Этап стратегического планирования

Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал

Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата

2. Оценка инновационного потенциала компании

Сферы деятельности при оценки ИП

Виды потенциалов:

Показатели оценки ИП:

Продуктовый блок

Функциональный блок

Затратные показатели:

Ресурсный блок

Управленческий блок

Организационный блок

3. Оценка инновационного климата компании

Инновационный климат

Факторы оценки инновационного климата

1. Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе)

2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)

3. Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсу, транспорту)

4. Технологическая и научно-техническая (рынок разработок научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжениренговых, венчурных и т.д).

5. Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов)

7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)

8. Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, оценка деятельности конкурентов)

Конкурентная разведка

Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа

Сотрудник организации

Псевдо журналист

Устройство на работу (агент или диверсант)

Псевдо дилер

Выбор стратегии

4. Виды инновационных стратегий

Наступательные стратегии

Стабилизационные

Реализация стратегии

Раздел 4

Управление персоналом инновационных предприятий

Вопросы

Литература

1. Теория человеческого капитала

Теодор Уильям Шульц

Лауреат Нобелевской премии 1979 г. «за новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Являлся профессором Чикагского университета.

Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»

Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Формы воплощения человеческого капитала

• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

• институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации

Особенности управления персоналом в инновационных организациях

Две черты политики найма

3. Стимулирование работников инновационных организаций

Виды стимулирования

4. Корпоративная культура инновационных организаций

Корпоративная культура

Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность

РАЗДЕЛ 5

Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция

Вопросы

Литература

1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита

Виды собственности

Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности

ВОИС

ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности (входит в систему Организации Объединенных Наций). Конвенция, утверждающая ВОИС, была подписана в 1967 году и вступила в силу в 1970.

На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)

Функции ВОИС:

Глобальный инновационный индекс

Рейтинг стран

Рейтинг стран

48. Хорватия

49.Россия

50. Саудовская Аравия

51. Тринидад и Табаго

2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента

Промышленную собственность

Изобретения (срок патента 20 лет)

По видам изобретения различаются

Не являются изобретениями:

1) открытия;

2) научные теории и математические методы;

3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

5) программы для ЭВМ;

6) решения, заключающиеся только в представлении информации.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:

1) сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

2) топологиям интегральных микросхем.

Устройство

Способ

Способы подразделяются на три вида:

Вещество

Штаммы микроорганизмов

Международная классификация изобретений

Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)

Разновидности промышленных образцов:

Виды промышленных образцов

Международная классификация промышленных образцов

Полезные модели (срок патента 10 лет)

Товарный знак и знак обслуживания

Функции товарного знака

Требования к товарным знакам

Фирменное наименование

Наименование места происхождения товара

Система патентования

Проверочная система

Явочная система

Отложенная система

Ноу-хау

Патентные поверенные

3. Рынок научно-технической продукции

Научно-техническая продукция

Лицензионный договор

Лицензиар

Лицензиат

Виды лицензионных договоров

Классификационный признак

Неисключительная

Исключительная

Полная

Сублицензия

Опцион

Статья 1. Определения

Приводится подробнейшее описание следующих терминов:

Статья 2. Предмет соглашения

Статья 3. Техническая документация

Статья 4. Гарантии и ответственность

Статья 5. Платежи

• первоначальный платеж (возможно определенная сумма при подписании лицензионного соглашения, другая — при передаче технической документации);

• текущий платеж (отчисления роялти);

• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...

Статья 6. Сборы и налоги

Статья 7. Обеспечение конфиденциальности

Статья 8. Реклама (не обязательна)

Статья 9. Информация и отчетность

Статья 10. Усовершенствования

Статья 11. Защита патентных прав

Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения

Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения

Статья 14. Арбитраж

Статья 15. Прочие условия

Формы лицензионных платежей

платежи по роялти

паушальный платеж

Расчет цены лицензии на базе роялти

Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.

В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.

прибыль(100-70)...................................................................30 ед.

Роялти 6 % с цены произведенного и реализованного изделия (100 x 0,06) ................................................................................. 6ед.

Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5

Методы определения роялти

Размеры роялти по отраслям, %

Оценка критериев экономической значимости промышленного образца

1. Применение известных художественно-конструкторских средств, когда в перечне существенных признаков образца используется термин «применение»

2. Использование новой совокупности средств, позволяющей отличить образец от наиболее близкого аналога

3. Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с образцом по большому числу существенных признаков

4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков

5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков

6. Промышленный образец не имеет прототипов

1. Внешний вид простой детали

2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла

3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных

4. Внешний вид нескольких основных узлов

5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата

6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения

7. Внешний вид поточных линий

8. Внешний вид принципиально новых объектов техники

1. Опытный образец

2. Установочная партия

3. Мелкая серия

4. Средняя серия

5. Крупная серия

6. Массовое производство


Научно техническая новизна

(Обладать новизной).

Коммерческая реализуемость

(Удовлетворять рыночный спрос).

Производственная применяемость

(Приносить прибыль производителю).


Источники инноваций:


Неожиданное событие;
Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;
Потребности производственного процесса;
Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»;
Демографические изменения;
Изменения в восприятии и настроениях потребителей;
Новое знание.

Инновационный менеджмент


это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельности, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии

Инновационный процесс


создание освоение распространение

Конкурентоспособность

способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделяющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции

Научно-техническая конкуренция

соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль

В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:


на первой стадии нововведение стимулируется монопольным доходом, который оно обеспечивает его внедряющей фирме;
на второй стадии технические и коммерческие преимущества постепенно уменьшаются по мере того, как другие фирмы заимствуют первоначальную идею нововведения;
на третьей стадии монопольная прибыль исчезает или значительно снижается — экономическая система «поглощает» нововведение и возвращается в состояние нового равновесия.

Диффузия инноваций


процесс по средствам которого нововведение передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени

Субъекты инновационного процесса:


Новаторы – генераторы научно-технических знаний (прибыль от дохода использования изобретения)
Ранние реципиенты - предприятия первыми освоившие новшество (прибыль от продвижения товара на рынок)
Ранние большинство – фирмы, первые внедрившие новшество в производство, что обеспечило им прибыль.

Отстающие – фирмы, которые из-за запаздывания нововведений выпускают продукцию, которая уже устарела.

Стадии инновационного процесса

ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб

(Научно-производственный цикл)


ФИ – фундаментальные исследования
ПИ – прикладные исследования
Р – разработка
ПР – проектирование
С – строительство
ОС – освоение
ПП – промышленное производство
М – маркетинг
Сб – сбыт

5. Виды инноваций и их классификация

Виды инноваций

По степени рыночной новизны:

Первичные

Первой волны

Второй волны

Вторичные

По причинам проведения

Опережающие

Адаптационные

По объекту:

Продуктовые

Совершенно новый товар

Модернизированный товар

Модифицированный товар

Товар новой сферы применения

Товар рыночной новизны

Маркетинговые

Управленческие

Технологические

Маркетинговые инновации


использование новых методов маркетинговых исследований;
применение новых стратегий сегментации рынка;
выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
модифицирование кривой Ж ЦТ;
репозиционирование товара;
изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;
построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;
использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или. избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т. д.

Управленческие инновации


НЛП в управлении
Коучинг как метод развития персонала
Онтоменеджмент
CRM подход в бизнесе
Проекторное управление
Процессное управление
Управление на основе системы сбалансированных показателей
Управление знаниями
Бережливое производство
Аутсорсинг, аутстафинг,

Ааутплейсмент
Партизанский и вирусный маркетинг
Бенчмаркинг


применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса (заключаются в автоматизации производства, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы)

РАЗДЕЛ 2

Организационные формы инновационной деятельности

Вопросы


Организационные структуры инновационного менеджмента
Венчурный бизнес
Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
Источники инноваций и методы генерирования идей
Инновационный маркетинг

Литература


Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2007. 584 с.
 Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. М.: Центрполиграф, 2010. 288 с.
КаширинА.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007. 350 с.

1. Организационные структуры инновационного менеджмента:

Организационные структуры


это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Сектора науки:


Государственный
Предпринимательский
Высшее образование
Частный бесприбыльный
Венчурные бизнес

2. Венчурный бизнес

Причины торможения радикальных инноваций


ориентация на текущую прибыльность в краткосрочном периоде и существующий рыночный спрос
повышение капитализации и увеличение темпов роста
тщательный анализ и планирование инвестиционных проектов

Венчурное финансирование – это вложение капитала в обмен на долю в компании, находящейся на стадии start-up, в расчете на рост капитализации профинансированной компании в будущем и получения высокой прибыли при продаже этой доли по прошествии определенного времени.

Изменение финансового положения компании


Seed (посевная)– на этой стадии у предпринимателя есть только лишь идея проекта. Бизнес-план. Необходим капитал;
Start-up (старт-ап) – компания только начала свою деятельность, обладает опытным образцом;
Early Stage (ранний рост)– у компании есть первые клиенты. Продукт уже существует и исправно продается. Продажи растут. Выход на «точку безубыточности»;

Expansion (расширение) – а вот эта стадия интересна тем, что компания начинает стремительно развиваться, и ей требуются дополнительные инвестиции на это;
Exit (выход) – стадия, на которой бизнес-ангел, инвестор выходит из проекта, чтобы получить прибыль.

3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке

Характерные черты инновационных организаций:


Высокий интеллектуальный уровень трудовой деятельности;
Модульность;
Резкое возрастание видов и объемов деятельности по контракту;
Наличие двух групп персонала;
Сокращение служащих работающих в офисе.

Типы инновационных компаний

Фирмы-эксплеренты


Фирмы-эксплеренты
Фирмы-виоленты
Фирмы-патиенты
Фирмы-коммутанты

Фирмы-эксплеренты


Фирмы специализирующиеся на создании новых или радикально преобразованных старых сегментов рынка, и занимающиеся продвижением новшества на рынок

Фирмы-виоленты


Компании обладающие крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологий, занимаются крупносерийным или массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей

Виоленты


Горделивый лев
Могучий слон
Неповоротливый бегемот

Фирмы-патиенты


Компании работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств

Фирмы-коммутанты


Мелкие и средние компании ориентированные на удовлетворение местно-национальных потребностей

4. Источники инноваций и методы генерирования идей

Источники инноваций


Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)
Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;
Потребности производственного процесса;
Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех в врасплох»;
Демографические изменения;
Изменение в восприятии и настроениях потребителей;
Новое знание (научное и ненаучное).

Методы генерирования идей


морфологический анализ и синтез;
метод контрольных вопросов;
синектический метод;
метод инверсии;
метод «мозгового штурма»;
метод свободных ассоциаций;
алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);
использование информационных технологий и баз данных.

5. Инновационный маркетинг


Количественное соотношение групп потребителей

Этапы жизненного цикла товара

Методы репозиционирования:


выделение новых сфер применения;
придание нового функционального имиджа;
изменение категории товара;
акцентирование внимание на определенных свойствах, не выделяемых ранее.

Ребрендинг

— это изменение позиционирования бренда в целях повышения интереса и лояльности со стороны потребителей. Основ­ной стратегической задачей ребрендинга является достижение долго­срочной рентабельности деятельности компании на рынке.

Массовая кастомизация

- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации до­полнительными элементами или принадлежностями.

РАЗДЕЛ 3

Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Вопросы


Стратегия организации
Оценка инновационного потенциала компании
Оценка инновационного климата компании
Виды инновационных стратегий

Литература


Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2007. 584 с.
Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание СПб.: Питер, 2009. 384 с.

1. Стратегия организации

Стратегия организации


это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение продолжительного периода времени

Цели стратегического планирования


Эффективное распределений и использование ресурсов
Адаптация к внешней среде

Уровни стратегического планирования


Корпоративная стратегия
Деловая (бизнес) стратегия
Функциональная стратегия

Виды базовых стратегий


Стратегия интенсивного роста
    Стратегия проникновения на рынок
    Стратегия развития рынка
    Стратегия развития продукта

    Стратегия диверсификации
    Интеграционная стратегия
    Стратеги сокращения