Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

Структура курса

Инновационный менеджмент: методологические основы

Раздел 1

Вопросы

Вопросы

Литература

1. Введение

Причины ускорения темпов инновационных процессов

2. Тенденции и разновидности развития

Процесс развитие

Стадии процесса развития:

Формы развития:

(по результату развития)

Эволюционное

Постепенные количественные изменения

Революционное

Принципиальные качественные изменения

(по источнику развития)

Экзогенная

Источник развития находится вне объекта

Эндогенная

Источник развития находится внутри объекта

(по механизму развития)

Экстенсивная

Появление и увеличение уже имеющегося

Интенсивная

Использование качественно новых элементов

50-летние циклы Кондратьева

(7- 11 лет)

Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)

Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева».

Менш Герхард Отто

Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.

Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».

Группы инноваций

Этапы развития экономики на основе инноваций

Задание

Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:

1 группа: в первую волну

2 группа: во вторую волну

3 группа: в третью волну

4 группа: в четвертую волну

Технологические пределы и разрывы

S-образная кривая развития

Первый этап — этап медленного развития (становления)

Второй этап — этап интенсивного роста

На третьем этапе происходит стабилизация

Четвертый этап – стадия «умирания».

Технологические разрывы

Технологический разрыв

Тенденции развития российской экономики

Майкл Юджен Портер

Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.

Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

Стадии конкурентоспособности национальной экономики

Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России

Закономерности развития предприятия

Концепции развития предприятия

3. Инновационный менеджмент

Йозеф Алоиз Шумпетер  (8 февраля 1883 – 8 января 1950)

Австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Наиболее значительным произведением Шумпетера-теоретика является его работа «Теория экономического развития».

Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель». 

Инновация

Новая научно-организационная комбинация факторов производства, мотивируемая предпринимательским духом

Инновация

Классификация инноваций

Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)

Новизна товара

Маркетинговые инновации:

Управленческие инновации

Технологические инновации:

3 основные составляющие нововведения:

Свойства инноваций:

(Обладать новизной).

(Удовлетворять рыночный спрос).

(Приносить прибыль производителю).

Источники инноваций:

Инновационный менеджмент

4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии

Инновационный процесс

Конкурентоспособность

способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделяющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции

Научно-техническая конкуренция

соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль

В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:

Диффузия инноваций

Субъекты инновационного процесса:

Стадии инновационного процесса

ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб

(Научно-производственный цикл)

5. Виды инноваций и их классификация

Виды инноваций

По степени рыночной новизны:

Первичные

Первой волны

Второй волны

Вторичные

По причинам проведения

Опережающие

Адаптационные

По объекту:

Продуктовые

Совершенно новый товар

Модернизированный товар

Модифицированный товар

Товар новой сферы применения

Товар рыночной новизны

Маркетинговые

Управленческие

Технологические

Маркетинговые инновации

Управленческие инновации

РАЗДЕЛ 2

Организационные формы инновационной деятельности

Вопросы

Литература

1. Организационные структуры инновационного менеджмента:

Организационные структуры

Сектора науки:

2. Венчурный бизнес

Причины торможения радикальных инноваций

Изменение финансового положения компании

3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке

Характерные черты инновационных организаций:

Типы инновационных компаний

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-виоленты

Виоленты

Фирмы-патиенты

Фирмы-коммутанты

4. Источники инноваций и методы генерирования идей

Источники инноваций

Методы генерирования идей

5. Инновационный маркетинг

Количественное соотношение групп потребителей

Этапы жизненного цикла товара

Методы репозиционирования:

Ребрендинг

Массовая кастомизация

- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации до­полнительными элементами или принадлежностями.

РАЗДЕЛ 3

Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Вопросы

Литература

1. Стратегия организации

Стратегия организации

Цели стратегического планирования

Уровни стратегического планирования

Виды базовых стратегий

Матрица Ансоффа

Стратегия развития рынков

Стратегия проникновения

Этапы стратегического планирования

1. Этап постановки цели

Устанавливается миссия компании;

Формулируется цель, строится дерево целей.

Миссия компании

- это совокупность ценностей любой корпорации, обеспечивающих возможность создания и отслеживания параметров взаимодействия организации с внутренней и внешней средой. 

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

2. Этап стратегического планирования

Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал

Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата

2. Оценка инновационного потенциала компании

Сферы деятельности при оценки ИП

Виды потенциалов:

Показатели оценки ИП:

Продуктовый блок

Функциональный блок

Затратные показатели:

Ресурсный блок

Управленческий блок

Организационный блок

3. Оценка инновационного климата компании

Инновационный климат

Факторы оценки инновационного климата

1. Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе)

2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)

3. Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсу, транспорту)

4. Технологическая и научно-техническая (рынок разработок научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжениренговых, венчурных и т.д).

5. Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов)

7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)

8. Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, оценка деятельности конкурентов)

Конкурентная разведка

Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа

Сотрудник организации

Псевдо журналист

Устройство на работу (агент или диверсант)

Псевдо дилер

Выбор стратегии

4. Виды инновационных стратегий

Наступательные стратегии

Стабилизационные

Реализация стратегии

Раздел 4

Управление персоналом инновационных предприятий

Вопросы

Литература

1. Теория человеческого капитала

Теодор Уильям Шульц

Лауреат Нобелевской премии 1979 г. «за новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Являлся профессором Чикагского университета.

Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»

Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Формы воплощения человеческого капитала

• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

• институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации

Особенности управления персоналом в инновационных организациях

Две черты политики найма

3. Стимулирование работников инновационных организаций

Виды стимулирования

4. Корпоративная культура инновационных организаций

Корпоративная культура

Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность

РАЗДЕЛ 5

Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция

Вопросы

Литература

1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита

Виды собственности

Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности

ВОИС

ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности (входит в систему Организации Объединенных Наций). Конвенция, утверждающая ВОИС, была подписана в 1967 году и вступила в силу в 1970.

На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)

Функции ВОИС:

Глобальный инновационный индекс

Рейтинг стран

Рейтинг стран

48. Хорватия

49.Россия

50. Саудовская Аравия

51. Тринидад и Табаго

2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента

Промышленную собственность

Изобретения (срок патента 20 лет)

По видам изобретения различаются

Не являются изобретениями:

1) открытия;

2) научные теории и математические методы;

3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

5) программы для ЭВМ;

6) решения, заключающиеся только в представлении информации.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:

1) сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

2) топологиям интегральных микросхем.

Устройство

Способ

Способы подразделяются на три вида:

Вещество

Штаммы микроорганизмов

Международная классификация изобретений

Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)

Разновидности промышленных образцов:

Виды промышленных образцов

Международная классификация промышленных образцов

Полезные модели (срок патента 10 лет)

Товарный знак и знак обслуживания

Функции товарного знака

Требования к товарным знакам

Фирменное наименование

Наименование места происхождения товара

Система патентования

Проверочная система

Явочная система

Отложенная система

Ноу-хау

Патентные поверенные

3. Рынок научно-технической продукции

Научно-техническая продукция

Лицензионный договор

Лицензиар

Лицензиат

Виды лицензионных договоров

Классификационный признак

Неисключительная

Исключительная

Полная

Сублицензия

Опцион

Статья 1. Определения

Приводится подробнейшее описание следующих терминов:

Статья 2. Предмет соглашения

Статья 3. Техническая документация

Статья 4. Гарантии и ответственность

Статья 5. Платежи

• первоначальный платеж (возможно определенная сумма при подписании лицензионного соглашения, другая — при передаче технической документации);

• текущий платеж (отчисления роялти);

• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...

Статья 6. Сборы и налоги

Статья 7. Обеспечение конфиденциальности

Статья 8. Реклама (не обязательна)

Статья 9. Информация и отчетность

Статья 10. Усовершенствования

Статья 11. Защита патентных прав

Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения

Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения

Статья 14. Арбитраж

Статья 15. Прочие условия

Формы лицензионных платежей

платежи по роялти

паушальный платеж

Расчет цены лицензии на базе роялти

Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.

В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.

прибыль(100-70)...................................................................30 ед.

Роялти 6 % с цены произведенного и реализованного изделия (100 x 0,06) ................................................................................. 6ед.

Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5

Методы определения роялти

Размеры роялти по отраслям, %

Оценка критериев экономической значимости промышленного образца

1. Применение известных художественно-конструкторских средств, когда в перечне существенных признаков образца используется термин «применение»

2. Использование новой совокупности средств, позволяющей отличить образец от наиболее близкого аналога

3. Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с образцом по большому числу существенных признаков

4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков

5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков

6. Промышленный образец не имеет прототипов

1. Внешний вид простой детали

2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла

3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных

4. Внешний вид нескольких основных узлов

5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата

6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения

7. Внешний вид поточных линий

8. Внешний вид принципиально новых объектов техники

1. Опытный образец

2. Установочная партия

3. Мелкая серия

4. Средняя серия

5. Крупная серия

6. Массовое производство



Лицензиар


Юридическое или физическое лицо, владелец объектов промышленной собственности, который выступает продавцом

Лицензиат


Юридическое или физическое лицо, которое приобретает право на использование объектов промышленной собственности

Виды лицензионных договоров

Классификационный признак


Объекты промышленной собственности
Объем передаваемых прав
Наличие правовой охраны объектов промышленной собственности
Особенности государственных правовых норм

Неисключительная


Лицензиар, предоставляет лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняя за собой все права

Исключительная


Лицензиату предоставляется исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах оговоренных договором

Полная


Полная уступка всех прав по использованию объекта промышленной собственности в течение всего срока действия договора, при этом сам лицензиар лишается права использования предмета лицензии

Сублицензия


Лицензии выдаваемые лицензиатом другому лицу, на право использования изобретения от имени лицензиата, владеющего полной или исключительной лицензией

Опцион


Форма лицензионного соглашения, предмет которого связан с предоставлением лицензиату права ознакомления с технической документацией на изобретение или ноу-хау

Статья 1. Определения

Приводится подробнейшее описание следующих терминов:


«процесс»;
«специальный процесс» — процесс, разработанный Лицензиатом с использованием технических идей и решений, осуществленных в «процессе»;
«продукции по лицензии»;
«ноу-хау»;
«патенты» — принадлежащие Лицензиару патенты и патентные заявки;
«техническая документация» — необходимая для осуществления процесса и производства продукции по лицензии;
«территория» — зона исключительного права;
«зона неисключительного права» (например, если Лицензиар имеет намерения самостоятельно выходить на рынки определенных стран с предложением о продаже лицензии или продукции по лицензии, то эти страны не должны включаться в понятие «территория».


Статья 2. Предмет соглашения


Лицензиар за вознаграждение, указанное в п. 5, предоставляет Лицензиату исключительное право на использование ноу-хау и патентов с целью осуществления процесса, использования и продажи продукции по лицензии на территории и неисключительное право продажи лицензионной продукции в зоне неисключительного права.
Объем продукции по лицензии не должен превышать... Для производства продукции сверх установленного объема Лицензиат должен получить письменное согласие Лицензиара. Если Лицензиату потребуется оборудование для изготовления лицензионной продукции, а Лицензиар сделает предложение на поставку этого оборудования или даст рекомендацию о поставке оборудования какой-либо фирмой, то Лицензиат будет отдавать предпочтение этому оборудованию

Статья 3. Техническая документация


Техническая документация изготавливается в соответствии с номами и стандартами страны Лицензиара. Оговаривается объем технической документации, передаваемой Лицензиаром Лицензиату, достаточный для освоения лицензии, язык, на котором составлена документация, срок и условия ее передачи

Статья 4. Гарантии и ответственность


Лицензиар гарантирует, что передаваемая техническая документация достаточна для производства продукции, технические показатели которой будут не ниже указанных в приложении; Лицензиат гарантирует качественное осуществление процесса, начать производство продукции по лицензии в течение определенного срока после передачи технической документации. Лицензиат обязуется передавать все запросы на лицензионную продукцию, которые он получает от фирм, находящихся вне «территории» и «зоны неисключительного права»

Статья 5. Платежи


Сумма и форма выплаты вознаграждения Лицензиатом:

• первоначальный платеж (возможно определенная сумма при подписании лицензионного соглашения, другая — при передаче технической документации);

• текущий платеж (отчисления роялти);

• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...

Другой подход — паушальный платеж (в основном, определенная сумма — при вступлении соглашения в силу, при передаче технической документации, при начале производства продукции по лицензии)

Статья 6. Сборы и налоги



Все сборы и налоги, связанные с заключением и выполнением соглашения, взимаемые на территории и в зоне неисключительного права, а также все расходы в связи с переводом платежей несет Лицензиат.
Все сборы и налоги, связанные с заключением и выполнением соглашения, взимаемые на территории РФ, несет Лицензиар

Статья 7. Обеспечение конфиденциальности


Формулируются гарантии Лицензиата о том, что с передаваемыми материалами будут ознакомлены только те сотрудники, которые непосредственно связаны с освоением данной лицензии, о неразглашении его сотрудниками сведений, содержащихся в технической документации, об ответственности Лицензиата в случае разглашения данной информации (возмещение Лицензиару убытков).

Статья 8. Реклама (не обязательна)


Лицензиат обязуется за свой счет осуществлять возможную рекламу лицензионной продукции, обеспечивающую ее максимальную продажу
Обязывает Лицензиата указывать в рекламных материалах на продукцию, что она произведена по лицензии Лицензиара

Статья 9. Информация и отчетность


Предоставление Лицензиатом информации об объемах производства, сведения о продажной цене продукции.
Лицензиар сам или через аудитора имеет право производить проверку состояния производства и сбыта продукции. Статья включается в соглашение только в случае платежей по роялти

Статья 10. Усовершенствования


Стороны обязуются незамедлительно информировать друг друга о всех произведенных ими усовершенствованиях. Оговаривается право собственности на сделанные сторонами усовершенствования процесса производства продукции по лицензии и условия обмена ими.
Патентоспособные усовершенствования, созданные Лицензиаром, должны быть в первую очередь предложены Лицензиату, и наоборот.
Оговаривается, что патентоспособные усовершенствования передаются сторонами друг другу на коммерческой основе, непатентоспособные — безвозмездно, с возмещением лишь фактических расходов по ее изготовлению и пересылке

Статья 11. Защита патентных прав


В случае нарушения патентов на территории Лицензиата третьим лицом или предъявления им исков за нарушение его патентных прав Лицензиат должен уведомить Лицензиара и урегулировать такие нарушения за свой счет. Лицензиар же обязуется оказать всемерную помощь в судебном преследовании нарушителей «патентов».

Если Лицензиат пожелает запатентовать «продукцию по лицензии» в третьих странах, где она не запатентована Лицензиаром, то он должен запатентовать ее с согласия Лицензиара на имя собственников патентов

Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения


Настоящее соглашения заключено сроком на ... лет и вступает в силу с даты его подписания. Соглашение может быть продлено по взаимному согласию сторон. Данный вопрос решается за шесть месяцев до истечения срока соглашения. Также указываются, в каких случаях каждая из сторон имеет право расторг путь соглашение

Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения


Оговаривается, получает ли Лицензиат по истечении срока действия соглашения право продолжать производство, не делая отчислений в пользу Лицензиара. Статья формулируется по договоренности сторон

Статья 14. Арбитраж


Порядок урегулирования споров и разногласий

Статья 15. Прочие условия


Сублицензия
Приложения

Формы лицензионных платежей

платежи по роялти


фиксированные процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени (например, ежегодно), начиная с года использования предмета лицензии или его производственного освоения;

паушальный платеж


единовременное вознаграждение за право пользоваться предметом лицензионного соглашения, твердо установленная в процессе переговоров цена лицензии, не зависящая от фактического объема производимой и реализованной по лицензии продукции.

Расчет цены лицензии на базе роялти

Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.

В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.

прибыль(100-70)...................................................................30 ед.

Роялти 6 % с цены произведенного и реализованного изделия (100 x 0,06) ................................................................................. 6ед.

Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5

Методы определения роялти


среднеотраслевых роялти, сложившихся на аналогичную и взаимозаменяемую продукцию;
ранее заключенных лицензионных договоров лицензиара или лицензиата;

правила двадцати пяти процентов;
исчисления затрат (затратный подход);
определения диапазона рыночной цены лицензии (расчет нижней и верхней границ цены лицензии);
подхода от общего профиля бизнеса.

Размеры роялти по отраслям, %


Отрасль промышленности

Роялти

Электронная

Электротехническая

Автомобильная

Станкостроение

Самолетостроение и авиатехника

Химическое машиностроение

Сварочное оборудование

Оборудование металлургической промышленности

Литейное оборудование

Холодильное оборудование

Химическая промышленность

Фармацевтическая

Потребительские товары длительного пользования

Продовольственные товары

Продукты органической химии

4-10

1-5

1-3

4,5-7,5

6-10

4-7

3,5-5

5-8

1,5-2

2-4

1-5

2-4

5

1-2

2-4

Оценка критериев экономической значимости промышленного образца


Оригинальность

1. Применение известных художественно-конструкторских средств, когда в перечне существенных признаков образца используется термин «применение»

2. Использование новой совокупности средств, позволяющей отличить образец от наиболее близкого аналога

3. Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с образцом по большому числу существенных признаков

4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков

5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков

6. Промышленный образец не имеет прототипов

Сложность дизайнерской задачи

1. Внешний вид простой детали

2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла

3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных

4. Внешний вид нескольких основных узлов

5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата

6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения

7. Внешний вид поточных линий

8. Внешний вид принципиально новых объектов техники

Объем выпуска продукции

1. Опытный образец

2. Установочная партия