Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Инновационный менеджмент: методологические основы
Причины ускорения темпов инновационных процессов
2. Тенденции и разновидности развития
Постепенные количественные изменения
Принципиальные качественные изменения
Источник развития находится вне объекта
Источник развития находится внутри объекта
Появление и увеличение уже имеющегося
Использование качественно новых элементов
Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)
Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.
Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».
Этапы развития экономики на основе инноваций
Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:
Технологические пределы и разрывы
Первый этап — этап медленного развития (становления)
Второй этап — этап интенсивного роста
На третьем этапе происходит стабилизация
Четвертый этап – стадия «умирания».
Тенденции развития российской экономики
Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
Стадии конкурентоспособности национальной экономики
Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России
Закономерности развития предприятия
Концепции развития предприятия
Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 – 8 января 1950)
Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель».
Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)
3 основные составляющие нововведения:
(Удовлетворять рыночный спрос).
(Приносить прибыль производителю).
4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Научно-техническая конкуренция
соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль
В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:
Субъекты инновационного процесса:
Стадии инновационного процесса
ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб
(Научно-производственный цикл)
5. Виды инноваций и их классификация
Организационные формы инновационной деятельности
1. Организационные структуры инновационного менеджмента:
Причины торможения радикальных инноваций
Изменение финансового положения компании
3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
Характерные черты инновационных организаций:
4. Источники инноваций и методы генерирования идей
Количественное соотношение групп потребителей
Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Цели стратегического планирования
Уровни стратегического планирования
Этапы стратегического планирования
Устанавливается миссия компании;
Формулируется цель, строится дерево целей.
2. Этап стратегического планирования
Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал
Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата
2. Оценка инновационного потенциала компании
Сферы деятельности при оценки ИП
3. Оценка инновационного климата компании
Факторы оценки инновационного климата
2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)
7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)
Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа
Устройство на работу (агент или диверсант)
4. Виды инновационных стратегий
Управление персоналом инновационных предприятий
1. Теория человеческого капитала
Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»
Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
Формы воплощения человеческого капитала
• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации
Особенности управления персоналом в инновационных организациях
3. Стимулирование работников инновационных организаций
4. Корпоративная культура инновационных организаций
Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность
Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция
1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита
Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность
Объекты интеллектуальной собственности
На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)
Глобальный инновационный индекс
2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента
Изобретения (срок патента 20 лет)
По видам изобретения различаются
2) научные теории и математические методы;
4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
6) решения, заключающиеся только в представлении информации.
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
2) топологиям интегральных микросхем.
Способы подразделяются на три вида:
Международная классификация изобретений
Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)
Разновидности промышленных образцов:
Международная классификация промышленных образцов
Полезные модели (срок патента 10 лет)
Товарный знак и знак обслуживания
Наименование места происхождения товара
3. Рынок научно-технической продукции
Приводится подробнейшее описание следующих терминов:
Статья 3. Техническая документация
Статья 4. Гарантии и ответственность
• текущий платеж (отчисления роялти);
• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...
Статья 7. Обеспечение конфиденциальности
Статья 8. Реклама (не обязательна)
Статья 9. Информация и отчетность
Статья 11. Защита патентных прав
Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения
Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения
Расчет цены лицензии на базе роялти
Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.
В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.
прибыль(100-70)...................................................................30 ед.
Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5
Оценка критериев экономической значимости промышленного образца
4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков
5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков
6. Промышленный образец не имеет прототипов
2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла
3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных
4. Внешний вид нескольких основных узлов
5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата
6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения
Матрица Ансоффа
Стратегия развития рынков
Стратегия развития
рынков
Охват новых
сегментов
Развитие новых
каналов сбыта
Территориальная
экспансия
Улучшение
позиционирования
товара
Предложение
товара
в другом сегменте
рынка
Предложение
товара по
месту работы
покупателя
Создание
сети франшиз
Поставка товара
на другие рынки
Создание сети
эксклюзивных
дистрибьюторов
Стратегия проникновения
Стратегия
проникновения
Увеличение
доли рынка
Рационализация
рынка
Снижение цен
Проведение
мероприятий
по стимулированию
Фокусирование
на самых
рентабельных
сегментах
Увеличение числа
дистрибьюторов
Этапы стратегического планирования
1. Этап постановки цели
Устанавливается миссия компании;
Формулируется цель, строится дерево целей.
Миссия компании
- это совокупность ценностей любой корпорации, обеспечивающих возможность создания и отслеживания параметров взаимодействия организации с внутренней и внешней средой.
Мобильные ТелеСистемы (МТС) - российский оператор мобильной связи: "Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал - на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании."
Компания ДАРЬЯ - лидер на рынке продуктов легкого приготовления России: "Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления.«
Sony Corporation - ведущий японский производитель аудио и видео аппаратуры, средств телекоммуникаций: "Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска".
IBM - международная компания, работающая в сфере современных информационных технологий и занимающаяся производством компьютеров и комплектующих, программного обеспечения, микроэлектроники, сетевых решений и т. п. : "Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий
".
Toyota - японская корпорация, занимающаяся производством автомобилей различных модификаций и для любой сферы жизни: "Строительство автомобилей - это общественной дело, объединяющее работу многих людей".
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
Цель 1
Цель 1.1
Цель 1.2
Цель 1.3
Цель 1.2.1.
Цель 1.2.2.
Цель 1.2.3.
Цель 1.2.2.1
Цель 1.2.2.2
Цель 1.2.2.3
Глобальная цель
Цели 2 уровня
Цели 3 уровня
Цели 1 уровня
2. Этап стратегического планирования
Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал
Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата
2. Оценка инновационного потенциала компании
Сферы деятельности при оценки ИП
Производственная
Научно-техническая
Маркетинговая
Ресурсная
Организационная
Виды потенциалов:
Научно-технический потенциал – способность организации к производству новых знаний, технических решений
Инновационный потенциал – степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделении НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау).
Показатели оценки ИП:
Продуктовый
Функциональный
Ресурсный
Управленческий
Организационный
Продуктовый блок
- удельный вес продукции, находящийся на стадии выведения на рынок и стадии роста;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам качества;
удельный вес конкурентно способной продукции;
уровень обновления ассортимента продукции;
удельный вес продукции, имеющий патентную защиту.
Функциональный блок
Затратные показатели:
- удельный вес затрат на НИОКР в объем продаж (наукоемкость выпускаемой продукции);
- затраты на приобретение: лицензий, патентов, ноу-хау.
- затраты на приобретение инновационных фирм.
показатель инновационности ТАТ (turn-around time - успевай поворачиваться) – период времени с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах.
- длительность процесса разработки нового продукта или технологии;
- Длительность процесса подготовки производства нового продукта
- Длительность производственного цикла нового продукта
- Удельный вес разработок, выполненных на основе маркетинговых исследований
- Удельный вес коммерчески состоявшихся проектов в общем количестве разработок.
- показатели динамики обновления продукции (удельный вес продукции, выпускаемой от 2-х до 10 лет в общем объеме)
- количество приобретенных (проданных) новых технологий (технических достижений)
- объем экспорта научно-технической продукции
- коэффициент обновления оборудования, в том числе на базе принципиального нового.
Ресурсный блок
материально-технические ресурсы – совокупность средств научно-исследовательского труда (в том числе научного оборудование, приборы и установки, экспериментальные лаборатории, вычислительные центры) их структура и эффективность использования.
трудовые ресурсы: численность и структура кадров подразделений НИОКР; удельный вес высококвалифицированных рабочих в структуре промышленно-производственного персонала; состав и квалификация руководителей подразделений; удельный вес работников – инициаторов новшеств и т.д.
информационные ресурсы: доступ к базам данных научно-технической информации, прежде всего к заявкам на изобретение, выданным патентам, публикациям о проводимых НИР в отрасли и смежных отраслях.
финансовые ресурсы: доля направленных денежных средств на развитие; обеспеченность затрат на НИОКР собственными средствами; удельный вес привлеченных средств в общем объеме и их эффективность.
Управленческий блок
общее функциональное и проектное руководство
стиль управления
Организационный блок
удельный вес подразделений, участвующих в инновационной деятельности, состав и количество исследовательских, конструкторских и других научно-технических подразделений, экспериментальных и испытательских комплексов;
наличие обособленной структуры управления инновационной деятельностью, состав и количество совместных предприятий, занятых исследованием новых технологий и созданием новой продукции эффективность коммуникативных связей (НИОКР – производство – маркетинг).
3. Оценка инновационного климата компании
Инновационный климат
это сложившийся за определенный период времени условия в окружении фирмы, влияющие на эффективность
осуществления ее научно-технической деятельности
Факторы оценки инновационного климата
1. Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе)
2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)
3. Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсу, транспорту)
4. Технологическая и научно-техническая (рынок разработок научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжениренговых, венчурных и т.д).
5. Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов)
7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)
8. Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, оценка деятельности конкурентов)
Конкурентная разведка
сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм
глубокое, разностороннее изучение рынка и действующих на нем субъектов;
возможность прогнозирования тенденций изменения рынка;
выявление и изучение участников конкурентной борьбы при помощи данных бизнес- разведки;
выявление изменений в законодательстве, которые могут повлиять на развитие компании;
изучение информации по патентам и лицензиям;
изучение методов ведения коммерческой деятельности и их соответствия условиям рынка;
повышение уровня безопасности компании;
Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа
Маркетинговые исследования
Работа на выставках
Хедхантинг
Агентура
Сотрудник организации
Псевдо журналист
Устройство на работу (агент или диверсант)
Псевдо дилер
Выбор стратегии
4. Виды инновационных стратегий
Наступательные стратегии
Создание нового рынка
Приобретение новых компаний
Разбойничья стратегия
Стратегия непрерывного совершенствования «кайзен»
Стратегия сравнительных преимуществ
Лицензионная или имитационная стратегия
Стабилизационные
Оборонительная стратегия
Оппортунистическая стратегия
Зависимая стратегия
Защитная стратегия
Селективная (избирательная)