Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Инновационный менеджмент: методологические основы
Причины ускорения темпов инновационных процессов
2. Тенденции и разновидности развития
Постепенные количественные изменения
Принципиальные качественные изменения
Источник развития находится вне объекта
Источник развития находится внутри объекта
Появление и увеличение уже имеющегося
Использование качественно новых элементов
Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)
Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.
Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».
Этапы развития экономики на основе инноваций
Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:
Технологические пределы и разрывы
Первый этап — этап медленного развития (становления)
Второй этап — этап интенсивного роста
На третьем этапе происходит стабилизация
Четвертый этап – стадия «умирания».
Тенденции развития российской экономики
Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
Стадии конкурентоспособности национальной экономики
Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России
Закономерности развития предприятия
Концепции развития предприятия
Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 – 8 января 1950)
Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель».
Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)
3 основные составляющие нововведения:
(Удовлетворять рыночный спрос).
(Приносить прибыль производителю).
4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Научно-техническая конкуренция
соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль
В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:
Субъекты инновационного процесса:
Стадии инновационного процесса
ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб
(Научно-производственный цикл)
5. Виды инноваций и их классификация
Организационные формы инновационной деятельности
1. Организационные структуры инновационного менеджмента:
Причины торможения радикальных инноваций
Изменение финансового положения компании
3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
Характерные черты инновационных организаций:
4. Источники инноваций и методы генерирования идей
Количественное соотношение групп потребителей
Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Цели стратегического планирования
Уровни стратегического планирования
Этапы стратегического планирования
Устанавливается миссия компании;
Формулируется цель, строится дерево целей.
2. Этап стратегического планирования
Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал
Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата
2. Оценка инновационного потенциала компании
Сферы деятельности при оценки ИП
3. Оценка инновационного климата компании
Факторы оценки инновационного климата
2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)
7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)
Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа
Устройство на работу (агент или диверсант)
4. Виды инновационных стратегий
Управление персоналом инновационных предприятий
1. Теория человеческого капитала
Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»
Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
Формы воплощения человеческого капитала
• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации
Особенности управления персоналом в инновационных организациях
3. Стимулирование работников инновационных организаций
4. Корпоративная культура инновационных организаций
Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность
Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция
1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита
Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность
Объекты интеллектуальной собственности
На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)
Глобальный инновационный индекс
2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента
Изобретения (срок патента 20 лет)
По видам изобретения различаются
2) научные теории и математические методы;
4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
6) решения, заключающиеся только в представлении информации.
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
2) топологиям интегральных микросхем.
Способы подразделяются на три вида:
Международная классификация изобретений
Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)
Разновидности промышленных образцов:
Международная классификация промышленных образцов
Полезные модели (срок патента 10 лет)
Товарный знак и знак обслуживания
Наименование места происхождения товара
3. Рынок научно-технической продукции
Приводится подробнейшее описание следующих терминов:
Статья 3. Техническая документация
Статья 4. Гарантии и ответственность
• текущий платеж (отчисления роялти);
• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...
Статья 7. Обеспечение конфиденциальности
Статья 8. Реклама (не обязательна)
Статья 9. Информация и отчетность
Статья 11. Защита патентных прав
Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения
Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения
Расчет цены лицензии на базе роялти
Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.
В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.
прибыль(100-70)...................................................................30 ед.
Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5
Оценка критериев экономической значимости промышленного образца
4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков
5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков
6. Промышленный образец не имеет прототипов
2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла
3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных
4. Внешний вид нескольких основных узлов
5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата
6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения
Способы подразделяются на три вида:
направленные на изготовление изделий;
направленные на изменение состояния предметов материального мира без получения конкретных продуктов (транспортировка, обработка, регулирование);
определение состояния предметов материального мира (контроль, измерение, диагностика).
Вещество
это новое, обладающее существенными отличиями, искусственно создаваемое материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов, ингредиентов. (К веществам относятся сплавы, пластмассы, керамика, краски, смазочные материалы, растворы, эмульсии, пасты и т. п.
Штаммы микроорганизмов
наследственно однородные культуры профилактических бактерий, вирусов, грибов и других микроорганизмов, продуцирующие полезные свойства или обладающие иными полезными свойствами.
Международная классификация изобретений
Раздел A – удовлетворение жизненных потребностей человека
Раздел B – различные технологические процессы
Раздел C – химия, металлургия
Раздел D – текстиль, бумага
Раздел E – строительство, горное дело
Раздел F – механика, освещение, отопление, оружие и боеприпасы, взрывные работы
Раздел G – физика
Раздел H – электричество
Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)
Этохудожественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
Разновидности промышленных образцов:
общеполезные (полезные) образцы, которые наряду с удовлетворением художественных, эстетических требований и выступают решением технической задачи (например, кузов автомобиля);
промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с безалкогольной и винно-водочнсй продукцией, расцветки тканей и т. д.).
Виды промышленных образцов
Объемные (Композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура)
Плоскостные (Двухмерное линейно-цветографическое соотношение элементов (конфигурация, орнамент, сочетание цветов)
Комбинированные (Признаки, присущие объемным и плоскостным промышленным образцам)
Международная классификация промышленных образцов
Класс 5 –ткани, платки
Класс 6 – предметы меблировки
Класс 7 – предметы домашнего обихода
Класс 8 – тара и упаковка
Класс 9 – предметы украшения
Класс 11 – транспортные средства и подъемные устройства
Класс 12 – оборудования для получения электроэнергии
Класс 13 – обложки для книг, альбомов
Класс 22 – оружие
Класс 24 – медицинское оборудование
Класс 25 – строительные конструкции
Полезные модели (срок патента 10 лет)
определена как конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей, т. е. полезная модель представляет собой новое решение технической задачи, относящееся к устройству.
Товарный знак и знак обслуживания
это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
Функции товарного знака
является ориентиром при выборе того или иного товара дает возможность изготовителям товаров распознать свои товары, когда они уже перешли в распоряжение других владельцев позволяет органам, отвечающим за контроль качества товаров, распознать их владельцев выполняет рекламную функцию
Требования к товарным знакам
товарный знак должен состоять из обозначений, обладающих различительной способностью;
он не может представлять собой герб, флаг и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
не должен состоять из обозначений, являющихся общепринятыми символами и терминами;
не может представлять собой обозначение, указывающее на вид, качество, свойства, назначение, ценность товара, а также наместо и время его производства или сбыта;
ни в целом, ни в своих элементах обозначение не должно вводить в заблуждение потребителя, не может противоречить общественным интересам
, принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование
это наименование юридического лица, являющегося хозяйственной организацией, которое позволяет индивидуализировать конкретное предприятие в гражданском обороте. Фирменные (коммерческие) наименования служат для распознавания предприятий и выделения их среди других.
на организационно-правовую форму предприятия;
вид предприятия (государственное, муниципальное, частное);
предмет деятельности (производственное, торговое и т. д.);
личность владельца (собственники предприятия);
отличительное (специальное, произвольное) название.
Наименование места происхождения товара
есть название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, или же теми и другими одновременно.
Система патентования
Проверочная система
Заявка на изобретение подвергается экспертизе по форме и существу (новизна и наличие других условий патентоспособности технического решения)
Явочная система
Заявка проверяется на соответствие формальным требованиям. Новизна и изобретательское творчество не исследуются.
Отложенная система
Заявка подлежит обязательной публикации. Экспертиза по существу поступающих заявок осуществляется только по просьбе заявителя.
Ноу-хау
Незащищенные охранными документами и не опубликованные полностью или частично знания или опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, которые применимы в научных исследованиях, разработках, изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентно способной продукции
Патентные поверенные
Это лица, профессионально занимающиеся охраной промышленной собственности, которым предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и организациями, входящими в единую государственную патентную службу
3. Рынок научно-технической продукции
Научно-техническая продукция
Это результаты интеллектуальной деятельности, имеющей коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме
Лицензионный договор
Это разрешение на использование другим юридическим или физическим лицом изобретения, технологии, технических знаний, и производственного опыта, секретов производства, товарного знака, коммерческой или иной информации в течении определенного срока, в обусловленных соглашением пределах за соответствующие вознаграждение