Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

Структура курса

Инновационный менеджмент: методологические основы

Раздел 1

Вопросы

Вопросы

Литература

1. Введение

Причины ускорения темпов инновационных процессов

2. Тенденции и разновидности развития

Процесс развитие

Стадии процесса развития:

Формы развития:

(по результату развития)

Эволюционное

Постепенные количественные изменения

Революционное

Принципиальные качественные изменения

(по источнику развития)

Экзогенная

Источник развития находится вне объекта

Эндогенная

Источник развития находится внутри объекта

(по механизму развития)

Экстенсивная

Появление и увеличение уже имеющегося

Интенсивная

Использование качественно новых элементов

50-летние циклы Кондратьева

(7- 11 лет)

Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)

Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева».

Менш Герхард Отто

Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.

Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».

Группы инноваций

Этапы развития экономики на основе инноваций

Задание

Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:

1 группа: в первую волну

2 группа: во вторую волну

3 группа: в третью волну

4 группа: в четвертую волну

Технологические пределы и разрывы

S-образная кривая развития

Первый этап — этап медленного развития (становления)

Второй этап — этап интенсивного роста

На третьем этапе происходит стабилизация

Четвертый этап – стадия «умирания».

Технологические разрывы

Технологический разрыв

Тенденции развития российской экономики

Майкл Юджен Портер

Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.

Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

Стадии конкурентоспособности национальной экономики

Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России

Закономерности развития предприятия

Концепции развития предприятия

3. Инновационный менеджмент

Йозеф Алоиз Шумпетер  (8 февраля 1883 – 8 января 1950)

Австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Наиболее значительным произведением Шумпетера-теоретика является его работа «Теория экономического развития».

Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель». 

Инновация

Новая научно-организационная комбинация факторов производства, мотивируемая предпринимательским духом

Инновация

Классификация инноваций

Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)

Новизна товара

Маркетинговые инновации:

Управленческие инновации

Технологические инновации:

3 основные составляющие нововведения:

Свойства инноваций:

(Обладать новизной).

(Удовлетворять рыночный спрос).

(Приносить прибыль производителю).

Источники инноваций:

Инновационный менеджмент

4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии

Инновационный процесс

Конкурентоспособность

способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделяющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции

Научно-техническая конкуренция

соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль

В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:

Диффузия инноваций

Субъекты инновационного процесса:

Стадии инновационного процесса

ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб

(Научно-производственный цикл)

5. Виды инноваций и их классификация

Виды инноваций

По степени рыночной новизны:

Первичные

Первой волны

Второй волны

Вторичные

По причинам проведения

Опережающие

Адаптационные

По объекту:

Продуктовые

Совершенно новый товар

Модернизированный товар

Модифицированный товар

Товар новой сферы применения

Товар рыночной новизны

Маркетинговые

Управленческие

Технологические

Маркетинговые инновации

Управленческие инновации

РАЗДЕЛ 2

Организационные формы инновационной деятельности

Вопросы

Литература

1. Организационные структуры инновационного менеджмента:

Организационные структуры

Сектора науки:

2. Венчурный бизнес

Причины торможения радикальных инноваций

Изменение финансового положения компании

3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке

Характерные черты инновационных организаций:

Типы инновационных компаний

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-виоленты

Виоленты

Фирмы-патиенты

Фирмы-коммутанты

4. Источники инноваций и методы генерирования идей

Источники инноваций

Методы генерирования идей

5. Инновационный маркетинг

Количественное соотношение групп потребителей

Этапы жизненного цикла товара

Методы репозиционирования:

Ребрендинг

Массовая кастомизация

- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации до­полнительными элементами или принадлежностями.

РАЗДЕЛ 3

Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Вопросы

Литература

1. Стратегия организации

Стратегия организации

Цели стратегического планирования

Уровни стратегического планирования

Виды базовых стратегий

Матрица Ансоффа

Стратегия развития рынков

Стратегия проникновения

Этапы стратегического планирования

1. Этап постановки цели

Устанавливается миссия компании;

Формулируется цель, строится дерево целей.

Миссия компании

- это совокупность ценностей любой корпорации, обеспечивающих возможность создания и отслеживания параметров взаимодействия организации с внутренней и внешней средой. 

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

2. Этап стратегического планирования

Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал

Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата

2. Оценка инновационного потенциала компании

Сферы деятельности при оценки ИП

Виды потенциалов:

Показатели оценки ИП:

Продуктовый блок

Функциональный блок

Затратные показатели:

Ресурсный блок

Управленческий блок

Организационный блок

3. Оценка инновационного климата компании

Инновационный климат

Факторы оценки инновационного климата

1. Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе)

2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)

3. Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсу, транспорту)

4. Технологическая и научно-техническая (рынок разработок научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжениренговых, венчурных и т.д).

5. Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов)

7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)

8. Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, оценка деятельности конкурентов)

Конкурентная разведка

Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа

Сотрудник организации

Псевдо журналист

Устройство на работу (агент или диверсант)

Псевдо дилер

Выбор стратегии

4. Виды инновационных стратегий

Наступательные стратегии

Стабилизационные

Реализация стратегии

Раздел 4

Управление персоналом инновационных предприятий

Вопросы

Литература

1. Теория человеческого капитала

Теодор Уильям Шульц

Лауреат Нобелевской премии 1979 г. «за новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Являлся профессором Чикагского университета.

Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»

Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Формы воплощения человеческого капитала

• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

• институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации

Особенности управления персоналом в инновационных организациях

Две черты политики найма

3. Стимулирование работников инновационных организаций

Виды стимулирования

4. Корпоративная культура инновационных организаций

Корпоративная культура

Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность

РАЗДЕЛ 5

Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция

Вопросы

Литература

1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита

Виды собственности

Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности

ВОИС

ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности (входит в систему Организации Объединенных Наций). Конвенция, утверждающая ВОИС, была подписана в 1967 году и вступила в силу в 1970.

На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)

Функции ВОИС:

Глобальный инновационный индекс

Рейтинг стран

Рейтинг стран

48. Хорватия

49.Россия

50. Саудовская Аравия

51. Тринидад и Табаго

2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента

Промышленную собственность

Изобретения (срок патента 20 лет)

По видам изобретения различаются

Не являются изобретениями:

1) открытия;

2) научные теории и математические методы;

3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

5) программы для ЭВМ;

6) решения, заключающиеся только в представлении информации.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:

1) сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

2) топологиям интегральных микросхем.

Устройство

Способ

Способы подразделяются на три вида:

Вещество

Штаммы микроорганизмов

Международная классификация изобретений

Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)

Разновидности промышленных образцов:

Виды промышленных образцов

Международная классификация промышленных образцов

Полезные модели (срок патента 10 лет)

Товарный знак и знак обслуживания

Функции товарного знака

Требования к товарным знакам

Фирменное наименование

Наименование места происхождения товара

Система патентования

Проверочная система

Явочная система

Отложенная система

Ноу-хау

Патентные поверенные

3. Рынок научно-технической продукции

Научно-техническая продукция

Лицензионный договор

Лицензиар

Лицензиат

Виды лицензионных договоров

Классификационный признак

Неисключительная

Исключительная

Полная

Сублицензия

Опцион

Статья 1. Определения

Приводится подробнейшее описание следующих терминов:

Статья 2. Предмет соглашения

Статья 3. Техническая документация

Статья 4. Гарантии и ответственность

Статья 5. Платежи

• первоначальный платеж (возможно определенная сумма при подписании лицензионного соглашения, другая — при передаче технической документации);

• текущий платеж (отчисления роялти);

• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...

Статья 6. Сборы и налоги

Статья 7. Обеспечение конфиденциальности

Статья 8. Реклама (не обязательна)

Статья 9. Информация и отчетность

Статья 10. Усовершенствования

Статья 11. Защита патентных прав

Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения

Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения

Статья 14. Арбитраж

Статья 15. Прочие условия

Формы лицензионных платежей

платежи по роялти

паушальный платеж

Расчет цены лицензии на базе роялти

Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.

В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.

прибыль(100-70)...................................................................30 ед.

Роялти 6 % с цены произведенного и реализованного изделия (100 x 0,06) ................................................................................. 6ед.

Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5

Методы определения роялти

Размеры роялти по отраслям, %

Оценка критериев экономической значимости промышленного образца

1. Применение известных художественно-конструкторских средств, когда в перечне существенных признаков образца используется термин «применение»

2. Использование новой совокупности средств, позволяющей отличить образец от наиболее близкого аналога

3. Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с образцом по большому числу существенных признаков

4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков

5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков

6. Промышленный образец не имеет прототипов

1. Внешний вид простой детали

2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла

3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных

4. Внешний вид нескольких основных узлов

5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата

6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения

7. Внешний вид поточных линий

8. Внешний вид принципиально новых объектов техники

1. Опытный образец

2. Установочная партия

3. Мелкая серия

4. Средняя серия

5. Крупная серия

6. Массовое производство

Матрица Ансоффа

Стратегия развития рынков


Стратегия развития

рынков

Охват новых

сегментов

Развитие новых

каналов сбыта

Территориальная

экспансия

Улучшение

позиционирования

товара

Предложение

товара

в другом сегменте

рынка

Предложение

товара по

месту работы

покупателя

Создание

сети франшиз

Поставка товара

на другие рынки

Создание сети

эксклюзивных

дистрибьюторов

Стратегия проникновения


Стратегия

проникновения

Увеличение

доли рынка

Рационализация

рынка

Снижение цен

Проведение

мероприятий

по стимулированию

Фокусирование

на самых

рентабельных

сегментах

Увеличение числа

дистрибьюторов

Этапы стратегического планирования

1. Этап постановки цели

Устанавливается миссия компании;

Формулируется цель, строится дерево целей.

Миссия компании

- это совокупность ценностей любой корпорации, обеспечивающих возможность создания и отслеживания параметров взаимодействия организации с внутренней и внешней средой. 


Мобильные ТелеСистемы (МТС) - российский оператор мобильной связи: "Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал - на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании."
Компания ДАРЬЯ - лидер на рынке продуктов легкого приготовления России: "Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления.«


Sony Corporation - ведущий японский производитель аудио и видео аппаратуры, средств телекоммуникаций: "Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска".
IBM - международная компания, работающая в сфере современных информационных технологий и занимающаяся производством компьютеров и комплектующих, программного обеспечения, микроэлектроники, сетевых решений и т. п. : "Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий
".
Toyota - японская корпорация, занимающаяся производством автомобилей различных модификаций и для любой сферы жизни: "Строительство автомобилей - это общественной дело, объединяющее работу многих людей".

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ


Цель 1

Цель 1.1

Цель 1.2

Цель 1.3

Цель 1.2.1.

Цель 1.2.2.

Цель 1.2.3.

Цель 1.2.2.1

Цель 1.2.2.2

Цель 1.2.2.3

Глобальная цель

Цели 2 уровня

Цели 3 уровня

Цели 1 уровня

2. Этап стратегического планирования

Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал

Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата

2. Оценка инновационного потенциала компании

Сферы деятельности при оценки ИП


Производственная
Научно-техническая
Маркетинговая
Ресурсная
Организационная

Виды потенциалов:


Научно-технический потенциал – способность организации к производству новых знаний, технических решений
Инновационный потенциал – степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделении НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау).

Показатели оценки ИП:


Продуктовый
Функциональный
Ресурсный
Управленческий
Организационный

Продуктовый блок


    удельный вес продукции, находящийся на стадии выведения на рынок и стадии роста;
    удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам качества;
    удельный вес конкурентно способной продукции;
    уровень обновления ассортимента продукции;
    удельный вес продукции, имеющий патентную защиту.

Функциональный блок

Затратные показатели:


- удельный вес затрат на НИОКР в объем продаж (наукоемкость выпускаемой продукции);
- затраты на приобретение: лицензий, патентов, ноу-хау.
- затраты на приобретение инновационных фирм.


показатель инновационности ТАТ (turn-around time - успевай поворачиваться) – период времени с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах.


- длительность процесса разработки нового продукта или технологии;
- Длительность процесса подготовки производства нового продукта
- Длительность производственного цикла нового продукта
- Удельный вес разработок, выполненных на основе маркетинговых исследований
- Удельный вес коммерчески состоявшихся проектов в общем количестве разработок.


- показатели динамики обновления продукции (удельный вес продукции, выпускаемой от 2-х до 10 лет в общем объеме)
- количество приобретенных (проданных) новых технологий (технических достижений)
- объем экспорта научно-технической продукции
- коэффициент обновления оборудования, в том числе на базе принципиального нового.

Ресурсный блок


материально-технические ресурсы – совокупность средств научно-исследовательского труда (в том числе научного оборудование, приборы и установки, экспериментальные лаборатории, вычислительные центры) их структура и эффективность использования.
трудовые ресурсы: численность и структура кадров подразделений НИОКР; удельный вес высококвалифицированных рабочих в структуре промышленно-производственного персонала; состав и квалификация руководителей подразделений; удельный вес работников – инициаторов новшеств и т.д.
информационные ресурсы: доступ к базам данных научно-технической информации, прежде всего к заявкам на изобретение, выданным патентам, публикациям о проводимых НИР в отрасли и смежных отраслях.
финансовые ресурсы: доля направленных денежных средств на развитие; обеспеченность затрат на НИОКР собственными средствами; удельный вес привлеченных средств в общем объеме и их эффективность.

Управленческий блок


общее функциональное и проектное руководство
стиль управления

Организационный блок


удельный вес подразделений, участвующих в инновационной деятельности, состав и количество исследовательских, конструкторских и других научно-технических подразделений, экспериментальных и испытательских комплексов;
наличие обособленной структуры управления инновационной деятельностью, состав и количество совместных предприятий, занятых исследованием новых технологий и созданием новой продукции эффективность коммуникативных связей (НИОКР – производство – маркетинг).

3. Оценка инновационного климата компании

Инновационный климат


это сложившийся за определенный период времени условия в окружении фирмы, влияющие на эффективность
осуществления ее научно-технической деятельности

Факторы оценки инновационного климата

1. Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе)

2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)

3. Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсу, транспорту)

4. Технологическая и научно-техническая (рынок разработок научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжениренговых, венчурных и т.д).

5. Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов)

7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)

8. Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, оценка деятельности конкурентов)

Конкурентная разведка


сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм


глубокое, разностороннее изучение рынка и действующих на нем субъектов;
возможность прогнозирования тенденций изменения рынка;
выявление и изучение участников конкурентной борьбы при помощи данных бизнес- разведки;
выявление изменений в законодательстве, которые могут повлиять на развитие компании;
изучение информации по патентам и лицензиям;
изучение методов ведения коммерческой деятельности и их соответствия условиям рынка;
повышение уровня безопасности компании;

Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа


Маркетинговые исследования
Работа на выставках
Хедхантинг
Агентура

Сотрудник организации

Псевдо журналист

Устройство на работу (агент или диверсант)

Псевдо дилер


Выбор стратегии

4. Виды инновационных стратегий

Наступательные стратегии


Создание нового рынка

Приобретение новых компаний
Разбойничья стратегия
Стратегия непрерывного совершенствования «кайзен»
Стратегия сравнительных преимуществ
Лицензионная или имитационная стратегия

Стабилизационные


Оборонительная стратегия
Оппортунистическая стратегия
Зависимая стратегия
Защитная стратегия
Селективная (избирательная)

Реализация стратегии