Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Инновационный менеджмент: методологические основы
Причины ускорения темпов инновационных процессов
2. Тенденции и разновидности развития
Постепенные количественные изменения
Принципиальные качественные изменения
Источник развития находится вне объекта
Источник развития находится внутри объекта
Появление и увеличение уже имеющегося
Использование качественно новых элементов
Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)
Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.
Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».
Этапы развития экономики на основе инноваций
Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:
Технологические пределы и разрывы
Первый этап — этап медленного развития (становления)
Второй этап — этап интенсивного роста
На третьем этапе происходит стабилизация
Четвертый этап – стадия «умирания».
Тенденции развития российской экономики
Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
Стадии конкурентоспособности национальной экономики
Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России
Закономерности развития предприятия
Концепции развития предприятия
Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 – 8 января 1950)
Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель».
Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)
3 основные составляющие нововведения:
(Удовлетворять рыночный спрос).
(Приносить прибыль производителю).
4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Научно-техническая конкуренция
соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль
В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:
Субъекты инновационного процесса:
Стадии инновационного процесса
ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб
(Научно-производственный цикл)
5. Виды инноваций и их классификация
Организационные формы инновационной деятельности
1. Организационные структуры инновационного менеджмента:
Причины торможения радикальных инноваций
Изменение финансового положения компании
3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
Характерные черты инновационных организаций:
4. Источники инноваций и методы генерирования идей
Количественное соотношение групп потребителей
Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Цели стратегического планирования
Уровни стратегического планирования
Этапы стратегического планирования
Устанавливается миссия компании;
Формулируется цель, строится дерево целей.
2. Этап стратегического планирования
Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал
Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата
2. Оценка инновационного потенциала компании
Сферы деятельности при оценки ИП
3. Оценка инновационного климата компании
Факторы оценки инновационного климата
2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)
7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)
Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа
Устройство на работу (агент или диверсант)
4. Виды инновационных стратегий
Управление персоналом инновационных предприятий
1. Теория человеческого капитала
Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»
Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
Формы воплощения человеческого капитала
• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации
Особенности управления персоналом в инновационных организациях
3. Стимулирование работников инновационных организаций
4. Корпоративная культура инновационных организаций
Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность
Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция
1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита
Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность
Объекты интеллектуальной собственности
На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)
Глобальный инновационный индекс
2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента
Изобретения (срок патента 20 лет)
По видам изобретения различаются
2) научные теории и математические методы;
4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
6) решения, заключающиеся только в представлении информации.
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
2) топологиям интегральных микросхем.
Способы подразделяются на три вида:
Международная классификация изобретений
Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)
Разновидности промышленных образцов:
Международная классификация промышленных образцов
Полезные модели (срок патента 10 лет)
Товарный знак и знак обслуживания
Наименование места происхождения товара
3. Рынок научно-технической продукции
Приводится подробнейшее описание следующих терминов:
Статья 3. Техническая документация
Статья 4. Гарантии и ответственность
• текущий платеж (отчисления роялти);
• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...
Статья 7. Обеспечение конфиденциальности
Статья 8. Реклама (не обязательна)
Статья 9. Информация и отчетность
Статья 11. Защита патентных прав
Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения
Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения
Расчет цены лицензии на базе роялти
Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.
В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.
прибыль(100-70)...................................................................30 ед.
Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5
Оценка критериев экономической значимости промышленного образца
4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков
5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков
6. Промышленный образец не имеет прототипов
2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла
3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных
4. Внешний вид нескольких основных узлов
5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата
6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения
Научно техническая новизна
(Обладать новизной).
Коммерческая реализуемость(Удовлетворять рыночный спрос).
Производственная применяемость(Приносить прибыль производителю).
Источники инноваций:
Неожиданное событие;
Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;
Потребности производственного процесса;
Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»;
Демографические изменения;
Изменения в восприятии и настроениях потребителей;
Новое знание.
Инновационный менеджмент
это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельности, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Инновационный процесс
создание освоение распространение
Конкурентоспособность
способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделяющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции
Научно-техническая конкуренция
соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль
В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:
на первой стадии нововведение стимулируется монопольным доходом, который оно обеспечивает его внедряющей фирме;
на второй стадии технические и коммерческие преимущества постепенно уменьшаются по мере того, как другие фирмы заимствуют первоначальную идею нововведения;
на третьей стадии монопольная прибыль исчезает или значительно снижается — экономическая система «поглощает» нововведение и возвращается в состояние нового равновесия.
Диффузия инноваций
процесс по средствам которого нововведение передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени
Субъекты инновационного процесса:
Новаторы – генераторы научно-технических знаний (прибыль от дохода использования изобретения)
Ранние реципиенты - предприятия первыми освоившие новшество (прибыль от продвижения товара на рынок)
Ранние большинство – фирмы, первые внедрившие новшество в производство, что обеспечило им прибыль.
Отстающие – фирмы, которые из-за запаздывания нововведений выпускают продукцию, которая уже устарела.
Стадии инновационного процесса
ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб
(Научно-производственный цикл)
ФИ – фундаментальные исследования
ПИ – прикладные исследования
Р – разработка
ПР – проектирование
С – строительство
ОС – освоение
ПП – промышленное производство
М – маркетинг
Сб – сбыт
5. Виды инноваций и их классификация
Виды инноваций
По степени рыночной новизны:
Первичные
Первой волны
Второй волны
Вторичные
По причинам проведения
Опережающие
Адаптационные
По объекту:
Продуктовые
Совершенно новый товар
Модернизированный товар
Модифицированный товар
Товар новой сферы применения
Товар рыночной новизны
Маркетинговые
Управленческие
Технологические
Маркетинговые инновации
использование новых методов маркетинговых исследований;
применение новых стратегий сегментации рынка;
выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
модифицирование кривой Ж ЦТ;
репозиционирование товара;
изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;
построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;
использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или. избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т. д.
Управленческие инновации
НЛП в управлении
Коучинг как метод развития персонала
Онтоменеджмент
CRM подход в бизнесе
Проекторное управление
Процессное управление
Управление на основе системы сбалансированных показателей
Управление знаниями
Бережливое производство
Аутсорсинг, аутстафинг,
Ааутплейсмент
Партизанский и вирусный маркетинг
Бенчмаркинг
применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса (заключаются в автоматизации производства, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы)
РАЗДЕЛ 2
Организационные формы инновационной деятельности
Вопросы
Организационные структуры инновационного менеджмента
Венчурный бизнес
Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
Источники инноваций и методы генерирования идей
Инновационный маркетинг
Литература
Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2007. 584 с.
Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. М.: Центрполиграф, 2010. 288 с.
КаширинА.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007. 350 с.
1. Организационные структуры инновационного менеджмента:
Организационные структуры
это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Сектора науки:
Государственный
Предпринимательский
Высшее образование
Частный бесприбыльный
Венчурные бизнес
2. Венчурный бизнес
Причины торможения радикальных инноваций
ориентация на текущую прибыльность в краткосрочном периоде и существующий рыночный спрос
повышение капитализации и увеличение темпов роста
тщательный анализ и планирование инвестиционных проектов
Венчурное финансирование – это вложение капитала в обмен на долю в компании, находящейся на стадии start-up, в расчете на рост капитализации профинансированной компании в будущем и получения высокой прибыли при продаже этой доли по прошествии определенного времени.
Изменение финансового положения компании
Seed (посевная)– на этой стадии у предпринимателя есть только лишь идея проекта. Бизнес-план. Необходим капитал;
Start-up (старт-ап) – компания только начала свою деятельность, обладает опытным образцом;
Early Stage (ранний рост)– у компании есть первые клиенты. Продукт уже существует и исправно продается. Продажи растут. Выход на «точку безубыточности»;
Expansion (расширение) – а вот эта стадия интересна тем, что компания начинает стремительно развиваться, и ей требуются дополнительные инвестиции на это;
Exit (выход) – стадия, на которой бизнес-ангел, инвестор выходит из проекта, чтобы получить прибыль.
3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке
Характерные черты инновационных организаций:
Высокий интеллектуальный уровень трудовой деятельности;
Модульность;
Резкое возрастание видов и объемов деятельности по контракту;
Наличие двух групп персонала;
Сокращение служащих работающих в офисе.
Типы инновационных компаний
Фирмы-эксплеренты
Фирмы-эксплеренты
Фирмы-виоленты
Фирмы-патиенты
Фирмы-коммутанты
Фирмы-эксплеренты
Фирмы специализирующиеся на создании новых или радикально преобразованных старых сегментов рынка, и занимающиеся продвижением новшества на рынок
Фирмы-виоленты
Компании обладающие крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологий, занимаются крупносерийным или массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей
Виоленты
Горделивый лев
Могучий слон
Неповоротливый бегемот
Фирмы-патиенты
Компании работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств
Фирмы-коммутанты
Мелкие и средние компании ориентированные на удовлетворение местно-национальных потребностей
4. Источники инноваций и методы генерирования идей
Источники инноваций
Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)
Несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;
Потребности производственного процесса;
Изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех в врасплох»;
Демографические изменения;
Изменение в восприятии и настроениях потребителей;
Новое знание (научное и ненаучное).
Методы генерирования идей
морфологический анализ и синтез;
метод контрольных вопросов;
синектический метод;
метод инверсии;
метод «мозгового штурма»;
метод свободных ассоциаций;
алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);
использование информационных технологий и баз данных.
5. Инновационный маркетинг
Количественное соотношение групп потребителей
Этапы жизненного цикла товара
Методы репозиционирования:
выделение новых сфер применения;
придание нового функционального имиджа;
изменение категории товара;
акцентирование внимание на определенных свойствах, не выделяемых ранее.
Ребрендинг
— это изменение позиционирования бренда в целях повышения интереса и лояльности со стороны потребителей. Основной стратегической задачей ребрендинга является достижение долгосрочной рентабельности деятельности компании на рынке.Массовая кастомизация
- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами или принадлежностями.
РАЗДЕЛ 3
Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Вопросы
Стратегия организации
Оценка инновационного потенциала компании
Оценка инновационного климата компании
Виды инновационных стратегий
Литература
Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2007. 584 с.
Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание СПб.: Питер, 2009. 384 с.
1. Стратегия организации
Стратегия организации
это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение продолжительного периода времени
Цели стратегического планирования
Эффективное распределений и использование ресурсов
Адаптация к внешней среде
Уровни стратегического планирования
Корпоративная стратегия
Деловая (бизнес) стратегия
Функциональная стратегия
Виды базовых стратегий
Стратегия интенсивного роста
- Стратегия проникновения на рынок
Стратегия развития рынка
Стратегия развития продукта
Стратегия диверсификации
Интеграционная стратегия
Стратеги сокращения