Файл: Учебное пособие по специальности Менеджмент организации. М. Омега, 2011. 416 с. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент Учебное пособие. 2е издание спб. Питер, 2009.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

Структура курса

Инновационный менеджмент: методологические основы

Раздел 1

Вопросы

Вопросы

Литература

1. Введение

Причины ускорения темпов инновационных процессов

2. Тенденции и разновидности развития

Процесс развитие

Стадии процесса развития:

Формы развития:

(по результату развития)

Эволюционное

Постепенные количественные изменения

Революционное

Принципиальные качественные изменения

(по источнику развития)

Экзогенная

Источник развития находится вне объекта

Эндогенная

Источник развития находится внутри объекта

(по механизму развития)

Экстенсивная

Появление и увеличение уже имеющегося

Интенсивная

Использование качественно новых элементов

50-летние циклы Кондратьева

(7- 11 лет)

Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)

Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева».

Менш Герхард Отто

Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.

Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».

Группы инноваций

Этапы развития экономики на основе инноваций

Задание

Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:

1 группа: в первую волну

2 группа: во вторую волну

3 группа: в третью волну

4 группа: в четвертую волну

Технологические пределы и разрывы

S-образная кривая развития

Первый этап — этап медленного развития (становления)

Второй этап — этап интенсивного роста

На третьем этапе происходит стабилизация

Четвертый этап – стадия «умирания».

Технологические разрывы

Технологический разрыв

Тенденции развития российской экономики

Майкл Юджен Портер

Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.

Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

Стадии конкурентоспособности национальной экономики

Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России

Закономерности развития предприятия

Концепции развития предприятия

3. Инновационный менеджмент

Йозеф Алоиз Шумпетер  (8 февраля 1883 – 8 января 1950)

Австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Наиболее значительным произведением Шумпетера-теоретика является его работа «Теория экономического развития».

Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель». 

Инновация

Новая научно-организационная комбинация факторов производства, мотивируемая предпринимательским духом

Инновация

Классификация инноваций

Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)

Новизна товара

Маркетинговые инновации:

Управленческие инновации

Технологические инновации:

3 основные составляющие нововведения:

Свойства инноваций:

(Обладать новизной).

(Удовлетворять рыночный спрос).

(Приносить прибыль производителю).

Источники инноваций:

Инновационный менеджмент

4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии

Инновационный процесс

Конкурентоспособность

способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделяющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции

Научно-техническая конкуренция

соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль

В ходе научно-технической конкуренции нововведения проходят три стадии:

Диффузия инноваций

Субъекты инновационного процесса:

Стадии инновационного процесса

ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб

(Научно-производственный цикл)

5. Виды инноваций и их классификация

Виды инноваций

По степени рыночной новизны:

Первичные

Первой волны

Второй волны

Вторичные

По причинам проведения

Опережающие

Адаптационные

По объекту:

Продуктовые

Совершенно новый товар

Модернизированный товар

Модифицированный товар

Товар новой сферы применения

Товар рыночной новизны

Маркетинговые

Управленческие

Технологические

Маркетинговые инновации

Управленческие инновации

РАЗДЕЛ 2

Организационные формы инновационной деятельности

Вопросы

Литература

1. Организационные структуры инновационного менеджмента:

Организационные структуры

Сектора науки:

2. Венчурный бизнес

Причины торможения радикальных инноваций

Изменение финансового положения компании

3. Инновационные организации: особенности деятельности, поведение на рынке

Характерные черты инновационных организаций:

Типы инновационных компаний

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-эксплеренты

Фирмы-виоленты

Виоленты

Фирмы-патиенты

Фирмы-коммутанты

4. Источники инноваций и методы генерирования идей

Источники инноваций

Методы генерирования идей

5. Инновационный маркетинг

Количественное соотношение групп потребителей

Этапы жизненного цикла товара

Методы репозиционирования:

Ребрендинг

Массовая кастомизация

- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации до­полнительными элементами или принадлежностями.

РАЗДЕЛ 3

Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Вопросы

Литература

1. Стратегия организации

Стратегия организации

Цели стратегического планирования

Уровни стратегического планирования

Виды базовых стратегий

Матрица Ансоффа

Стратегия развития рынков

Стратегия проникновения

Этапы стратегического планирования

1. Этап постановки цели

Устанавливается миссия компании;

Формулируется цель, строится дерево целей.

Миссия компании

- это совокупность ценностей любой корпорации, обеспечивающих возможность создания и отслеживания параметров взаимодействия организации с внутренней и внешней средой. 

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

2. Этап стратегического планирования

Анализируется внутренняя среда организации и оценивается ее инновационный потенциал

Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата

2. Оценка инновационного потенциала компании

Сферы деятельности при оценки ИП

Виды потенциалов:

Показатели оценки ИП:

Продуктовый блок

Функциональный блок

Затратные показатели:

Ресурсный блок

Управленческий блок

Организационный блок

3. Оценка инновационного климата компании

Инновационный климат

Факторы оценки инновационного климата

1. Социальная инфраструктура (доступ персонала и потенциальных работников к образовательному, медицинскому и культурному комплексам в регионе)

2. Коммуникационная сфера (доступ к информационным ресурсам, связь)

3. Природно-географические условия (доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсу, транспорту)

4. Технологическая и научно-техническая (рынок разработок научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжениренговых, венчурных и т.д).

5. Экономическая и финансовая сфера (налоговая система, льготы, инвестиционный климат на федеральном и региональном уровнях, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов)

7. Рынок трудовых ресурсов (рынок труда специалистов, высококвалифицированных рабочих)

8. Стратегическая зона хозяйствования (скорость появления инноваций на данном сегменте рынка, оценка деятельности конкурентов)

Конкурентная разведка

Методы конкурентной разведки и промышленного шпионажа

Сотрудник организации

Псевдо журналист

Устройство на работу (агент или диверсант)

Псевдо дилер

Выбор стратегии

4. Виды инновационных стратегий

Наступательные стратегии

Стабилизационные

Реализация стратегии

Раздел 4

Управление персоналом инновационных предприятий

Вопросы

Литература

1. Теория человеческого капитала

Теодор Уильям Шульц

Лауреат Нобелевской премии 1979 г. «за новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Являлся профессором Чикагского университета.

Одной из главных работ Шульца была «Теория человеческого капитала»

Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Формы воплощения человеческого капитала

• живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

• институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

2. Основные элементы управления персоналом инновационной организации

Особенности управления персоналом в инновационных организациях

Две черты политики найма

3. Стимулирование работников инновационных организаций

Виды стимулирования

4. Корпоративная культура инновационных организаций

Корпоративная культура

Факторы КК воздействующие на инновационную деятельность

РАЗДЕЛ 5

Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция

Вопросы

Литература

1. Понятие интеллектуальной собственности и ее защита

Виды собственности

Классификация инноваций как объектов интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности

ВОИС

ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности (входит в систему Организации Объединенных Наций). Конвенция, утверждающая ВОИС, была подписана в 1967 году и вступила в силу в 1970.

На данный момент членами ВОС являются 179 государств (90% всех стран)

Функции ВОИС:

Глобальный инновационный индекс

Рейтинг стран

Рейтинг стран

48. Хорватия

49.Россия

50. Саудовская Аравия

51. Тринидад и Табаго

2. Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента

Промышленную собственность

Изобретения (срок патента 20 лет)

По видам изобретения различаются

Не являются изобретениями:

1) открытия;

2) научные теории и математические методы;

3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

5) программы для ЭВМ;

6) решения, заключающиеся только в представлении информации.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:

1) сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

2) топологиям интегральных микросхем.

Устройство

Способ

Способы подразделяются на три вида:

Вещество

Штаммы микроорганизмов

Международная классификация изобретений

Промышленные образцы (срок патенты 15 лет)

Разновидности промышленных образцов:

Виды промышленных образцов

Международная классификация промышленных образцов

Полезные модели (срок патента 10 лет)

Товарный знак и знак обслуживания

Функции товарного знака

Требования к товарным знакам

Фирменное наименование

Наименование места происхождения товара

Система патентования

Проверочная система

Явочная система

Отложенная система

Ноу-хау

Патентные поверенные

3. Рынок научно-технической продукции

Научно-техническая продукция

Лицензионный договор

Лицензиар

Лицензиат

Виды лицензионных договоров

Классификационный признак

Неисключительная

Исключительная

Полная

Сублицензия

Опцион

Статья 1. Определения

Приводится подробнейшее описание следующих терминов:

Статья 2. Предмет соглашения

Статья 3. Техническая документация

Статья 4. Гарантии и ответственность

Статья 5. Платежи

• первоначальный платеж (возможно определенная сумма при подписании лицензионного соглашения, другая — при передаче технической документации);

• текущий платеж (отчисления роялти);

• гарантия, что роялти за каждый истекший год будет составлять не менее...

Статья 6. Сборы и налоги

Статья 7. Обеспечение конфиденциальности

Статья 8. Реклама (не обязательна)

Статья 9. Информация и отчетность

Статья 10. Усовершенствования

Статья 11. Защита патентных прав

Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения

Статья 13.Последствия прекращения действия соглашения

Статья 14. Арбитраж

Статья 15. Прочие условия

Формы лицензионных платежей

платежи по роялти

паушальный платеж

Расчет цены лицензии на базе роялти

Цена одного изделия, изготовленного по лицензии ............ 100 ед.

В том числе: издержки производства......................................... 70 ед.

прибыль(100-70)...................................................................30 ед.

Роялти 6 % с цены произведенного и реализованного изделия (100 x 0,06) ................................................................................. 6ед.

Таким образом, пропорция раздела прибыли составляет: лицензиару — 1/5 прибыли, лицензиату — 4/5

Методы определения роялти

Размеры роялти по отраслям, %

Оценка критериев экономической значимости промышленного образца

1. Применение известных художественно-конструкторских средств, когда в перечне существенных признаков образца используется термин «применение»

2. Использование новой совокупности средств, позволяющей отличить образец от наиболее близкого аналога

3. Промышленный образец имеет прототип, совпадающий с образцом по большому числу существенных признаков

4. Образец, имеющий прототип, совпадающий по половине существенных признаков

5. Образец имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков

6. Промышленный образец не имеет прототипов

1. Внешний вид простой детали

2. Внешний вид сложной или сборной детали неосновного узла

3. Внешний вид одного основного узла и нескольких неосновных

4. Внешний вид нескольких основных узлов

5. Внешний вид простой машины, станка, прибора, станка, аппарата

6. Внешний вид сложной машины, станка, прибора, станка, аппарата, сооружения

7. Внешний вид поточных линий

8. Внешний вид принципиально новых объектов техники

1. Опытный образец

2. Установочная партия

3. Мелкая серия

4. Средняя серия

5. Крупная серия

6. Массовое производство

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

Структура курса


Раздел 1 - Инновационный менеджмент: методологические основы
Раздел 2 - Организационные формы инновационной деятельности
Раздел 3 - Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Раздел 4 - Управление персоналом инновационных предприятий
Раздел 5 - Интеллектуальная собственность и научно-техническая продукция

Инновационный менеджмент: методологические основы

Раздел 1

Вопросы

Вопросы


Введение
Тенденции и разновидности развития
Инновационный менеджмент
Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Классификация инноваций

Литература


Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». М.: Омега, 2011. 416 с.
Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание СПб.: Питер, 2009.
Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2009. 238 с.

1. Введение

Причины ускорения темпов инновационных процессов


Конкуренция
Государственное регулирование
Фундаментальные характеристики человеческой натуры

2. Тенденции и разновидности развития

Процесс развитие


направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному

Стадии процесса развития:


1-ая –подготовка предпосылок образования данного процесса (внешнее движение)
2-ая – переход к внутреннему движению
3-ая – формирование, преобразование новым процессам тех условий, из которых он возник
4-ая –собственно развитие, устойчивое существование на своей основе
5-ая –разрушение процесса

Формы развития:

(по результату развития)

Эволюционное

Постепенные количественные изменения

Революционное

Принципиальные качественные изменения

(по источнику развития)

Экзогенная

Источник развития находится вне объекта


Эндогенная

Источник развития находится внутри объекта

(по механизму развития)

Экстенсивная

Появление и увеличение уже имеющегося

Интенсивная

Использование качественно новых элементов

50-летние циклы Кондратьева


Короткие циклы (3-3,5 года)
Торгово-промышленные циклы

(7- 11 лет)

Большие циклы (48-55 лет)

Кондратьев Николай Дмитриевич (4 марта 1892 – 17 сентября 1938)

Русский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева».

В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов (8–12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50–55 лет) – «большие волны конъюнктуры». Им были обработаны статистические материалы (динамика цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780–1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в целом по мировому хозяйству.  
Первая волна (1785—1835 гг.)
Вторая волна (1830-1890 гг.)
Третья волна (1880-1940 гг.)
Четвертая волна (1930-1990 гг.)
Пятая волна (1985-2035 гг.)


Технологические циклы
Экономические циклы
Технико-экономические циклы развития отрасли
Технико-экономические циклы развития предприятия

Менш Герхард Отто

Профессор, председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета.

Автор книги «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию».

Группы инноваций


Базисные
Улучшающие
Псевдоинновации

Этапы развития экономики на основе инноваций


1 этап. Новый товар или технология - спрос превышает предложение (высокие темпы роста)
2 этап. Производство превышает спрос (падает норма прибыли, поиск новых рынков)
3 этап. Капиталы устремляется на финансовые рынки достигая на финансовых спекуляциях достигая максимум доли прибыли
4 этап. На финансовых рынках доля прибыли снижается ниже нормы прибыли в промышленности, данная сфера готова для инвестиций

Задание

Определите какие научные открытия и инновации стали определяющими для развития:

1 группа: в первую волну

2 группа: во вторую волну

3 группа: в третью волну


4 группа: в четвертую волну

Технологические пределы и разрывы

S-образная кривая развития

Первый этап — этап медленного развития (становления)

Второй этап — этап интенсивного роста

На третьем этапе происходит стабилизация

Четвертый этап – стадия «умирания».

Технологические разрывы

Технологический разрыв


это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращенно посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии

Тенденции развития российской экономики

Майкл Юджен Портер

Профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, специалист в области изучения экономической конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.

Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

Стадии конкурентоспособности национальной экономики


факторы производства инвестиции нововведения богатства

Принципы стратегии долгосрочного экономического роста России


сокращение разрыва в доходах населения формирование «адаптационный потенциала»
специализация в мировом научно-техническом пространстве преодоление инерционной формы развития таких отраслей, как нефтяная промышленность, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика

Закономерности развития предприятия


Внутренняя эффективность
Внешняя эффективность

Концепции развития предприятия


Маркетинговая концепция (Концепция «втягивание рынком» предприятие предлагает продукты и услуги, вызванные потребностями рынка)
Концепция «технологического проталкивания» (предприятия предлагают новые продукты и услуги, формируют новые потребности человека и способы их удовлетворения)


ЖЦИ - представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю или продавцу прибыль или иную реальную выгоду.
Внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад


этап: выполнение проектно – конструкторских работ. Изготовление нового образца и его испытания.

этап: подготовка производства к промышленному освоению инновации.
этап: коммерциализация инновации, включающая типовые стадии ЖЦТ (У).

3. Инновационный менеджмент

Йозеф Алоиз Шумпетер  (8 февраля 1883 – 8 января 1950)

Австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Наиболее значительным произведением Шумпетера-теоретика является его работа «Теория экономического развития».

Шумпетер настойчиво подчёркивает различие между понятиями «капиталист» и предприниматель». 

Инновация

Новая научно-организационная комбинация факторов производства, мотивируемая предпринимательским духом

Инновация


конечный результат инновационной деятельности получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Классификация инноваций


по степени рыночной новизны (первичные и вторичные)
по причинам проведения (адаптационные и стратегические);
по объекту инновации (продуктовые; управленческие; маркетинговые; технологические).

Разновидности инноваций: (по Й. Шумпетеру)


новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
новый, более эффективный метод производства известной продукции;
открытие новых источников сбыта известной продукции;
открытие новых источников сырья или производство полуфабрикатов;
реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то устоявшейся в нем монополии.

Новизна товара


совершенно новый товар:
модернизированный товар;
модифицированный товар;
товар новой сферы применения;
товар рыночной новизны.

Маркетинговые инновации:


использование новых методов маркетинговых исследований;
применение новых стратегий сегментации рынка;
выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
модифицирование кривой ЖЦТ;
репозиционирование товара;
изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;
построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;

использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей.

Управленческие инновации


реструктуризация компаний;
внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих ;
внедрение новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведение их в соответствие с построением и целями организации;
переход к тотальному управлению качеством (TQM);
переход к поставкам «точно в срок».

Технологические инновации:


применение новых технических и технологических методов повышения; эффективности производственного процесса;
автоматизация производства;
использование модульной системы работ компьютеризация и роботизация производственных линий;
оптимизация материально-производственной базы.


Рис. 1 Предпосылки инновационной деятельности

1.2. Объективные предпосылки инновационной деятельности

Предпосылки инноваций

Внутренние

(внутрифирменные проблемы)

Внешние

(изменения в предпринимательской среде)

Новые идеи в области НИОКР

Рост потенциального спроса

Возможность дополнительных инноваций

Появление новых конкурентных преимуществ

Открытие новых рынков сбыта

Снижение прибыльности

Снижение доли рынка

Снижение эффективности

Рост текучести кадров

Рост кредиторской задолженности

Падение курса акций

Снижение качества продукции

Потребители

Поставщики

Конкуренты

Органы государственного управления

Общественные организации

Научно-техническая среда

Экономическая среда

Политическая среда

Социальная среда

Демографическая среда

Косвенного

воздействия

Отрицательные

Положительные

Прямого

воздействия

3 основные составляющие нововведения:


Потребность, подлежащая удовлетворению.
Концепция объекта, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея.
Компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющие довести концепцию до рабочего состояния.

Свойства инноваций: