ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте
4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:
23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?
24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?
25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.
Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):
27. Дайте понятие педагогической деятельности.
30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?
31. Что такое профессиональное самосознание педагога?
33. Назовите основные функции и умения педагога.
34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?
36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?
37. Что такое педагогическое общение?
38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.
39. Охарактеризуйте педагогические конфликты
40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?
41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?
Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»
42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?
43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.
4. Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.
Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения: Барьер боязни детского коллектива (класса, группы). Данный барьер характерен для начинающих педагогов, которые хорошо владеют учебным материалом, но их пугает сама мысль контакта с детьми. Барьер отсутствия контакта. Заключается в том, что педагог действует «автономно» от детского коллектива, в то время как необходимо быстро и оперативно организовать взаимодействие с детьми. Барьер сужения функций общения. Состоит в том, что педагог сводит процесс общения с детьми исключительно к темам обучения и совершенно упускает из вида значимость социально-личностной функции педагогического общения. Барьер негативной установки на детский коллектив. Данный барьер может сформироваться у педагога заочно, до того как он познакомиться с детьми. На формирование мнения влияют отзывы других педагогов, которые имели неудачный опыт взаимодействия с классом (группой). Барьер прошлого негативного опыта основан на том, что педагог ранее не смог выстроить эффективные взаимоотношения с детьми, и настроен уже на то, что у него не получится и далее установить контакт с каким-либо детским коллективом. Барьер несовпадения установок, основан на том, что педагог приходит в детский коллектив с интересным замыслом, а дети воспринимают его равнодушно. Такое отношение вызывает у педагога гнев или раздражение. Барьер боязни педагогических ошибок заключается в том, что педагог боится опоздать на урок, оговориться, показаться глупым, не уложиться во время занятия и т.д. Барьер подражания основан на том, что молодой педагог еще не выработал собственную установку поведения, и он подражает манерам другого педагога. Механический перенос чужого стиля общения на собственную педагогическую индивидуальность невозможен.
Обязательными спутниками большинства ситуаций общения являются психологические барьеры, возникающими между учителем и учащимися вследствие ряда объективных проблем. Л.И.Божович выделяла следующие барьеры в педагогической деятельности:
1) предъявляемое педагогом требование чуждо опыту ребенка, его взглядам на окружающее, его отношению к тому, что от него требуют;
2) в педагогической деятельности и общении, со стороны педагога, проявляется столкновение двух (или нескольких) противоречивых тенденций;
3) ученик переживает хронический неуспех в учении или в труде, сказывающийся на его поведении и отношении с учителем;
4) расхождение между возможностями ребенка и его притязаниями, когда в случае высокого уровня притязаний и невысокой оценки его успехов у ребенка возникает отрицательная эмоциональная реакция на учителя, а саму оценку ребенок рассматривает как несправедливую.
39. Охарактеризуйте педагогические конфликты
Практически все конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания, являются педагогическими. Можно выделить ряд объективных причин, приводящих к конфликту.
К объективным причинам возникновения педагогических конфликтов относятся противоречия:
-
– между системой воспитания и образования в обществе;
-
– ценностями, культивируемыми школой, семьей и ценностями, складывающимися в окружающей среде;
-
– между педагогическим коллективом и семьей;
-
– между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.
Субъективные причины, приводящие к конфликту:
-
– индивидуальные особенности личности учителя, такие как бескомпромиссность, ригидность, директивность и т.п.;
-
– контрольно-оценочная деятельность, перенесенная на межличностные отношения;
-
– неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности.
Позиции педагога в конфликтной ситуации определяются ведущим эго-состоянием. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, условно обозначенных как Родитель, Ребенок и Взрослый. Например, педагог находится в благодушном состоянии Ребенка, но пытается сделать строгий выговор ученику. Последний будет реагировать на эго-состояние учителя, а не на его слова.
Конфликтные ситуации могут возникать при любой позиции учителя, который пытается разрешить противоречие посредством выбранных им стратегий взаимодействия. Опытные и успешные учителя используют во взаимодействии с учеником стратегии компромисса и сотрудничества. Однако данные стратегии являются наиболее трудными для их практического воплощения.
К организационным причинам конфликтов относятся: нецелесообразно составленное расписание (составляется, исходя из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, нестыковка программ и требований, учебная перегрузка детей, неудачный режим работы школы, плохая организация питания, уроков физкультуры и т.д.
чаще всего возникают конфликты между учениками и педагогами как в силу объективных особенностей развития детей, так и в силу недостаточно продуманной организационно-педагогической деятельности школы. К таким, несомненно, относится переход из начального в среднее звено школы, когда со всей очевидностью обнаруживается несовпадение требований, подходов и методик, используемых учителями в начальной и средней школе. Во многом внутренне конфликтны периоды обучения в 1-м (сложный период адаптации к школе), 9-м (высокая тревожность по поводу дальнейших перспектив обучения) и 11-м (со всей остротой обнаруживается неготовность школьников к взрослой, самостоятельной жизни) классах.
К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты, возникающие при борьбе за лидерство между учителем и отдельным учеником, многочисленные этические конфликты (противоречивые требования со стороны учителей, "двойная мораль", попытка подчинить авторитарными способами и др.).
40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует его профессионализм.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
-
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученныеv знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
-
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
-
Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
-
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности.
-
Познавательные умения и способности: глубокое знание психологии ребенка; умение отбирать для педагогического процесса необходимую информацию; контролировать свое поведение и деятельность. Они строятся на основе познавательных (гностических) умений: восприятия, внимания, мышления, воображения и памяти.
-
Конструктивные умения: построения образа конечного результата деятельности; составление плана действий по достижению поставленной цели.
-
Коммуникативные умения – общаться, обмениваться информацией, налаживать отношения, они включают следующие действия: воспринять и понять другого человека; умение сближать точки зрения (свою и чужую); умение управлять общением.
-
Информационные умения: постановка голоса, отработка дикции; выразительность и эмоциональная окраска речи; культура и стиль речи.
-
Организационные умения: умение задавать работу, распоряжаться; осуществлять контроль за исполнением; подводить итоги и оценивать работу.