Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера

Наиболее полное собственно деятельностное представление о сти­лях педагогической деятельности предложено А.К. МарковойА.Я. Никоновой. Как отмечают эти авторы, в ос­нову различения стиля в труде учителя были положены следу­ющие основания: содержательные характеристики стиля (преиму­щественная ориентация учителя на процесс или результат сво­его труда, развертывание учителем ориентировочного и кон­трольно-оценочного этапов в своем труде); динамические харак­теристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На этой основе авторами выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обу­чения. Объяснение нового материала такой учитель строит ло­гично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто от­сутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном — силь­ных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, зада­ет неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожи­дается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учи­теля с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее инте­ресный, хотя и важный, оставляет для самостоятельного разбо­ра учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая опе­ративность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсужде­ния, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учи­теля с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ (ЭМС)Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обуче­ния, адекватное планирование учебно-воспитательного процес­са, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивно­сти над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учеб­но-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащих­ся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая опе­ративность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует кол­лективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал ме­тодических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стре­мится активизировать детей не внешней развлекательностью, а проч­но заинтересовать особенностями самого предмета.

  • РАССУЖДАЮЩЕ-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ (РИС). Для учи­теля с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обу­чения, адекватное планирование учебно-воспитательного процес­са. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варь­ировании методов обучения, не всегда способен обеспечить вы­сокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уро­ков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпо­читая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредст­вом подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечаю­щим детально оформить ответ.

  • РАССУЖДАЮЩЕ-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет кон­сервативность в использовании средств и способов педагогичес­кой деятельности. Высокая методичность (систематичность за­крепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельнос­ти учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому ко­личеству учеников, давая каждому много времени на ответ, осо­бое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС ха­рактерна в целом рефлексивность».


То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь его индивидуально-психологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.

Согласно определению Е. А. Климова стиль деятельности в собственно психологическом смысле – это «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». Это определение особо подчеркивает, что наилучшее выполнение деятельности достигается благодаря индивидуальному своеобразному сочетанию ее приемов и способов.

Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, на момент осуществления этого выбора является уже во многом сформировавшейся личностью со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальные качества педагога в любом случае должны отвечать общим психологическим требованиям к данной профессии.

Кроме того, в педагогической деятельности, относящейся к типу профессий «человек– человек», в обязательном порядке необходимо учитывать психологические особенности другой стороны – учащихся. Например, стиль работы и общения с учениками учителя начальных классов как непосредственно на уроке, так и вне его будет заметно отличаться от стиля общения, допустим, учителя химии, работающего исключительно со старшими подростками и юношами.

В свою очередь, преподаватель вуза по стилю деятельности будет значительно отличаться от школьного учителя, в том числе и преподающего ту же самую дисциплину.

Таким образом, на формирующийся индивидуальный стиль педагогической деятельности влияют по меньшей мере три основных фактора:

    1. индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности, в том числе индивидно-типологические, личностные и поведенческие;

    2. психологические особенности самой деятельности;

    3. особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т. д.).

Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:


  • темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

  • характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;

  • выбор методов обучения;

  • выбор средств воспитания;

  • стиль педагогического общения;

  • применение средств психолого-педагогического воздействия на учащихся, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний.


30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

Стиль педагогической деятельности – это система методик, обусловленная типологическими особенностями, формирующаяся у человека, стремящегося к качественному выполнению деятельности. Система носит индивидуальный характер, выражающийся в использовании конкретных, для данного индивидуума, механизмов, к которым происходит сознательное или стихийное обращение. 

В определении сознательно подчеркнута индивидуальность сочетаемых приемов и способов выполнения деятельности. Однако, существует набор компонентов, из которых и формируется вышеуказанный индивидуальный стиль:

  • Индивидуально-психологические, типологические, личностные, поведенческие особенности субъекта деятельности.

  • Психологические особенности деятельности как таковой.

  • Особенности обучающихся, включая пол, возраст, уровень интеллектуальной подготовки.

Проявление индивидуального стиля деятельности педагога чаще всего определяется несколькими областями:

  • Особенностью темперамента.

  • Характером ответной реакции на определенные ситуации, действия, поступки.

  • Выбором методик воспитания.

  • Стилистикой профессионального общения.

  • Применением средств психолого-педагогического влияния на обучающихся.

Типология стилей преподавательской деятельности

Разделение стилей деятельности педагога может происходить на нескольких основаниях. Базовыми критериями для классификации по характеру осуществления деятельности могут послужить:

  • Содержательные характеристики.

  • Уровень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде.

  • Динамические характеристики.

  • Результативность.

На основании вышеизложенных компонентов можно выделить индивидуальные стили педагогической деятельности учителя.

Группы стилей

Эмоциональные

Рассуждающие

Импровизационные

Эмоционально-импрвизационный стиль

Рассуждающе-имровизационный стиль

Методичные

Эмоционально-методичный стиль

Рассуждающе-методичный стиль


Эмоционально-импровизационный индивидуальный стиль деятельности – это ориентация на процесс обучения.

Педагог выстраивает ознакомление с новым материалом логично и интересно. Иногда, увлеченность настолько сильна, что теряется элемент обратной связи. Учитель выражает мысль, не делая уточнений и не прерываясь, что нередко ведет к плохому пониманию информации учениками. В процессе опроса педагог часто обращается за ответом к наиболее сильным, в понимании предмета, ученикам, ведет опрос в быстром темпе и не проявляет терпения в случае длительных, самостоятельных рассуждений учащегося.

Эмоционально-методичный индивидуальный стиль характерен ориентацией на процесс обучения и достижение результата в равной степени.

В случае применения данного стиля, планирование учебного процесса происходит адекватно, для него свойственна поэтапная проработка учебного материала, как для сильных, так и для более слабых учеников. Педагоги, придерживающиеся такого стиля деятельности, отличаются высоким уровнем оперативности, частой сменой видов работ на уроке, использованием коллективного обсуждения.

Рассуждающе-импровизационный индивидуальный стиль учителя отличается ориентированностью на результат обучения.

  • РАССУЖДАЮЩЕ-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет кон­сервативность в использовании средств и способов педагогичес­кой деятельности. Высокая методичность (систематичность за­крепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельнос­ти учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому ко­личеству учеников, давая каждому много времени на ответ, осо­бое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС ха­рактерна в целом рефлексивность».

Педагог адекватно выполняет анализ и планирование образовательно-воспитательного процесса. В отборе средств и методик педагогической деятельности превалирует консерватизм, на первое место выносится воспроизведение изученного материала, набор техник обучения применяется минимальный, индивидуальные творческие знания и коллективные рассуждения практически не используются в процессе освоения материала.