Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

1. Понятие личностного и профессионального самоопределения. Что составляет психологическую базу профессионального и личностного самоопределения в юности? Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и нс переживалось, теперь осознается временна́я перспектива: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.

Личностное самоопределение - новообразование ранней юности. Самосознание выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми. Психологические условия возникновения и развития самоопределения - ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит через взаимодействие внешних и внутренних факторов развития. Социокультурные условия жизни + психологические особенности (мотивы, интересы, опыт) проявляются в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.

2. Кризис 17 лет Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Характерны страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз + страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией = возникновение невротических реакций. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.


Образ "Я" включает 3 компонента:

  1. Познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах.

  2. Эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.

  3. Поведенческий - практичное отношение к себе.

Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки:1) состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом.2) социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны. Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" - естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. Важная черта личности ранней юности - самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют отношения родителей, положение среди сверстников. Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Юность это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Юношеский возраст этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Характерны чувства нового, смелость, решительность, оптимизм и способность к увлечению. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.

Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Подростковый кризис даёт нам мечты о том, какой мы хотим видеть свою жизнь в будущем. Поздняя юность (18-25 лет), этап «человеческой близости», трудовая деятельность, профессиональная учёба, освоение норм отношений между людьми и профессионально-трудовых умений.


3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

Учение в ранней юности рассматривается не как усвоение основ наук, а как знакомство с возможными областями профессиональной деятельности. Соответственно происходит разделение учебных интересов, более углубленное занятие одним предметом по сравнению с другим. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, которая имеет свои особенности: 1) более широкое создание учебных ситуаций, ярко выраженной направленностью на будущее; 2) целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к самостоятельному преобразованию учебных задач.

Повышение интереса к учению в раннем юношеском возрасте связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшеклассники в первую очередь указывают на такие мотивы, как дальнейшее продолжение образования, убежденность в необходимости учения для своего развития, то есть ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление приносить пользу обществу, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Изменение ведущей деятельности, происходящее в раннем юношестве, носит радикальный характер: на смену общению со сверстниками приходит этап профессионального самоопределения, требующего такого уровня психической, духовной и гражданской зрелости, не обладая которым человек не может стать полноценным членом социума и его общественных институтов. У старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя наблюдаются и колебания. Это происходит в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессий и реальными перспективами. Учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая или, у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи – третье. Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности.

И. В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы говорить о профессиональном самоопределении рано подлинное самоопределение происходит с началом профессиональной деятельности человека, т.е. к 20–23 годам. И этот выбор затем пересматривается в кризисе молодости и зрелости. В ранней юности формируется готовность к профессиональному самоопределению. Содержание психологической готовности к самоопределению:


  • сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

  • развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временны́е перспективы);

  • становление индивидуальности после развития и осознания способностей и интересов, критического отношения к ним.


4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

  1. профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

  • первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста)

  • этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

  • профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

  • профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

  • самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом

  1. построение жизненных планов; в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа.

  2. Формирование личной идентичности;

Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления. Идентичность требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо объединить различные свойства, связанные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний: уверенность в себе или застенчивость; экспериментирование с ролями или фиксация на одной роли; ученичество или паралич трудовой деятельности; Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.