Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

Мотивация  — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Формирование мотивации к учебной деятельности можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников познавательных процессов, приёмов самостоятельного приобретения знаний и активной жизненной позиции. 

В педагогическую мотивацию входит: интерес( эмоциональная характеристика деятельности), внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат своей деятельности, склонность человека к определенной деятельности, побуждающую его заниматься.

учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

1, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,

2- организацией образовательного процесса; в-третьих,

3субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

4 субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

5, спецификой учебного предмета.

Причина спада школьной мотивации:

    1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

    2. Отношение ученика к учителю.

    3. Отношение учителя к ученику.

  1. У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

  2. Личная значимость предмета.

  3. Умственное развитие ученика.

  4. Продуктивность учебной деятельности.

  5. Непонимание цели учения.

  6. Страх перед школой.


В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

В психологии известно много достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала.

когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектование малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение в перед.

4. Проблемность обучения.


На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

5. Содержание обучения.

1. Основу содержания обучения базовые (инвариантные) знания.

2. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

3. Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их применение.

4. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Это внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. Один из исследователей педагогических способностей, Н.А. Аминов, считает, что для того, чтобы показать, какое отношение имеет мотив власти к педагогической деятельности, необходимо остановиться сначала на точке зрения Г.А. Мюррея, который еще в 1938 г. дал определение мотива власти, назвав его потребностью в доминировании. Г.А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаками, или эффектами потребности доминирования являются следующие желания:

  • контролировать свое социальное окружение;

  • воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания;

  • побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

  • добиваться их сотрудничества;

  • убеждать других в своей правоте.

Мотивация и центрация

Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А.Б. Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом». Согласно А.Б. Орлову, личностная центрация учителя является «интегральной и системообразующей» характеристикой деятельности педагога. При этом полагается, что именно характер центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т.д.


В заостренной форме мотивация приобретает форму центрации. Центрация – озабоченность интересами тех или иных субъектов педагогической деятельности.

А.Б. Орлов описывает семь основных центрации, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отделных, конкретных педагогических ситуациях.

  • эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);

  • бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);

  • конфликтная (центрация на интересах коллег);

  • авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);

  • познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);

  • альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);

  • гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся).

В гуманистической психологии наиболее разработана гуманистическая центрация. Она как бы противостоит первым шести центрациям, отражающим реальность традиционного обучения. Изменение направленности этих центрации или «децентрация» учителя представляет собой одну из психокоррекционных задач современного образования в целом и школьного образования в частности.


29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

Стиль педагогической деятельности — устойчивая система способов, приемов деятельности и общения педагога, проявляю­щаяся в разных педагогических ситуациях. Он обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологи­ческими особенностями педагога.

Стиль педагогической деятельности, отражая ее спе­цифику, включает и стиль управленческой деятельности, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта — педагога. Стиль педагогической дея­тельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:

  1. индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — учителя (преподавателя), включа­ющих индивидно-типологические, личностные, пове­денческие особенности;

  2. особенностей самой деятельности и

  3. особенностей обучающихся, воспитанников (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии в конкретных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:

  1. с характером взаимодействия;

  2. с характером организации деятельности;

  3. с предметно-профессиональной компетентностью пе­дагога;

  4. с характером общения.

Виды стилей педагогической деятельности

  • Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих вида: ав­торитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содер­жанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой.

  • АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬУченик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учи­тель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требова­ний, использует свои права без учета ситуации и мнений учащих­ся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направ­лены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия тако­го учителя являются приказ, поучение. Для учителя характер­ны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная не­устойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное вни­мание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬУченик рассматривается как рав­ноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске зна­ний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учи­тывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учи­тывает не только успеваемость, но и личностные качества уче­ников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руковод­ства школьники чаще испытывают состояния спокойной удов­летворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для та­ких учителей характерны большая профессиональная устойчи­вость, удовлетворенность своей профессией.

  • ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬУчитель уходит от принятия реше­ний, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчи­вый микроклимат, скрытые конфликты.