Файл: Методические указания для проведения практических работ по профессиональному модулю Проектирование цифровых устройств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа №1

Практическая работа 2.

Практическая работа № 3

Цель: Изучить методику представления чисел в машинных кодах и получить практические навыки выполнения арифметических операций над числами с фиксированной точкой.

Практическая работа № 4.

Цель: Изучить методику представления чисел в машинных кодах и получить практические навыки выполнения арифметических операций над числами с фиксированной точкой.

Практическая работа № 5.

Практическая работа № 6.

Практическая работа № 8.

Практическая работа № 9.

Практическая работа № 10.

Практическая работа №11

Практическая работа №12

Практическая работа №13

Практическая работа №14

Практическая работа №15.

Практическая работа №16.

Практическая работа №17.

Практическая работа №18

Практическая работа №21.

Практическая работа № 22

Практическая работа №23

Практическая работа №24

мультиплексора подаются двоичные данные, то его также называют селектором данных. Операция переключения из множества линий данных на одну носит название мультиплексирования.
Задание 1.

Собрать схему мультиплексора и проверить ее работу.


Скопировать фрагмент схемы в новый файл и проверить таблицу истинности работы данной функции



Задание 2.

Собрать схему мультиплексора на основе микросхемы и проверить ее работу.



Задание 3.

Собрать схему мультиплексора 4х1 и проверить ее работу.



Задание 4.

Собрать схему мультиплексора 4х1 на основе микросхемы и проверить ее работу.



Используя стандартную микросхему ТТЛ 74153, содержащую в корпусе два мультиплексора 4х1, можно продемонстрировать ее работу. На адресных входах набрано в двоичном коде число 3 и сигнал с входного канала 3, равный 1, попадает на выход - выходной индикатор горит.

Задание 5.

Синтезировать схему для реализации логический функции (n+1)-го аргумента на мультиплексоре с n адресными входами за счет переноса одного из аргументов в число информационных сигналов. Дана функция.

x3

х2

х1

х0

F

F(x0)

0

0

0

0

0

F= x0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

F=1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

0

F=0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

F= x0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

F= 1

1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

F= x0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

1

F=1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1



1

1

1

1

0





Практическая работа №17.


Тема: Исследование работы демультиплексора на ИМС.

Цель: Получить практические навыки исследования работы демультиплексора.

Теоретическая часть





Задание 1.

Собрать схему демультиплексора и проверить ее работу по таблице истинности




Задание 2.

Собрать схему демультиплексора на базе микросхемы и проверить ее работу по таблице истинности

Практическая работа №18


Тема: Исследование работы компаратора на ИМС.

Цель: Получить практические навыки исследования работы компараторов.
Изучение назначения устройства и принцип работы цифрового компаратора.
Цифровые компараторы (от английского compare – сравнивать) выполняют сравнение двух чисел А, В одинаковой разрядности, заданных в двоичном или двоично-десятичном коде. В зависимости от схемного исполнения компараторы могут определять равенство А=В или неравенства АB. Результат сравнения отображается в виде логического сигнала на одноименных выходах, в случае выполнения условия на выходе 1.

Цифровые компараторы применяются для выявления нужного числа (слова) в цифровых последовательностях, для выполнения условных переходах.
Задание 1.

  1. Собрать схемы одноразрядных компараторов приведены и составить таблицу истинности. Операция A B)


Схема A

Схема A>B (A B’)



Схема А=В (A’ B’+AB)



Задание 2.

Построить схемы операций >=, <=, <> и проверить таблицы истинности.

Логические функции этих компараторов выглядят:

(A'·B)', (A·B')', (A'·B'+A·B)'.

Можем упростить данные формулы с помощью законов алгебры логики:

(A'·B)'=A''+B'=(закон де Моргана)=A+B' (закон двойного отрицания),

(A·B')'=A'+B''=A'+B,

(A'·B'+A·B)'=(A''+B'')·(A'+B')=(A+B)·(A'+B').


Практическая работа №19


Тема Исследование работы двоичного сумматора на ИМС.

Цель работы: изучение принципов построения и специфики применения комбинационных сумматоров в типовых арифметических узлах.

Задание 1. Исследование сумматоров:

1. Построить схему полусумматора и проверить таблицу истинности.





Схема, отражающая состояние выхода S



Схема, отражающая состояние выхода C

  1. Построить схему полусумматора с подключением генератора слов и графического анализатора.



2.1. В лицевой панели генератора ввести шестнадцатеричные цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7.

2 .2. Развернуть графический анализатор.

2.3. Запустить генератор слов в пошаговом режиме, кнопка Step и проследить как будет меняться окно графического анализатора.



  1. извлечь из магазина компонентов (раздел Comb’l) полусумматор и проверить его функционирование на соответствие таблице истинности.





Схема, отражающая состояние выхода S



Схема, отражающая состояние выхода С
4. Построить схему полного сумматора и проверить таблицу истинности.





Схема, отражающая состояние выхода S



Схема, отражающая состояние выхода С

5. извлечь из магазина компонентов полный одноразрядный сумматор и проверить его функционирование на соответствие таблице истинности




Схема, отражающая состояние выхода S



Схема, отражающая состояние выхода С

6. Собрать схему полусумматора на логических элементах И-ИЛИ-НЕ



6.1. В лицевой панели генератора ввести шестнадцатеричные цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7.

6.2. Развернуть графический анализатор.

6.3. Запустить генератор слов в пошаговом режиме, кнопка Step и проследить как будет меняться окно графического анализатора.





Задание 2

С обрать на основе полных одноразрядных сумматоров 4-разрядный параллельный сумматор с последовательным переносом и проверить его работу, задавая на входы А и В и вход переноса различные двоичные числа. Для формирования двоичных чисел можно использовать в качестве логического 0 шину земли, а в качестве логической 1 источник напряжения 5В из раздела Passive магазина компонентов;

Записать таблицу истинности для четырех выходов S и выхода переноса С



Исследовать четырехразрядный сумматор с помощью генератора слов.

  • Собрать схему согласно чертежа.

  • Подключить 4 индикатора.

  • В лицевой панели генератора ввести шестнадцатеричные цифры: 0,1,11,12,13,14,15,16,17.

  • Запустить генератор в режиме Step.




10. Собрать цифровую схему сравнения.

10.1. В лицевой панели генератора ввести шестнадцатеричные цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7.

10.2. Развернуть графический анализатор.

10 .3. Запустить генератор слов в пошаговом режиме, кнопка Step и проследить как будет меняться окно графического анализатора.
Задание 3.



Собрать схему на базе микросхемы и проверить ее работу.



Практическая работа №20

Тема: Исследование работы АЛУ на ИМС.

Цель работы

Изучение функциональных возможностей, области применения и приобретение навыков работы с арифметико-логическими устройствами (АЛУ) на примере микросхемы К155ИП3.
Задание 1.
Построить схему сложения двух чисел А и В.

С оберем схему на основе микросхемы К155ИП3. В программе Electronics Workbench это микросхема из группы74181



Так как входы А0, А1, А2, А3 и В0, В1, В2, В3 инверсны, то перед ними ставим элементы НЕ. Входы М и СN заземляем, так кА работаем по отрицательной логике.



Откроем окно генератора слов.







A3 – A0 B3 – B0 S3 – S0

.

Для арифметического сложения, А плюс В на вход А подадим 7(0111) на вход В 2 (0010) на входы S 9(1001) согласно таблице. На выходе получим результат 9 и 0 в переносе.

Задание: Проверить все арифметические и логические операции таблицы работы АЛУ и отразить в своих примерах.

Пример проверить арифметическую операцию А плюс ( ) при А=516, В=С16

- Логическое сложение, плюс арифметическое сложение

Логическое сложение :

Логическое умножение АВ:


Арифметическое сложение

0+0=0

0+1=1

1+0=1

1+1=1

0*0=0

0*1=0

1*0=0

1*1=1

0+0=0

0+1=1

1+0=1

1+1=10


В окне генератора слов введем: 5С40 (числа А и В и код операции 4). Т. К. операция арифметическая, М=0 и L=0.

С16

+ 0101

0011

0111

А плюс ( )= + 0101

0111

1100


Задание 2.

Проверить работу АЛУ в режиме компаратора. Для этого к выходу А=В (14) подключим индикатор.





По таблице (отрицательная логика) Проверим А>B. Выход CN=0. Подав на генератор слов комбинацию С560, проверим А=В (0), СN=1

З адание: Проверить работe АЛУ в режиме компаратора и отразить в своих примерах.


Практическая работа №21.


Тема: Синтез триггерной схемы

Цель: получить практические навыки создания и демонстрации работы триггерной схемы.

Задание

Спроектируйте синхронный триггер с информационными входами А и В, работающий в соответствии с заданной таблицей переключений, в двух вариантах: 1 - на основе JK-триггера; 2 - на основе D-триггера. В табл. 1 указаны состояния триггера до (Qn) и после (Qn+1) поступления синхросигнала.

А

В

Qn

(Qn+1) по варианту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1.

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0.

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1





А

В

Qn

(Qn+1) по варианту

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1