Файл: ивановский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При избыточной массе тела применяются игры с надувным мячом (отбивание, ловля, перебрасывание), а также эстафетные (на месте, с передачей предметов и с бегом). Из спортивных игр, в зависимости от состояния здоровья и тренированности, рекомендуются: городки, теннис, бадминтон, волейбол и др. [38].

Занятия на тренажерах. Противопоказания к занятиям на тренажерах: ожирение любой этиологии IV степени; сопутствующие заболевания, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения II и III стадии; гипертензионные и диэнцефальные кризы, обострение калькулезного холецистита, повышение АД выше 200/120 мм рт. ст., урежение пульса до 60 в минуту.

В комплексном лечении ожирения занятия на тренажерах занимают существенное место. Наилучшие результаты в снижении массы тела у больных экзогенно-конституциональным ожирением I степени дают упражнения на тренажерах (велотренажер, гребной велоэргометр, тредмил). Больным со II степенью ожирения, имеющим функциональные изменения сердечно-сосудистой системы или признаки миокардиодистрофии, при сопутствующей гипертонической болезни не выше IV стадии или артериальной гипертензии, ранее занимавшимся физической культурой или спортом, в возрасте до 40 лет во время занятий на тренажерах рекомендуют физическую нагрузку, вызывающую прирост ЧСС на 75% от исходной частоты сердечного ритма (в покое). При этом следует 5-минутные нагрузки чередовать с 3-минутными паузами для отдыха. Продолжительность занятия - 30-90 мин. Курс - 18-20 процедур.

Больным экзогенно-конституциональным ожирением III степени с сопутствующими заболеваниями (гипертоническая болезнь IV стадии в фазе ремиссии, недостаточность кровообращения не выше I стадии), физически не подготовленным, в возрасте до 60 лег во время занятий на тренажерах рекомендуют физическую нагрузку, вызывающую прирост ЧСС на 50% от исходной частоты сердечного ритма (в покое). При этом следует чередовать 3-минутные нагрузки с 5-минутными паузами для отдыха. Продолжительность занятия 20-60 мин. Курс - 18-20 процедур.

Занятия на тренажерах целесообразно сочетать с лечебной гимнастикой, специальными физическими упражнениями в бассейне для воздействия на мышцы брюшного пресса и другими формами двигательной реабилитации [33].

При этом следует учитывать, что систематические физические упражнения, выполняемые на тренажерах (с чередованием каждые 3 - 5 мин работы и отдыха) в течение 60-90 мин занятий, благоприятно влияют на клинические показатели и наиболее эффективно воздействуют на липидный обмен.


В процессе занятий обязательны система контроля за состоянием здоровья и самоконтроль. С этой целью измеряют ЧСС и АД, оцениваются показатели самочувствия и проводят функциональные пробы (проба Мартине, велоэргометрический тест, дыхательные пробы Штанге, Генчи и др.) [21, 39].

Массаж активно влияет на обмен веществ: увеличивает выведение из организма минеральных солей и азотистых веществ, недоокисленных продуктов обмена, усиливает поглощение тканями кислорода и других метаболитов [26].

Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но и участка, связанного с ним рефлекторно. В результате этого увеличивается газообмен между кровью и тканью. Под влиянием массажа повышаются эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия. Массаж оказывает также значительное влияние на окислительно-восстановительные процессы в мышцах, увеличивает приток кислорода, ассимиляционную функцию клеток мышечной ткани, способствует повышению работоспособности мышц [15].

.3. Характеристика различных видов фитнеса


Условно выделяют три вида фитнесса:

- общий фитнесс;

- физический фитнесс;

- спортивно-ориентированный.

Общий фитнесс, или вводный, используется на начальном этапе занятий и подразумевает оптимальное качество жизнедеятельности, охватывающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты, определяющие «положительное здоровье». То есть имеется в виду динамическое многомерное состояние, включающее требуемый уровень работоспособности, достаточную общественную активность, эмоциональную реактивность и психологическую уверенность.

Занятия общим фитнессом характеризуются выполнением упражнений низкой интенсивности, плавными, ограниченными по амплитуде и напряженности движениями, направленными на общее физическое и двигательное развитие, улучшение состава тела, поддержание или развитие функциональной дееспособности и некоторого удовлетворения потребности в двигательной деятельности. Обычно этому соответствует 2-3-разовый в неделю режим занятий.

Физический фитнесс подразумевает достижение оптимального физического состояния в результате выполнения определенной двигательной программы деятельности. Иначе говоря, это - «базовый» фитнес, направленный на достижение и поддержание физического благополучия и снижения риска возникновения заболеваний.

Для данного типа фитнеса характерны регулярные физические нагрузки средней интенсивности, упражнения на растягивание ведущих и слабых отделов ОДА, упражнения силового и аэробного характера, рациональное питание, нормальное реагирование на психические нагрузки за счет формирования способностей переносить напряжения, переключаться на иные действия и формы деятельности, здоровые нормы поведения, разнообразие деятельности, эмоциональный комфорт и др.

Фитнес-программы как формы двигательной активности, специально организованной в рамках групповых или индивидуальных (персональных) занятий, могут иметь как оздоровительно-кондиционную направленность (снижение риска развития заболеваний, достижение и поддержание должного уровня физического состояния), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне.

В первом случае фитнес-программы ориентированы на цели оздоровительного фитнеса, во втором - спортивно-ориентированного или двигательного .


Классификация фитнес-программ основывается:

  • на одном виде двигательной активности (например, аэробика, оздоровительный бег, плавание и т.п.);

  • на сочетании нескольких видов двигательной активности (например, аэробика и бодибилдинг; аэробика и стретчинг; оздоровительное плавание и бег и т.п.);

  • на сочетании одного или нескольких видов двигательной активности и различных факторов здорового образа жизни (например, аэробика и закаливание; бодибилдинг и массаж; оздоровительное плавание и комплекс водолечебных восстановительных процедур и т.п.).

В свою очередь, фитнес-программы, основанные на одном виде двигательной активности, могут быть разделены на программы, в основу которых положены:

  • виды двигательной активности аэробной направленности;

  • оздоровительные виды гимнастики;

  • виды двигательной активности силовой направленности;

  • виды двигательной активности в воде;

  • рекреативные виды двигательной активности;

  • средства психоэмоциональной регуляции.

Кроме того, выделяют интегративные, обобщенные фитнесс-программы, ориентированные на специальные группы населения: для детей; для пожилых людей; для женщин в до- и послеродовом периоде; для лиц с высоким риском заболеваний или имеющих заболевания; программы коррекции массы тела.

Такое многообразие фитнес-программ определяется стремлением удовлетворить различные физкультурно-спортивные и оздоровительные интересы широких слоев населения. Учитывая, что в содержание понятия фитнес входят многофакторные компоненты (планирование жизненной карьеры, гигиена тела, физическая подготовленность, рациональное питание, профилактика заболеваний, социальная активность, психоэмоциональная регуляция, в том числе борьба со стрессами и другие факторы здорового образа жизни), количество создаваемых фитнес-программ практически не ограничено.

Многообразие фитнес-программ не означает произвольность их построения - использование различных видов двигательной активности должно соответствовать основным принципам физического воспитания.

Неотъемлемый компонент фитнес-программ - оценка физического состояния занимающихся. Оцениваются основные составляющие: антропометрические показатели, функциональное состояние сердечно-сосудистой Так, по результатам проведённого анкетирования старшеклассниц, 88,9 % девушек считают, что уроки физической культуры будут более интересными, если включить в программу направления фитнеса (шейпинг, аэробику, степ-аэробику и т.д.). При этом 86,6 % респондентов отметили, что хотели бы заниматься фитнесом для формирования эстетически развитого телосложения, красивой фигуры, грациозной походки; 75,8 % старшеклассниц отдают предпочтение умению красиво двигаться, танцевать; 61,5 % девушек хотели бы повысить уровень двигательных способностей [45].


По данным исследования, проведённого С. В. Начинской и О. Н. Степановой (2000) по изучению мотивации подростков к занятиям физической культурой (обследовано 880 человек), было выявлено 6 кластеров, в которых есть мотивация снятия умственного напряжения, переключения от учёбы, получения удовольствия, оздоровления, формирования красивой фигуры, а также кластер возможности проведения времени со сверстниками, пребывания в социально привлекательной среде.

В-третьих, в связи с модернизацией системы образования, сегодня появляется большое количество учебных заведений, реализующих помимо базовых разнообразные вариативные программы. Это даёт возможность свободного выбора родителями и детьми как самого образовательного учреждения, так и дополнительных услуг.

В-четвёртых, молодежный фитнес предоставляет широкие возможности социализации. Для девушек старшего школьного возраста огромное значение имеет установление адекватного, доброжелательно контакта как со сверстниками, так и со взрослыми членами общества [38].

Для девушек, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проблемы в общении со сверстниками, может оказать положительный эффект посещение групповых фитнес-занятий. Главным принципом фитнеса является «нагрузка ради здоровья», поэтому никто не будет заставлять девушку выполнять различные нормативы, сравнивать его результаты с результатами других занимающихся и соответственно создавать прецедент для насмешек над слабым или неловким. Особенно актуален этот аспект для девушек с избыточной массой тела. Так же, как и всякая групповая деятельность, занятия фитнесом могут способствовать возникновению дружеских отношений в группе. Впитав идеи единения человека со всем миром, толерантности, будучи сам по себе явлением интернациональным, фитнес может оказывать ненавязчивое, но очень важное влияние на воспитание у занимающихся терпимости друг к другу, чувства взаимного уважения, доброжелательности [5].

В-пятых, внешняя привлекательность занятий фитнесом. Для любой человеческой деятельности, в том числе и занятий теми или иными видами двигательной активности, необходима мотивация. Мотив престижности способен оказать существенное влияние на желание девушки приобщиться к занятиям фитнесом. Посещение фитнес-клубов, учреждений дополнительного образования позволяет ощутить свою причастность к миру взрослых, сильных, здоровых и успешных людей, продемонстрировать значимость перед сверстниками, что весьма немаловажно, особенно для девушек с избыточной массой тела.