Файл: Учебный элемент Трубопроводная арматура.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Слесарь по ремонту технологического оборудования

1. Учебная цель

2. Терминология и классификация

2.1. Основные термины

2.2. Типы арматуры

2.3. Условные, рабочие и пробные давления

2.4. Условные обозначения и маркировка арматуры

2.5. Условные диаметры проходов

2.6. Строительные длины

2.7. Размеры присоединительных элементов

3. Материалы, применяемые для деталей арматуры

3.1. Чугуны

3.2. Стали

3.3. Цветные металлы и сплавы

3.4. Неметаллические конструкционные материалы

3.5. Сплавы для наплавки уплотнительных колец

2.6. Прокладочные материалы

3.7. Набивные материалы

3.8. Смазки

4. Ремонт трубопроводной арматуры

4.1. Термины и определения основных понятий

4.2. Ответственность

4.3. Описание технологического процесса ремонта трубопроводной арматуры

4.4. Общие технические требования

4.5. Технические требования при дефектации деталей и узлов арматуры

4.6. Ремонт деталей арматуры

4.7. Ремонт и ревизия пружинных предохранительных клапанов

5. Техника безопасности при ремонте трубопроводной арматуры

5.1. Общие требования безопасности

5.2. Требования безопасности перед началом работы

5.3. Требования безопасности во время работы

6. Конструкции запорной арматуры

6.1. Клапаны и вентили

6.2. Задвижки

6.3. Краны

7. Конструкции предохранительной арматуры

7.1. Предохранительные клапаны

7.2. Обратные клапаны

8. Резюме

9. Контрольные вопросы

Слайд №1 Строительные длины проходной (L) и угловой (L1) арматуры

Слайд №2 Строительная высота арматуры

Слайд №3 Шпиндель задвижки типа ЗКЛ

Слайд №4 Схемы действия запорной арматуры

Слайд №5 Вентили запорные

Слайд №6 Вентиль запорный прямоточный

Слайд №7 Обводы вентилей

Слайд №8 Вентили с внутренней и наружной ходовой резьбой

Слайд №9 Вентиль сильфонный

Слайд №10 Вентиль с электроприводом

Слайд №11 Клапан бессальниковый и электромагнитным приводом

Слайд №12 Задвижки с симметричным и несимметричным сужением корпуса

Слайд №13 Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем и электроприводом

Слайд №14 Задвижка клиновая с цельным клином

Слайд №15 Задвижка клиновая с червячным редуктором для ручного управления

Слайд №16 Задвижка клиновая с редуктором с конической зубчатой передачей для ручного управления

Слайд №17 Краны проходные

Слайд №18 Кран проходной, сальниковый, фланцевый

Слайд №19 Кран проходной с паровым обогревом

Слайд №20 Краны трехходовые

Слайд №21 Кран с цилиндрической пробкой

Слайд №22 Шаровой кран

Слайд №23 Предохранительный клапан грузовой открытого типа

Слайд №24 Предохранительный клапан грузовой закрытого типа

Слайд №25 Предохранительный клапан грузовой двухрычажный

Слайд №26 Предохранительный клапан пружинный

Слайд №27 Принципиальные схемы действия предохранительных клапанов

Слайд №28 Полноподъемный предохранительный клапан

Слайд №29 Предохранительный клапан с импульсным управлением для пара высоких параметров с фланцевым присоединением и трубопроводу

Слайд №30 Предохранительный клапан с обогревом для вязких нефтяных сред

Слайд №31 Перепускное устройство

Слайд №32 Обратный подъемный клапан муфтовый

Слайд №33 Обратный подъемный клапан фланцевый

Слайд №34 Обратный подъемный клапан с пружиной возврата

Слайд №35 Обратный подъемный клапан с защитной сеткой для водопроводов

Слайд №36 Клапан обратный поворотный с отводом

Слайд №37 Клапан обратный поворотный для вертикальных трубопроводов

Слайд № 38 Клапан обратный поворотный безударный

, которое перекрывает проход среды через зазор сопряжения шпиндель – крышка. С этой целью в нижней части крышки создают внутреннюю конусную поверхность, а на нижнем бурте шпинделя, а иногда на колпачке тарелке или на выступе тарелки образуют наружную конусную поверхность. При подъеме шпинделя вверх до отказа конусные уплотняющие поверхности соприкасаются, чем исключается возможность прохода среды в сальник через кольцевой зазор. Основные параметры сальниковых, сильфонных и мембранных (диафрагмовых) вентилей регламентированы ГОСТом 9697-67.


6.2. Задвижки


Задвижки имеют большее распространение и применяются обычно для трубопроводов от Ду=50 мм до Ду=2000 мм. Положительными качествами задвижки являются сравнительная простота конструкции и малое гидравлическое сопротивление (по сравнению с вентилями), поэтому в нефтеперерабатывающей промышленности в качестве запорного устройства – затвора, как правило пользуются задвижки, а вентили используются лишь при малых Ду. Недостатком задвижек является их относительно большая высота, поэтому в тех случаях, когда затвор должен быть, как правило, закрыт, оа открывание производится редко, в целях экономии места при Ду <200 мм используется вентили.

Имеется большое разнообразие конструкций задвижек, которые можно разделить по разным признакам на группы.

Задвижки обычно изготавливаются полнопроходными, т. е. диаметры отверстий в проходах задвижки не сужаются. В некоторых случаях, с целью экономии места при монтаже и с целью уменьшения усилий и моментов, необходимых для управления, применяются суженные задвижки, у которых диаметры отверстий в корпусе сужаются. На рис. 12,а показана суженная задвижка с симметричным сужением, а ни рис.12,б – с несимметричным. Суженные задвижки имеют больший коэффициент гидравлического сопротивления, чем полнопроходные.
Задвижки с симметричным и несимметричным сужением корпуса



Рис. 12
Большое значение для работы задвижек имеет расположение резьбы шпинделя и ходовой гайки – расположены ли они внутри задвижки ,в среде или вынесены за пределы зоны рабочей среды. По этому признаку задвижки можно подразделить на задвижки с выдвижным и не выдвижным шпинделем. У первых резьба находится снаружи, у вторых – внутри полости задвижки, но для коррозионных сред и других ответственных случаев вторые, как правило, не применяются, т.к. затруднены наблюдение, уход и ремонт резьбовой пары.


В зависимости от расположения уплотняющих колец в корпусе задвижки можно разделить на параллельные и клиновые. В параллельных задвижках уплотняющие кольца корпуса расположены параллельно, в клиновых кольца расположены под углом.
Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем и электроприводом



Рис. 13
Задвижка клиновая с цельным клином



Рис. 14
Параллельные задвижки могут иметь два диска с клиновым распором.

Клиновые задвижки, в свою очередь подразделяются на задвижки с цельным клином которые лучше направляются, и задвижки клиновые двухдисковые , у которых клин образуется двумя дисками, расположенными под углом. У этих задвижек меньше вероятность заклинивания.

Задвижки изготавливаются из чугуна, стали, цветных металлов и из пластмасс. Поперечное сечение корпуса задвижки может иметь вид прямоугольника, овала или круга. Так же сечение имеет и соответствующая крышка. Плоские и овальные формы сечения используются лишь для арматуры небольших давлений. Можно примерно считать, что задвижки с плоским корпусом применяются при давлении до Ру=4 кг/см2. Чугунные задвижки с овальным корпусом используются при давлениях до Ру=10кг/см2, стальные – до Ру=16 кг/см2. При больших давлениях применяются задвижки с круглым сечением корпуса.

Для увеличения жесткости плоских и овальных корпусов и крышек они снабжаются ребрами жесткости. Задвижки с круглым корпусом ребер не имеют. Ребра могут быть расположены внутри (технологически изготовление несколько сложнее) или снаружи. Чугунные задвижки с внутренними ребрами при те же размерах и условиях работы прочнее, чем с наружными, для стальных задвижек – равнозначно, поэтому их чаще выполняют с наружными ребрами, изготовление которых проще. Ребрами жесткости снабжаются также диски и клинья больших задвижек.

В задвижках используются либо ручной привод, либо электрический. Находят применение и поршневые гидравлические или пневматические приводы. Для уменьшения крутящего момента на маховике ручного управления используют редуктор с червячной передачей или редуктор с зубчатой конической передачей.

Задвижка клиновая с червячным редуктором для ручного управления



Рис. 15

Задвижка клиновая с редуктором с конической зубчатой передачей для ручного управления



Рис. 16
При наличии электро- или гидропривода задвижки снабжаются ручным дублером управления для того, чтобы иметь возможность управлять задвижкой при отсутствии электрического тока или давления в системе управления задвижкой.

Для снижения усилий, необходимых для открывания задвижки, и уменьшения вероятности возникновения гидравлического удара в системе задвижки часто снабжаются обводом. В задвижках применяется только наружный обвод, он ставится, как правило, на задвижках больших диаметров прохода и на меньших задвижках при больших давлениях среды. Все задвижки имеют сальниковое уплотнение шпинделя, т.к. сильфоны не создают достаточного хода, чтобы обеспечить работу задвижки.

Задвижки, так же как и вентили, обычно снабжаются верхним уплотнителем для перекрытия сальника. Для соединения с трубопроводом задвижки обычно снабжаются фланцами. Хорошо себя зарекомендовал в эксплуатации энергетических установок метод приварки арматуры без применения фланцев.

В некоторых случаях задвижки малых диаметров прохода с Ду=80 мм и меньше имеют муфты с резьбой для присоединения к трубопроводу. Задвижки канализационных систем для присоединения к чугунным или неметаллическим трубопроводам снабжаются специальными раструбами.

При эксплуатации арматуры во многих случаях необходимо знать, в каком положении находится задвижка (закрыта или открыта) и какова степень открытия ее, для этой цели задвижки снабжаются указателем подъема в некоторых случаях снабжаются и вентили.

При управлении задвижками в шпинделе возникают значительные осевые усилия, воспринимаемые буртом шпинделя или буртом гайки. В опоре бурка возникает большой момент от силы трения, для уменьшения которого устанавливаются опорные шариковые подшипники. Благодаря этому значительно снижается мощность привода (в задвижках больших и средних диаметров прохода, работающих при больших давлениях среды).


Основные параметры этих задвижек регламентированы ГОСТом 9698-67.

200>