Файл: Отчет учебная практика (научноисследовательская работа (получение первичных навыков научноисследовательской работы)).docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 10.12.2021).
Задание 3
Тема 3. Организация научного исследования в школе, подготовка и проведение исследовательской работы
Таблица 1
Картотека методики, направленной на изучение места ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов у учащихся
Название методики | Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов |
Вид методики | Анкета |
Автор методики | А.В. Кирьякова |
Выходные данные | Определение отношения детей к труду |
Цель методики | Выявить место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов учащихся |
Материал и оборудование | Методика не требует специального оборудования. Необходимы распечатанные бланки анкет, ручки |
Технология реализации | Анкета заполняется детьми с помощью взрослых |
Интерпретация результатов | Оценка производится по 10-бальной шкале, где 0 – низший балл, а 10 – высший балл |
Преимущества | Методика позволяет определить отношение детей к труду |
Ограничения | Необходима помощь взрослого, чтобы прочесть для детей вопросы и зафиксировать ответы |
Таблица 2
Картотека методики, направленной на изучение личностного развития учащихся
Название методики | Диагностическая карта личностного развития учащегося |
Вид методики | Анкета |
Автор методики | В. В. Бойко |
Выходные данные | Оценку тестируемого по следующим критериям: терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, умение работать в коллективе. |
Цель методики | Изучить степень развитости у учащихся таких качеств, как терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, умение работать в коллективе. |
Материал и оборудование | Методика не требует специального оборудования. Необходимы распечатанные бланки анкет, ручки |
Технология реализации | Анкета заполняется детьми с помощью взрослых |
Интерпретация результатов | Интерпретация результатов по данной методике проводится следующим образом: 56-70 - высокий уровень; 35-55 - средний уровень; 0-34 - низкий уровень. |
Преимущества | Методика позволяет определить степень развитости у учащихся таких качеств, как терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, умение работать в коллективе. |
Ограничения | Необходима помощь взрослого, чтобы прочесть для детей вопросы и зафиксировать ответы |
Задание 4
Организация научного исследования, подготовка и проведение исследовательской работы
1. Тема: Опытно-экспериментальная работа по формированию личностного развития учащихся посредством трудового воспитания
2. Ключевые слова: личностное развитие, трудовое воспитание, труд, учащиеся, подготовка к школе
3. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время многие школьные и дошкольные воспитательные программы предусматривают интеллектуальное, творческое, нравственное и патриотическое направления развития ребёнка, но по мнению экспертов в этих программах практически не уделяется внимания обучению труду, играющему основополагающую роль в формировании личности и характера человека. Педагоги московских образовательных учреждений отмечают, что большинству из нынешнего поколения детей не привиты элементарные трудовые навыки. Родители жалуются, что их дети не хотят помогать им по дому. Вследствие отсутствия любви и стремления к труду у людей с детства формируются цинизм, лень, безразличие и неумение ценить труд других. Если в дальнейшем не заниматься проблемой трудового воспитания детей, ситуация будет усугубляться. Ряд специалистов прогнозируют появление поколения избалованных и эгоистичных людей, не приспособленных к добросовестной работе и честному труду.
4. Цель исследователя - провести опытно-экспериментальную работу по формированию личностного развития учащихся посредством трудового воспитания.
Задачи:
- выбрать методики исследования и технологии трудового воспитания;
- зафиксировать начальные показатели учащихся в контрольной и экспериментальной группах;
- провести комплекс мероприятий по трудовому воспитанию в экспериментальной группе;
- сравнить итоговые результаты учащихся в контрольной и экспериментальной группах и сделать выводы.
5. Организация исследования. Нами был разработан эксперимент
, в котором приняли участие 30 учащихся ООО «Энергия» в возрасте 5-6 лет, которые проходят программу подготовки к школе.
Все учащиеся были разделены на 2 группы:
-
контрольная группа (15 человек); -
экспериментальная группа (15 человек).
Для оценки отношения к труду и личностного развития учащихся были использованы следующие методики:
-
Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов (учащимся было предложено определить степень значимости для них следующих ценностей: жизнь, труд, Отечество, толерантность, красота, познание, универсальное общение, традиции, человек). Оценка производилась по 10-бальной шкале. -
Диагностическая карта личностного развития учащегося, которая включает в себя оценку тестируемого по следующим критериям: терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, умение работать в коллективе.
В течение учебного года в экспериментальной группе мы улучшили педагогические условия трудового воспитания учащихся, путем:
-
оптимизации учебной деятельности учащихся за счет коллективной работы; -
внедрения интерактивных информационных технологий; -
вовлечения учащихся в коллективные творческие дела трудового характера.
6. Результаты исследования.
Перед началом эксперимента все испытуемые были протестированы по методике «Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов». Результаты обследования представлены в таблицах 1-2.
Таблица 1 – Результаты тестирования учащихся в контрольной группе в начале учебного года
№ ученика | Балл |
1 | 6 |
2 | 6 |
3 | 5 |
4 | 6 |
5 | 5 |
6 | 3 |
7 | 5 |
8 | 4 |
9 | 6 |
10 | 6 |
11 | 4 |
12 | 5 |
13 | 4 |
14 | 3 |
15 | 3 |
Среднее значение | 4,7 |
Таблица 2 – Результаты тестирования учащихся в экспериментальной группе в начале учебного года
№ ученика | Балл |
1 | 6 |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | 5 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 3 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 6 |
11 | 6 |
12 | 3 |
13 | 3 |
14 | 4 |
15 | 6 |
Среднее значение | 4,3 |
Результаты исследования показали, что место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов для большинства учеников, как контрольной, так и экспериментальной групп, ниже среднего.
Также перед началом учебного года для всех учащихся были составлены Диагностические карты личности (табл. 3–4).
Таблица 3 – Диагностическая карта личностного развития учащегося в контрольной группе на начало учебного года
№ ученика | Организационно-волевые качества | Ориентационные качества | Поведенческие качества | ||||
| Терпение | Воля | Самоконтроль | Самооценка | Интерес к занятиям | Конфликтность | Работа в коллективе |
1 | 6 | 4 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 |
2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 3 | 5 |
3 | 5 | 2 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 |
4 | 6 | 2 | 4 | 5 | 4 | 3 | 2 |
5 | 1 | 3 | 3 | 6 | 5 | 6 | 5 |
6 | 3 | 3 | 5 | 4 | 2 | 6 | 3 |
7 | 5 | 4 | 3 | 5 | 2 | 6 | 4 |
8 | 6 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 |
9 | 6 | 4 | 3 | 5 | 6 | 4 | 5 |
10 | 3 | 3 | 4 | 6 | 6 | 3 | 3 |
11 | 5 | 1 | 4 | 6 | 3 | 3 | 1 |
12 | 5 | 3 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 |
13 | 5 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | 5 |
14 | 3 | 5 | 4 | 4 | 6 | 5 | 2 |
15 | 5 | 5 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 |
Среднее значение | 4,5 | 3,2 | 3,9 | 4,9 | 4,1 | 4,1 | 3,7 |