Файл: Бухгалтерский учет и аудит основных средств в организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита основных средств
1.1. Сущность, классификация, учет и оценка основных средств
1.2. Бухгалтерский учет и документальное оформление движения основных средств
1.3. Методика проведения аудита основных средств
1.4. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита основных средств в РФ
Глава 2. Бухгалтерский учет и анализ движения основных средств в ООО «Континент»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Бухгалтерский учет движения основных средств в организации
2.3. Анализ движения основных средств в организации и проведение инвентаризации
Глава 3. Совершенствование учета и аудита основных средств ООО «Континент»
3.2. Рекомендации по совершенствованию учета основных средств
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
При линейном способе рассчитывается на основе первоначальных затрат или затрат на восстановление основных средств и ставки амортизации на основе срока полезного использования этого объекта.
При способе уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.
При способе списания стоимости объекта основного средства по сумме чисел лет срока полезного использования, исходя из первоначальной стоимости или восстановительной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Норма амортизации по каждому объекту основных средств определяется как:
К = 1/ n х 100%, (1)
где: К – норма амортизации (в процентах к первоначальной стоимости объекта основных средств), %;
n – срок полезного использования объекта основных средств, месяц.5
В течение отчетного года амортизация по объектам основных средств исчисляется ежемесячно независимо от используемого метода начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Для основных средств, используемых в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизации по основным средствам исчисляется равномерно в течение срока действия организации в отчетном году.
Списание амортизации по основным средствам начинается с первого дня месяца, следующего за месяцем принятия данного объекта к учету. Амортизация прекращается с первого дня месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости данного объекта или списания этого объекта из бухгалтерского учета.
Списание амортизации осуществляется независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому она относится.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из:
-
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; -
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; -
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта, например, срок аренды.
В случаях улучшения первоначально принятых показателей эксплуатации основных средств в результате реконструкции или модернизации срок полезного использования данного объекта пересматривается.
Затраты на восстановление основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, на который они относятся.
Затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств после их окончания приобретения увеличивают стоимость такого объекта, если в результате первоначально принятых улучшаются показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) основных средств.
Доходы и расходы от амортизации основных средств из бухгалтерского учета зачисляются на счет прибылей и убытков в качестве других доходов и расходов.
Согласно нормам ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
-
о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года; -
о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам; -
о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим оплату не денежными средствами; -
об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету; -
о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств по основным группам; -
об объектах основных средств, стоимость которых не погашается; -
об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды; -
об объектах основных средств, учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности; -
о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств; -
об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
В учетной политике организации в целях бухгалтерского учета устанавливаются следующие основные моменты:
-
правила отнесения активов к основным средствам, как объектам бухгалтерского учета; -
порядок формирования первоначальной стоимости основных средств в зависимости от вида расчетов за них; -
порядок включения в стоимость основных средств невозмещаемых налогов и сборов; -
способ определения срока полезного использования объекта основных средств; -
способ начисления амортизации; -
способ списания основных средств стоимостью не более 40 тыс. рублей; -
использование переоценки объектов основных средств; -
способ переоценки.
Таким образом, нормы Положения о бухгалтерском учете «Учет основных средств «ПБУ 06/01» позволяют предприятию определять в Положении об учетной политике в целях бухгалтерского учета основные моменты учета объектов основных средств, которые оказывают влияние на размер налога на имущество организаций.
1.2. Бухгалтерский учет и документальное оформление движения основных средств
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по приему, внутреннему движению и выходу основных средств.
С 1 января 2013 года формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной бухгалтерской документации по объектам основных средств, не являются обязательными.6 Предприятия имеют право самостоятельно разрабатывать формы первичных документов по учету основных средств с обязательным отражением в их Положении об учетной политике предприятия. Однако на практике большинство компаний используют единые формы для бухгалтерского учета основных средств, разработанные Госкомстатом РФ.
При поступлении основных средств в организацию оформляются акты о приемке-передаче ОС-1, ОС-1А и ОС-1Б, которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются не менее двух экземпляров. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данным объектам.7
При поступлении объекта основных средств комиссия, назначенная руководителем предприятия, составляет акт по форме № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» на каждый объект основных средств. В случае, если объекты основных средств однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица составляется акт по форме № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)». При вводе в эксплуатацию зданий и сооружений оформляется акт по форме № ОС-1а «Акт и приеме здания (сооружения)».
В актах указаны наименование объекта, год выпуска или выпуск основных средств, краткое описание объекта, первоначальная стоимость, дающая объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт приемки-передачи основных средств передается в бухгалтерию предприятия. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту.
На основании этих документов бухгалтерский учет производит соответствующие записи в инвентарных картах основных средств, после чего техническая документация передается в технические или иные подразделения предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт состоит в двух экземплярах: одна копия составляется для предприятия,
сдающего основные средства, а вторая копия для предприятия, снимающего основные средства.
Данный акт предназначен для внесения в состав основных средств отдельных объектов, предусмотренных:
-
приобретения за плату у других организаций; -
строительства хозяйственным или подрядным способом; -
получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование; -
внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал; -
получения в хозяйственное ведение или оперативное управление; -
взятия в аренду с последующим выкупом; -
поступления по акту дарения; -
передачи в совместную деятельность и доверительное управление; -
передачи в обмен на другое имущество и др.8
При поступлении на склад оборудования используются акты форм ОС-14, ОС-15 и ОС-16.9
При поступлении оборудования составляется акт по форме № ОС-14 «Акт о приеме (поступления) оборудования». Сдача оборудования в монтаж оформляется актом по форме № ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж». Выявленные дефекты в оборудовании отражаются в форме № ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».
При осуществлении монтажных работ подрядным путем в состав приемной комиссии часто входит и представитель подрядным монтажной организации. В этом случае отдельный акт о передаче оборудования в установку не составляется. При получении оборудования на хранение полномочный представитель организации подписывается непосредственно в акте, и ему вручается копия акта.
В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад форма № ОС-14 является предварительным документом, составленным по наружному осмотру.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).10
При проведении реконструкции и модернизации оформляется акт формы ОС-3, подписывается членами комиссии или лицом, уполномоченным на приемку основных средств, а также представителями организации (структурного подразделения), осуществлявшими ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным ею лицом и передается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкция и модернизация осуществляется третьей организацией, то документ составляется в двух экземплярах.