Файл: Бухгалтерский учет и аудит основных средств в организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита основных средств

1.1. Сущность, классификация, учет и оценка основных средств

1.2. Бухгалтерский учет и документальное оформление движения основных средств

1.3. Методика проведения аудита основных средств

1.4. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита основных средств в РФ

Глава 2. Бухгалтерский учет и анализ движения основных средств в ООО «Континент»

2.1. Общая организационно-экономическая характеристика организации

2.2. Бухгалтерский учет движения основных средств в организации

2.3. Анализ движения основных средств в организации и проведение инвентаризации

Глава 3. Совершенствование учета и аудита основных средств ООО «Континент»

3.1. Планирование аудиторской проверки основных средств и проведение процедуры проверки операций с основными средствами

3.2. Рекомендации по совершенствованию учета основных средств

3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, которая провела ремонт, реконструкцию и модернизацию.11

Форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств» выдается при принятии завершенных работ в порядке капитальных вложений. Форма содержит запись об изменении технических характеристик и первоначальной стоимости основных средств. Акт подписан представителем приемного предприятия, уполномоченного на прием основных средств, и представителем предприятия, производящего реконструкцию и модернизацию. Затем акты передаются в бухгалтерский учет компании, которая производит соответствующие записи в инвентарной карте для учета основных средств. В случае, если ремонт, реконструкция и модернизация осуществляется третьей организацией, акт состоит в двух экземплярах.

При внутреннем перемещении ОС заполняется накладная формы ОС-2, которая выписывается передающей стороной сдатчиком в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта ОС сдатчика, третий экземпляр передается получателю.12

Внутреннее перемещение основных средств из одного подразделения в другое оформляется по форме № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств». Форма счета предусматривает содержание фамилии, имени, отчества и должности поставщика и получателя; основание для движения основных средств; наименование, инвентарный номер и краткая характеристика технического состояния объекта; подпись доставщика и получателя и некоторые другие данные. Счет-фактура выдается сотрудником подразделения передачи в двух экземплярах. Счет-фактура передается в бухгалтерский учет для записи в инвентарной карте объекта основных средств.

Ликвидация основных средств, за исключением автотранспортных, сопровождается оформлением формы № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», по группе основных средств по форме № ОС-4б. Списание автотранспортных средств оформляется в «Акте о списании автотранспортных средств» по форме № ОС-4а.

В актах о ликвидации основных средств указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта, первоначальные затраты, размер износа,
затраты на ликвидацию, стоимость полученных от ликвидации объекта материальных ценностей, результат ликвидации, превышение стоимости полученных материальных ценностей над затратами на ликвидацию.

Как основной регистр аналитического учета основных средств принято использовать «Инвентарные карточки учета объектов основных средств» по форме № ОС-6. На лицевой стороне инвентарных карточек указаны наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дата и номер приемки, место, общая цена, скорость износа, цифра затрат на присвоение износа, сумма износа на момент приемки или переоценки объекта. Обратная сторона инвентарной карты предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта. Затем на карте будет отмечена дата и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннее движение объекта и причина выхода.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Учет однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость и поступивших одновременно в одно подразделение, может осуществляться в «Инвентарной карточке группового учета объектов основных средств» по форме № ОС-6а с указанием в ней инвентарных номеров по каждому объекту.

В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» регистрируются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также основные хозяйственные постройки, приспособления и принадлежности. При заполнении этого раздела ограничиваются двумя или тремя основными качественными показателями для этого объекта, исключая дублирование данных технической документации, доступной в организации для этого объекта.

Краткая индивидуальная характеристика в случае группового учета основных средств дается не для каждого объекта отдельно, а в целом для всей группы объектов, учитываемых в инвентарной карте.

При значительном изменении качественных и количественных показателей объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооснащения иногда невозможно отразить в инвентарной карте все показатели, характеризующие объект в целом. В этом случае старая инвентарная карта заменяется новой. Старая карта инвентаризации сохраняется в качестве справочного документа.13

При наличии большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации (местонахождения) можно внести в инвентарный список или другой соответствующий документ, содержащий сведения о номере и дате инвентарной карты, инвентарном номере объекта, полном названии объекта, его первоначальной стоимости и сведения об увольнении (переезде) объекта.


В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, учет объектов основных средств обычно организован в «Инвентарной книге учета объектов основных средств» по форме № ОС- 11 в разрезе структурных подразделений предприятия.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок бухгалтерского учета основных средств, редакция Положения о бухгалтерском учете «Учет основных средств «ПБУ 06/01», утвержденного Приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г. Настоящее положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.14 На основании ПБУ 06/01 Приказом Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 г. были утверждены «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств».15

Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:

  • формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

  • правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

  • достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

  • определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);

  • обеспечения контроля над сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

  • проведения анализа использования основных средств;

  • получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.16

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах движения основных средств, исчисление и отражение в учете амортизации основных средств, точное определение результатов при ликвидации основных средств, контроль затрат на ремонт основных средств, их сохранностью и эффективности их использования.

Порядок бухгалтерского учета при приобретении объекта основных средств приведен в таблице 1.

Таблица 1

Бухгалтерский учет объектов основных средств при приобретении

пп

Содержание

Дебет

Кредит

Первичный документ

1

Поступление объекта основных средств

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Товарная накладная по форме ТОРГ-12, акты приема-передачи по формам ОС-1, ОС-1а, ОС-1б

2

НДС, уплаченный при приобретении объекта основных средств

19 «НДС по приобретенным нематериальным ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Счет-фактура

3

Суммы затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Товарная накладная по форме ТОРГ-12, акт приема-передачи выполненных работ

4

Суммы регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, связанных с приобретением

08 «Вложения во внеоборотные активы»

68 «Расчеты с бюджетом»

Квитанции об уплате, выписки банка

5

Суммы невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств, например НДС, акциза

08 «Вложения во внеоборотные активы»

68 «Расчеты с бюджетом»

Счет-фактура

6

Поступление объекта основных средств в виде вклада в уставной капитал

08 «Вложения во внеоборотные активы»

75 «Расчеты с учредителями»

Акт приема-передачи имущества

7

Поступление объекта основных средств по договору дарения

08 «Вложения во внеоборотные активы»

98.2 «Безвозмездные поступления»

Акт приема-передачи имущества, договор дарения

8

Поступление объекта основных средств по договорам, предусматривающим не денежные расчеты

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Товарная накладная по форме ТОРГ-12, если объект уже был в эксплуатации - акты приема-передачи по формам ОС-1, ОС-1А, ОС-1Б

9

Поступление лизингового имущества, учитываемого на балансе лизингополучателя

08 «Вложения во внеоборотные активы»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Товарная накладная по форме ТОРГ-12, если объект уже был в эксплуатации - акты приема-передачи по формам ОС-1, ОС-1А, ОС-1Б

10

Поступление по результатам инвентаризации

08 «Вложения во внеоборотные активы»

91.1 «Прочие доходы»

Инвентаризационная опись основных средств по форме № ИНВ-1, сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств по форме № ИНВ-18



Для учета затрат на приобретение объектов основных средств предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и его субсчета.

При вводе в эксплуатацию в бухгалтерском учете делается запись: Дт 01 «Основные средства» - Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы». Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на активном счете 01«Основные средства». Дебетовое сальдо по счету показывает первоначальную стоимость находящихся в распоряжении организации объектов основных средств, включая их наличие в запасе, на консервации и переданных другим организациям на условиях хозяйственного ведения, т. е. без передачи права собственности на них.

Учет сумм начисленной амортизации отражаются путем накопления на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств». Кредитовое сальдо по счету показывает общую сумму начисленной амортизации по находящимся в распоряжении организации объектам основных средств.

Бухгалтерские записи по выбытию объекта основных средств приведены в таблице 2.

Таблица 2

Бухгалтерский учет при выбытии основных средств

пп

Содержание

Дебет

Кредит

Первичный документ

Реализация объекта основных средств

1

Передача объекта основных средств покупателю

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

91.1 «Прочие доходы»

Акты приема-передачи по формам ОС-1, ОС-1а, ОС-1б

2

НДС объекта основных средств, переданного покупателю

91.2 «Прочие расходы»

68 «НДС»

Счет-фактура

Списание остаточной стоимости объекта основных средств

3

Списание начисленной амортизации объекта основных средств, переданного покупателю. Уменьшение первоначальной стоимости.

02 «Амортизация основных средств»

01 «Основные средства в организации»

Бухгалтерская справка-расчет

4

Списание объекта основных средств, переданного покупателю. Определение остаточной стоимости.

91.2 «Прочие расходы»

01 «Основные средства в организации»

Бухгалтерская справка-расчет

5

Списание объекта основных средств, переданного покупателю, полученного безвозмездно. Определение остаточной стоимости.

98 «Безвозмездные поступления

91.1 «Прочие доходы»

Бухгалтерская справка-расчет



При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно уменьшают первоначальную стоимость объекта основных средств путем списания сумм начисленной амортизации с дебета счета 02 «Амортизация» в кредит счета 01 «Основные средства». Остаточную стоимость объекта основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» списывают суммы НДС по объекту основных средств с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и расходы по продаже основных средств с кредита счетов 23 «Вспомогательные производства» и др.

При безвозмездной передаче объекта основных средств уменьшают первоначальную стоимость объекта основных средств путем списания сумм начисленной амортизации с дебета счета 02 «Амортизация» в кредит счета 01 «Основные средства». Остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом соответствующих расчетных и других счетов.

Оборудование может быть сдано в аренду. Различают текущую (операционную) аренду отдельных основных средств, долгосрочную аренду целого комплекса основных средств (предприятий) и лизинг (финансовую аренду) как с правом выкупа, так и без них. Особенностью в учете арендуемого имущества является учет арендуемого имущества на балансе арендодателя и на внебалансовом счете арендатора.

Отражение финансовых лизинговых операций в бухгалтерском учете зависит от того, на каком балансе – лизингодателе или лизингополучателе – учитывается имущество в соответствии с условиями договора.

Данная деятельность для лизинговой компании является обычной и в случае учета лизингового имущества на балансе лизингодателя может быть отражена в ее бухгалтерском учете по схеме лизингового счета. Порядок бухгалтерских записей выполняется следующим образом:

  • приобретение лизингового имущества: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

  • учет НДС: Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

  • принятие к учету имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга: Дт 03 «Доходные вложения в материальные ценности» – Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».