Файл: Модуль Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 4. Административное право

1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки

3. Понятие и принципы государственного управления

Соотношение понятий «государственное управление» и

Теории государственного управления

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Виды субъектов административного права

Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Федеральные органы исполнительной власти

Список литературы

Модуль 4. Административное право

1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих

служащих

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Юридический состав административного правонарушения

Понятие и основные черты административной ответственности

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Понятие административных наказаний, цель их назначения

Общие правила наложения административных наказаний

Список литературы

Модуль 4. Административное право


Тема 1. Основы государственного управления

  1. Понятиеисполнительнойвласти,еесодержаниеипризнаки.

  2. Основныефункцииипринципыисполнительнойвласти.

  3. Понятиеипринципыгосударственногоуправления.

  4. Соотношениепонятий«государственноеуправление»и

«исполнительнаявласть».

  1. Цели, функции, формы и методы государственного имуниципального управления.

  2. Теориигосударственногоуправления.


1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки


Исполнительнаявласть это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.

Исполнительная власть – инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов.

Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Целиисполнительнойвласти:

  1. обеспечение безопасности личности, общества, государства;

  2. создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

  3. создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества;

  4. защита человека от противоправных посягательств.


Признакиисполнительнойвласти:

  1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

  2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.

  3. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.

  4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

  5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

  6. Применение норм административного принуждения.

  7. Подготовка и издание правовых актов управления.

  8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).

Сфераотношений,вкоторойдействуетисполнительнаявласть:

  • отношения власти с гражданином;

  • хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

  • отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

2. Основные функции и принципы исполнительной властиФункция назначение, роль, основное направление деятельности.Основныефункцииисполнительной власти:

  1. исполнительная (правоприменительная) исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

  2. правозащитная функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

  3. социально-экономическая (обеспечительная) создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

  4. обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

  5. регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

  6. нормотворческая осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

  7. охранительная (юрисдикционная) применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.


Принципыисполнительнойвласти это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.

Органы исполнительной власти в своей деятельностируководствуютсяследующимипринципами:

  1. Принципнародовластия.

  2. Принципзаконности.

  3. Принципразделениявластей.

  4. Принципфедерализма.

  5. Принципгласности.

  6. Принципприоритетаигарантированностиправличности.

  7. Принцип централизации и децентрализации.1.Принцип народовластия.

Закрепленный в Конституции принцип народовластия означает, что народ единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов законодательной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установлен порядок отчетности должностных лиц органов исполнительной власти перед населением.

    1. Принцип законности предусматривает обязанность всехоргановгосударственнойвласти,должностныхлицсоблюдатьКонституциюРоссийскойФедерацииизаконы.

Одной из основ поддержания законности и правопорядка является персональная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается также в требовании строгого соблюдения норм Конституции РФ о соотношении актов органов
государственной власти и актов, принимаемых субъектами. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.

    1. Принципразделениявластейотражаетсуществованиеисамостоятельностьтрехветвейвласти законодательной,исполнительной,судебной.

Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

    1. Принципфедерализма.

Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти).

    1. Принципгласности.

Конституцией Российской Федерации установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

    1. Принципприоритетаигарантированностиправличности.


Права личности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

    1. Принципсочетанияцентрализацииидецентрализации.

Принцип централизации сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Централизация вытекает из единства системы исполнительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Централизованное осуществление исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством. Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.