Файл: Модуль Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 4. Административное право

1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки

3. Понятие и принципы государственного управления

Соотношение понятий «государственное управление» и

Теории государственного управления

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Виды субъектов административного права

Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Федеральные органы исполнительной власти

Список литературы

Модуль 4. Административное право

1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих

служащих

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Юридический состав административного правонарушения

Понятие и основные черты административной ответственности

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Понятие административных наказаний, цель их назначения

Общие правила наложения административных наказаний

Список литературы

Юридический состав административного правонарушения


Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии всех признаков административного правонарушения может отсутствовать его состав, что исключает законность привлечения лица к административной ответственности.

В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения (как основания для административной ответственности).

Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, т.к. в его действии нет состава административного правонарушения (субъектом административного правонарушения признается физическое лицо, достигшее на момент его совершения 16 лет).

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.

Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

При отсутствии в деянии состава административного правонарушения
дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Составадминистративногоправонарушенияделитсяна:

  • материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий);

  • формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Кэлементамсоставаадминистративногоправонарушенияотносятся:объект,объективнаясторона,субъект,субъективнаясторона.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Выделяютследующиевидыобъектов:

  • общие это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами административного права;

  • родовой группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения; существующие общественные отношения;

  • непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве – это общественный порядок и спокойствие граждан).


Согласно КоАП РФ, к родовому объекту правонарушения относятсявидыжизнедеятельностигражданидеятельностиюридическихлицвобласти:

    • защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);

    • охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);

    • охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

    • промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);

    • сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);

    • транспорта (гл. 11);

    • дорожного движения (гл. 12);

    • связи и информации (гл. 13);

    • предпринимательской деятельности (гл. 14);

    • финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

    • таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

    • посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);

    • защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);

    • воинского учета (гл. 21).

Следуетразличатьобъектипредметадминистративногоправонарушения:

-предмет это вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения.

Отличиепредметаотобъектаадминистративногоправонарушения:

    1. объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

    2. предмет является факультативным элементом объекта;

    3. объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при мелком хищении).


Объективнаясторонаадминистративногоправонарушения это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Обязательными элементами объективной стороныадминистративного правонарушениявыступают:

  • противоправное деяние форме действия или бездействия),

  • общественно вредные последствия,

  • причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Противоправноедеяние это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправноедействие это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

Обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Анализ объективной стороны административного правонарушения предполагает выявление причинной связи между конкретным противоправным деянием и наступившими в результате него последствиями.

Общественно-опасные, вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

Взависимостиотхарактераобщественно-вредныхпоследствийразличаютпоследствияматериальныеинематериальные.

В зависимости от того, указаны ли
в составеадминистративногоправонарушениявкачествеквалифицирующегопризнакаобщественноопасные, вредные последствия, все составы подразделяются на формальныеи материальные.

Формальнымпризнаетсятакойсоставадминистративногоправонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо конкретного общественно опасного, вредного последствия.

Административные правонарушения отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступивших последствий.

Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом.

Еще один пример административного правонарушения с формальным составом превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом.

Материальный состав административного правонарушения включаетвсебя, помимо противоправного деяния, обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных (вредных) последствий.

Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный