Файл: Модуль Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 4. Административное право

1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки

3. Понятие и принципы государственного управления

Соотношение понятий «государственное управление» и

Теории государственного управления

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Виды субъектов административного права

Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Федеральные органы исполнительной власти

Список литературы

Модуль 4. Административное право

1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих

служащих

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Юридический состав административного правонарушения

Понятие и основные черты административной ответственности

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Понятие административных наказаний, цель их назначения

Общие правила наложения административных наказаний

Список литературы

др).

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на федеральные и региональные. Федеральные органы осуществляют свою деятельность на всей территории РФ в целом (Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства).

В свою очередь, они могут создавать территориальные или межтерриториальные органы.

К территориальным относятся органы, действующие на территориисубъекта Федерации либо муниципального образования, но не входящие всистемуоргановисполнительнойвластиконкретногосубъекталибомуниципальногообразования.

Межтерриториальные органы осуществляют свою деятельность натерриториифедеральногоокругалибонесколькихмуниципальныхобразований,например Межмуниципальное управление (отдел) Министерства внутренних дел, полномочия которого распространяются на территорию двух муниципальных районов.

Поправовомуоснованиюобразованиявыделяют:

  • органы исполнительной власти, предусмотренные Конституцией РФ (Правительство РФ);

  • органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства РФ (федеральные министерства, службы, агентства);

  • органы исполнительной власти, образуемые на основе конституций, уставов, законов субъектов РФ.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органыисполнительной власти подразделяются на коллегиальные и единоначальные.Коллегиальныеорганысостоят из ряда членов, и решения по основным вопросам, находящимся в их компетенции, принимаются на основе мнения,

высказанного большинством членов этого органа
(Правительство РФ).

Единоначальныеорганывозглавляет один человек (руководитель), который непосредственно принимает решения по всем подведомственным вопросам (федеральные министерства, службы, агентства). Для выработки наиболее оптимальных решений по тем или иным вопросам может проводиться коллективное обсуждение на заседаниях специально созданных коллегий, комиссий, советов.

В литературе используются и иные критерии классификации органов исполнительной власти.

Различные по своему конкретному назначению органы исполнительной власти образуют единую систему, в рамках которой обеспечивается их взаимодействие в процессе осуществления задач государственного управления.

СистемуоргановисполнительнойвластиРФсоставляют:

  • Правительство РФ высший орган исполнительной власти;

  • федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

  • органы исполнительной власти субъектов РФ;

  • территориальные органы органов исполнительной власти субъектов РФ. Систему федеральных органов исполнительной власти устанавливает

Президент РФ.

Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами

конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г.

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

Федеральные органы исполнительной власти


Основным и самым многочисленным звеном государственных органов государственного управления являются федеральные органы исполнительной власти, которые созданы для реализации внутренних и внешних функций государства.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, службы и агентства. Их статус регулируется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Можно выделить две главные задачи, которые стоят перед каждымминистерством.

Во-первых, министерство призвано обеспечить разработку и реализацию государственной политики в определенной отрасли или сфере государственного управления.

Во-вторых, в установленной сфере деятельности оно осуществляет нормативное регулирование, т.е. издает собственные правовые акты, которые устанавливают правила поведения, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами.

Некоторыеминистерства,помимоэтого,ещеосуществляюткоординациюиконтрольдеятельностинаходящихсявихведениифедеральныхслужби агентств, в частности:

  • утверждают ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

  • по представлению руководителей федеральных служб и агентств вносят в Правительство РФ проект положения о федеральной службе или агентстве, предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда их работников;

  • вносят в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сферам деятельности федеральных служб и агентств, находящихся в их ведении, если принятие таких актов относится к компетенции Правительства РФ;

  • дают поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролируют их исполнение;

  • назначают на должность и освобождают от должности по представлению руководителя федеральной службы, агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

  • вносят в Правительство РФ представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей (заместителей руководителей) федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.


Федеральным министрам предоставлено право в случае необходимости приостанавливать или отменять решения подведомственных федеральных служб и агентств. Министерства осуществляют также функции по координации деятельности государственных внебюджетных фондов. Федеральное министерство возглавляет министр, который входит в состав Правительства РФ.

На заместителя федерального министра могут одновременно возлагаться функции руководителя федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему министерству.

Федеральнаяслужба федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Подфункциямипоконтролюинадзорупонимается:

    • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

    • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

    • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.


Контрольно-надзорныеполномочияосуществляются, как правило, в отношении неподчиненных объектов по вопросам соблюдения общеобязательных правил (например, в сфере санитарного, страхового, экологического законодательства), а также специальных правил, действующих в отдельных отраслях управления (например, правил транспортной, атомной безопасности и др.).

В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение федерального законодательства и нормативных правовых актов федерального

министерства, осуществляющего в отношении нее функции координации и контроля.

Некоторые федеральные службы в соответствии с указами Президента РФ или Правительства РФ могут быть наделены полномочиями по нормативно-правовому регулированию, а также по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Это относится, прежде всего, к компетенции федеральных служб, осуществляющих специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Она может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Под