Файл: Модуль Административное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 4. Административное право

1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки

3. Понятие и принципы государственного управления

Соотношение понятий «государственное управление» и

Теории государственного управления

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Виды субъектов административного права

Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Федеральные органы исполнительной власти

Список литературы

Модуль 4. Административное право

1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих

служащих

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Юридический состав административного правонарушения

Понятие и основные черты административной ответственности

Список литературы

Модуль 4. Административное право

Понятие административных наказаний, цель их назначения

Общие правила наложения административных наказаний

Список литературы

Модуль 4. Административное право


Тема 4. Административно-правовой статус государственных служащих

  1. Особенности административно-правового статусагосударственныхслужащих.

  2. Административно-правового статуса государственных служащих.

1. Особенности административно-правового статуса государственных служащих


Центральное место в системе государственной службы занимает государственный служащий. От того, насколько грамотно и успешно выполняет он свои обязанности, во многом зависит эффективность деятельности государственных органов по реализации поставленных перед ними задач. Поэтому важное значение имеет выяснение тех признаков, которые характеризуют государственного служащего, выделяя его из других лиц, занятых общественно полезным трудом.

Нормативное определение понятия «государственный служащий» закреплено в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым государственныйслужащий этогражданин,осуществляющийпрофессиональнуюслужебнуюдеятельностьнадолжностигосударственнойслужбыиполучающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счетсредствбюджета (федеральноголибо субъекта РФ).

Данное определение в равной степени относится как к федеральным служащим, так и к служащим субъекта РФ.

Таким образом, наиболее значимыми признаками, характеризующимигосударственного служащего,являютсяследующие:

  1. ГосударственнымслужащимможетбытьтолькогражданинРоссии,иностранныегражданеи лицабезгражданстванет.


Препятствием для поступления на государственную службу является и наличие «двойного» гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Исключением из этого правила является военная служба, на которую на контрактной основе могут быть приняты иностранцы (граждане государств, входящих в состав СНГ).

  1. Основополагающимвопределениигосударственногослужащегоявляетсязамещениедолжностигосударственной службы.

Именно в соответствии с занимаемой должностью служащий исполняет свои обязанности по реализации полномочий органа государства.

В рамках замещаемой должности служащий наделен определенным комплексом государственно-властных полномочий, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

  1. Свою деятельность государственный служащий осуществляет напрофессиональной(постоянной)основе,получаязаэтоденежноевознаграждение(содержание)отгосударства.

В зависимости от вида государственной службы денежное содержание может выплачиваться за счет федерального бюджета или бюджета субъектов РФ.

  1. Специфика правового регулирования, устанавливающего приоритетнормзаконодательстваогосударственнойслужбе,относящегосякпубличному (административному) праву, над законодательством о труде,регулирующимчастное право.

Названные нормы содержатся в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», изданных на их основе указах
Президента России, ведомственных нормативных актах органов государственной власти РФ, а также в законах и подзаконных актах субъектов РФ.

Существуют и другие признаки государственного служащего.

Это наличие классных чинов, воинских или специальных званий, квалификационных требований, запретов и ограничений, связанных с государственной службой, и т. п.

Должностьгосударственнойслужбы это организационное звено, связывающее орган государства с физическим лицом – служащим, который замещает должность и исполняет определенные по ней полномочия.

Перваяособенностьдолжностигосударственнойслужбызаключается в том, что она учреждена в органах государственной власти – федеральных и субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными и региональными законами.

Вторая особенность должности государственной службы состоит в том, что она учреждена для осуществления полномочий государственных органов (представительных, исполнительных, судебных и т. д.).

Таким образом, лицо, замещающее должность государственной службы, действует от имени и по поручению органа государства со всеми вытекающими отсюда последствиями (ответственность, защита от неправомерных действий и т. п.).

Третьяособенностьзаключаетсявтом,чтодолжностьгосударственной службы в обязательном порядке должна быть включена вРеестр должностей государственной гражданской службы, утверждаемыйПрезидентомРФили всоответствующие
реестры субъекта РФ.

В государственном управлении и законодательстве различают два вида должностей: «государственная должность» и «должность государственной (гражданской) службы». Государственные должности РФ и ее субъектов это политические должности, которые, во-первых, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, во-вторых, предназначены для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов либо государственных органов субъектов РФ.

Таким образом, это должности для непосредственного осуществления полномочий государства и его органов. Лица, которые замещают названные

должности, обладают государственно-властными политическими полномочиями.

К ним на федеральном уровне относятся Президент РФ, Председатель Правительства, федеральные министры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи федеральных судов и др. Сводный перечень государственных должностей РФ утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. последними дополнениями).

На региональном уровне к лицам, замещающим государственные должности, относятся депутаты законодательных органов, выполняющие свои полномочия на постоянной профессиональной основе, члены высшего органа исполнительной власти, члены избирательных комиссий, работающие на постоянной (штатной) основе, и др.

Перечень названных должностей предусмотрен Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации».

Данные лица не являются государственными служащими – на них не распространяется законодательство о государственной службе
, их правовой статус, деятельность и полномочия регулируются специальными законами.

Например, Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

Аналогичным образом данный вопрос решается и в субъектах Федерации. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативно-правовым актом РФ, законом или иным нормативноправовым актом субъекта РФ.

Ониподразделяютсянадолжности:

  • федеральнойгосударственнойгражданскойслужбы;

  • государственнойгражданскойслужбысубъектовРФ;

  • воинскиедолжности;

  • должностииныхвидовгосударственнойслужбы.

Должности гражданской службы делятся на категории и группы. Деление на категории отражает различия в характере и объеме полномочий замещающих их служащих.

Выделяютследующиекатегориидолжностей:

  1. Руководители должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

  2. Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

  3. Специалисты должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

  4. Обеспечивающиеспециалисты должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.