Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ всех видов деятельности в период практики
2. Методическая папка по практике (общее задание)
2.2. Сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО.
2.3. Образовательное мероприятие с детьми в соответствии
3.1. Библиографический список литературы
3.2. Разработка и планирование исследования в рамках работы над темой курсовой работы
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
средствами изобразительной деятельности»
3.3.Экспериментальное исследование в рамках темы исследования.
3.4. Подборка дидактических материалов в соответствии с темой исследовательской работы
Наименее разработанным вопросом, который нуждается в тщательном исследовании, является формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности. Все это и обусловило актуальность темы исследования. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности».
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: изучение развития творческого воображения детей средствами изобразительной деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе изобразительной деятельности. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование, методы математической обработки данных.
База исследования: МДОУ ЦРР д. с. «Золотой ключик» с. Тогур, Томской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный нами комплекс занятий по развитию творческого воображения детей, а так же выводы и результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 26 наименований.
Глава II. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования была организована экспериментальная работа. Исследование проводилось в течение 4 месяцев.
1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
В эксперименте участвовали дети 6 - 7 лет, посещающие старшую группу комбинированной интеграции детского сада «Золотой ключик», с. Тогур, Томской области. В этом исследованиях принимали участие 18 детей (6 девочек, 12 мальчиков).
Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня развития творческого воображения каждого ребёнка.
Задачи эксперимента:
В качестве основного метода исследования использовалось наблюдение.
С целью диагностики уровня развития творческого воображения детей были использованы следующие методики:
Методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь».
Ребенку предлагаются лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов).
Задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
Оцениваемые параметры:
Рисунок ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и нарисовать.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и нарисовал что-то очень простое, например, солнышко, мячик.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он нарисовал простой рисунок, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманный им рисунок достаточно оригинальный, но детально не проработанный.
10 - баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманный им рисунок весьма оригинальный, детально проработан и отличается хорошим художественным вкусом.
Методика Р.С. Немова «Скульптура».
Ребенку предлагается набор пластилина. Задание: за 5 минут вылепить какую-либо поделку.
Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущей методике, от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Выводы об уровне развития творческого воображения:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Таким образом, для диагностики развития воображения было использовано две методики. Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В результате был выявлен уровень состояния творческого воображения у детей на начальном этапе эксперимента. Все результаты были систематизированы и представлены в виде таблицы Уровень творческого воображения в начале эксперимента
Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: изучение развития творческого воображения детей средствами изобразительной деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе изобразительной деятельности. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
-
Провести анализ научной литературы по проблеме. -
Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. -
Составить комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование, методы математической обработки данных.
База исследования: МДОУ ЦРР д. с. «Золотой ключик» с. Тогур, Томской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный нами комплекс занятий по развитию творческого воображения детей, а так же выводы и результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 26 наименований.
3.3.Экспериментальное исследование в рамках темы исследования.
Глава II. Экспериментальное исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования была организована экспериментальная работа. Исследование проводилось в течение 4 месяцев.
1. Выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
В эксперименте участвовали дети 6 - 7 лет, посещающие старшую группу комбинированной интеграции детского сада «Золотой ключик», с. Тогур, Томской области. В этом исследованиях принимали участие 18 детей (6 девочек, 12 мальчиков).
Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня развития творческого воображения каждого ребёнка.
Задачи эксперимента:
-
Подобрать методику диагностирования детей. -
При помощи инструментария диагностики определить уровень развития творческого воображения каждого ребенка.
В качестве основного метода исследования использовалось наблюдение.
С целью диагностики уровня развития творческого воображения детей были использованы следующие методики:
Методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь».
Ребенку предлагаются лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов).
Задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
Оцениваемые параметры:
-
Необычность, оригинальность образов; -
Богатство фантазии (разнообразие образов); -
Детализированность образов; -
Эмоциональность образов.
Рисунок ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и нарисовать.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и нарисовал что-то очень простое, например, солнышко, мячик.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он нарисовал простой рисунок, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманный им рисунок достаточно оригинальный, но детально не проработанный.
10 - баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманный им рисунок весьма оригинальный, детально проработан и отличается хорошим художественным вкусом.
Методика Р.С. Немова «Скульптура».
Ребенку предлагается набор пластилина. Задание: за 5 минут вылепить какую-либо поделку.
Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущей методике, от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Выводы об уровне развития творческого воображения:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Таким образом, для диагностики развития воображения было использовано две методики. Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В результате был выявлен уровень состояния творческого воображения у детей на начальном этапе эксперимента. Все результаты были систематизированы и представлены в виде таблицы Уровень творческого воображения в начале эксперимента
| | 1методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов | 2методика «Скульптура» Р. С. Немов | Итог |
1 | Артём К. | 2 | 2 | 2 |
2 | Анжела Л. | 4 | 4 | 4 |
3 | Тимур С. | 5 | 5 | 6 |
4 | Юра П. | 2 | 2 | 2 |
5 | Лера Ц. | 4 | 4 | 4 |
6 | Паша Н. | 4 | 4 | 4 |
7 | Женя Т. | 8 | 8 | 8 |
8 | Серёжа И. | 6 | 6 | 6 |
9 | Андрей Л. | 4 | 4 | 4 |
10 | Андрей П. | 2 | 2 | 2 |
11 | Ваня Е. | 4 | 4 | 4 |
12 | Ваня И. | 3 | 3 | 3 |
13 | Глеб С. | 9 | 9 | 9 |
14 | Аня К. | 2 | 2 | 2 |
15 | Ева К. | 6 | 6 | 6 |
16 | Оля К. | 3 | 3 | 3 |
17 | Лёня Ж. | 3 | 3 | 3 |
18 | Влада Н. | 2 | 2 | 2 |